СЕМЕНДЕР
СЕМЕНДЕР
хазарский город на Сев. Кавказе, приблизительно до 723 - столица Хазарского каганата. Точное его месторасположение не установлено; он находился, видимо, в сев. части Дагестана или в прилегающих к ней р-нах Чечено-Ингушетии. С. был важным промежуточным пунктом на торг. пути из Закавказья в Вост. Европу, славился своими садами. Он был разрушен в 60-х гг. 10 в. в результате похода русов. Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Минорский В. Ф., История Ширвана и Дербенда, М., 1963.
СЕМЕНДЕР
в древности хазарский город в Прикаспии, в сев. части Дагестана, к Ю. от нижн. теч. р. Сулака. Население С. было весьма пестрым в этнич. (хазары, тюрки, славяне, евреи) и религ. отношениях — христ., мусульм. и иуд. Жители С. заним. торговлей, ремеслами, большую роль играло виноделие. Город был разрушен во время похода киевск. князя Святослава на хазар в 965. «СЕМЕРКА» — в шумеро-аккад. миф. категория демонов, преимущ. злых. Восприним. как единое целое (граммат. форма образована как ед. число). В своей злой ипостаси «С.» — порожд. бога Анна (Ану). В мифе о лунном затм. Анн посылает «С.» против бога луны, чтобы окружить его и затемнить; Энки вместе с богом огня пытается проникн. в тайну «С.», чтобы найти против нее действ. заклинание. Серия заклинаний «злые демоны утукку» идентиф. «С.» с утукку. В нек-рых заклинат. текстах под «семью и семью» добрыми демонами подразумев., видимо, семь детей Энмешарры и семь мудрецов (абгалей). Не совсем ясно, следует ли «семь детей богини Ишхары» толковать как злых демонов или их надо причисл. к детям Энмешарры. В ряде заклинат. текстов «С.» назв. как доброе божество — воитель против злых демонов вместе с сестрой своей Наруду. Как астрал. божество «С.» олицетв. Плеяды. Число семь («С.») — символич. во мн. миф. системах.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998