(р. 23.08.1941) — спец. по истории рус. религ. филос. и рус. космизму; д-р филол. наук. Род. в Чите. Окончила филол. ф-т МГУ (1964), асп. Лит. ин-та им. А.М.Горького (1970). Работала преп. франц. яз. в Военном ин-те иностр. языков (1965—1968 и 1970—1974), зав. кафедрой иностр. языков Лит. ин-та им. А.М.Горького (1974—1978). С 1988 работает в Ин-те мировой литературы АН СССР (РАН), с 1998 — гл. н. с. Канд. дисс. — "Философский роман Ж.-П.Сартра и А.Камю ("Тошнота" и "Посторонний")" (1974), Докт. дисс. — "Космическое в русской литературе XX века" (1992). В круг науч. интересов С. входят проблемы и темы: филос. антропология; аксиология и иммортология; жизнь, смерть и бессмертие; ноосфера; космич. филос.; филос. и религия; филос. и литература; рус. идея; экзист. сознание в западноевроп. и рус. филос. С. разработала концепцию активно-эволюц., ноосферной и активно-христ. мысли, двух ветвей целого течения рус. мысли конца XIX — начала XX в., часто объединяемых в понятие "русский космизм". Развила идею "активной эволюции" как нового сознательно-творч. этапа развития мира, направляемого религ. идеалом, разумом и нравств. чувством; ввела понятия "ноосфера как реальность" (вся хозяйственная, культурная деятельность человечества на земной планете) и "ноосфера как идеал" (будущий преображенный, бессмертный порядок бытия, Царствие Небесное). В контексте согласованной религ. и науч. картины мира С. углубляет ряд представлений мыслителей рус. религ. возрождения (Н.Федоров, Вл.Соловьев, С.Булгаков, Н.Бердяев, Г.Федотов): об активной творч. эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу, а на постепенное преображение; об условности апокалиптических пророчеств, понятых лишь как угроза, а не фатальный приговор; об истории как "работе спасения", о богочеловечестве, о сотрудничестве Божественных и человеч. энергий в деле обожения мира, о призвании человечества стать активным орудием исполнения воли Божьей в творении, о проблеме, всеобщего спасения, идущей из времен ранней христ. мысли — от Оригена и св. Григория Нисского. На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия) С. по-новому ставит проблему "человек и природа", противопоставляя здесь ноосферные установки рус. космизма ряду положений экософии, нового экол. сознания с их пафосом свертывания человечества, сокращения его численности, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. С. развивает идеи Н.Федорова о регуляции как внешн. природы, так и внутр., самого человека (психофизиологич. регуляция), имманентном воскрешении и преображении, трансформации эротической энергии. Одно из направлений работы С. связано с изучением рус. литературы XIX—XX вв. в филос. ракурсе, как нац.-характер-ной формы филос. постижения реальности мира и человека. На пороге двухтысячелетнего юбилея христианства С. закончила большое иссл. Четвероевангелия, в к-ром ставила целью соединить святоотеческую традицию евангельской экзегетики с активно-христ. взглядом рус. религ. филос., по-новому высвечивающим метафиз. смысл событий, жестов, слов священной истории.
Соч.
: Валентин Распутин. М., 1987; Активно-эволюционная мысль Вернадского // Прометей 15. М., 1988; Преодоление трагедии. Вечные вопросы в литературе // М., 1989; Этика "Общего дела" Н.Ф.Федорова. М., 1989; Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; О бессмертии // Опыты. М., 1990; Паладин вечности // ВФ. 1993. № 1; Русский космизм // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993; Тайны Царствия Небесного. М., 1994; "Тайное тайных" Андрея Платонова (Эрос и пол) // "Страна философов" Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1994; Философия воскрешения Н.Ф.Федорова // Н.Ф.Федоров. Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1995; Духовный материк В.И.Вернадского // Молодая гвардия. 1996. М8; "Душа, кипящая радостным миром идей..." (Космический гений России — К.Э.Циолковский) // Там же. 1996. № 9; Активное христианство Н.Ф.Федорова в контексте нашего времени // Философия русского космизма. М., 1996; Идея "активной эволюции" и новое экологическое мышление // Стратегия выживания: космизм и экология. М., 1997; Поэт "поддонной" России (религиозно-философские мотивы творчества Николая Клюева // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997; Мыслительные диапазоны Максима Горького // Человек. 1999. № 5, 6; Пушкинская философия Эроса (в контексте русской мысли конца XIX—XX вв.) // ВФ. 2000. № 1; Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья // Вопросы литературы. 2000. № 3; Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000; "Жизнь, пробивающая себе путь к вечности..." (Михаил Пришвин — мыслитель) // Человек. 2000. № 6; 2001. № 1; Николай Федоров и Фридрих Ницше // ВФ. 2001. № 2.