СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
   • Septem contra Thebas,
         см. Adrastus, Адраст.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Семеро против Фив
семь легендарных героев во главе с Адрастом и Полиником, принявших участие в походе на Фивы, где царствовал брат Полиника Этеокл. Все участники, кроме Адраста, погибли. Легенда «С. п. Ф.» нашла отражение в сочинениях Эсхила, Софокла, Еврипида.

Источник: Словарь античности. 1989

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
так обозначались мифические вожди войска аргивян, герои похода против города Фивы: Полиник, Адраст, Амфиарай, Тидей, Капаней, Гиппомедонт, Парфенопей. Целью воинственного похода было завоевание фиванского престола, который оставил в наследство братьям Полинику и Этеоклу их отец Эдип. Длительная осада города завершилась братоубийственным поединком, в котором братьясоперники погибли, а крепость устояла, поскольку, по преданию, царевич Менекей принес себя в жертву отечеству. Через десять лет Адраст возглавил поход сыновей семерых героев на Фивы, завершившийся падением города (поход эпигонов).

Источник: Краткий словарь античности. 2001

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
в греч. миф. поход против Фив; одно из важнейших событий, предшеств. Троянской войне. Вражда между сыновьями Эдипа, правившим в Фивах Этеоклом и претендов. на этот престол Полиником явилась основной причиной похода С. п. Ф. Изгн. Этеоклом из Фив Полиник получил убежище у аргосск. царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил своего тестя возглавить объед. войско, состоявш. из семи отрядов под команд. семи полководцев (по числу ворот в Фивах). Имена вождей в различ. источ. неск. варьируются, прежде всего в зависим. от того, выступает ли сам Адраст как верхов. главноком. или в числе семи. У всех авторов участн. похода назыв. Полиник, Тидей (второй зять Адраста), Амфиарай, Капаней и Парфенопей; обычно вместе с ними упомин. также Гиппомедонт и Этеокл-аргосец.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Семеро против Фив
   в греческой мифологии поход семи аргивских вождей во главе с Адрастом и Полиником, сыном фиванского царя Эдипа, против брата Полиника Этеокла, царствовавшего в Фивах. В походе погибли все вожди, кроме Адраста.

   Аполлодор. Мифологическая библиотека (III, 6). М., 1993; Еврипид. Просительницы. Финикиянки. // Еврипид. Трагедии. М., 1980.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   Героический эпизод фиванского эпоса, относящийся ко временам Этеокла. Все участники перечислены в трагедии Эсхила "Семеро против Фив", а также в трагедиях Еврипида "Финикиянки" и "Просительницы" следующим образом: Адраст, Амфиарай, Капаней, Гиппомедонт (царь Аргоса), Партенопей (сын Мелеагра и Аталанты), Полиник (брат Этеокла) и Тидей (отец Диомеда). Войско состояло из семи отрядов под командованием семи вышеназванных полководцев (по числу ворот в Фивах). Все участники, кроме Адраста, погибли.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   сказание о походе семерых вождей против Фив, одном из важнейших событий, предшествовавших Троянской войне. Мифолог, обоснованием похода было саморазоблачение царя Эдипа, в результате к-рого его сыновья Этеокл и Полиник, рожденные им в невольном браке с собств. матерью Иокастой, потеряли уважение к отцу,, и принудили его к изгнанию. Разгневанный Эдип дважды проклял сыновей, предсказав, что они будут с оружием в руках спорить о власти, т.е. сойдутся в братоубийств, поединке. Чтобы избежать этого, братья договорились править в Фивах по очереди, и первым получил престол Этеокл. Когда же наступило время передать трон брату, он не только не сделал этого, но и изгнал Полиника из города. Тот нашел пристанище в Аргосе у царя Адраста, женился на его дочери и сумел убедить тестя возглавить войско, объединившее 7 отрядов под командованием вождей (по числу ворот в Фивах), чтобы выступить против Этеокла. числе участников похода источники называют Тидея (второго зятя Адраста), Амфиарая (царя Аргоса, изгнавшего когда-то Адраста, но затем примирившегося с ним), Капанея, Парфенопея, Гиппомедонта и Этеокла-аргосца - все они, в той или иной мере, были связаны с Адрастом узами родства. Неблагоприятные предзнаменования предшествуют походу. Амфиарай, обладающий даром прорицания, предсказывает неудачу в войне, гибель всех вождей, кроме Адраста, и безуспешно пытается отговорить участников от выступления. Зевс шлет им предостерегающие знамения и т. п. Тем не менее вожди, все, кроме Амфиарая, отличающиеся надменностью, кичливостью и пренебрежением к воле богов, клянутся снести Фивы до основания и отправляются в поход. Проходя через Немею, они учреждают знаменитые впосл. Немейские игры в память о погибшем по их вине местном малолетнем царевиче. Во время осады Фив царевич Менекей, узнав из пророчества, что его смерть спасет родной город, приносит себя в жертву. Полиник вступает в единоборство с Этеоклом, и братья убивают друг др. Погибают и все остальные вожди, осаждавшие Фивы, в т. ч. Амфиарай, к-рого во время бегства поглощает разверзшаяся земля. Спасается только Адраст, вынесенный с поля боя божеств, конем Арейоном, подаренным ему некогда Гераклом. Победившие фиванцы отказываются выдать родным тела убитых вождей для погребения, и только вмешательство афинского царя Тесея, к к-рому обратились за помощью близкие погибших, помогает уладить конфликт. Без погребения остается тело одного Полиника: новый царь Фив под страхом смертной казни запрещает хоронить его и велит бросить тело на, растерзание хищным зверям и птицам за то, что он предпринял поход против родного города. Но сестра Полиника Антигона, вопреки воле царя, совершает символический обряд погребения брата, расплачиваясь за это своей жизнью. Через 10 лет Адраст возглавляет новый поход против Фив, в к-ром участвуют дети погибших вождей (эпигоны); им удается взять и разорить город. В основе сказания о походах С. п. Ф. и их потомков лежит воспоминание о воен. столкновениях между отд. царствами микен. времени. Упоминания о походе С. п. Ф. имеются уже в «Илиаде»; спец. ему была посвящена не дошедшая до нас эпич. поэма «Фиваида» (VII в. до н. э.); на этой мифолог, основе написаны трагедии «Семеро против Фив» Эсхила и «Финикиянки» Еврипида. На темы мифов т. н. фиванского цикла созданы также трагедии´ «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона» Софокла, «Финикиянки» Сенеки Младшего и поэма Стация «Фиваида».

   И.К.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997