СЕМИОТИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЕМИОТИКА
знак, признак — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе, природе или в самом человеке (зрительное, слуховое восприятие и др.).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Семиотика
греч. semeion – знак) – наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражение смысла, а также общения.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СЕМИОТИКА
греч. semЕion – знак), наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и представляет собой особого рода надстройку над целым рядом наук, использующих понятие знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в т. ч. при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839–1914), который и предложил это название, дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Идеи Пирса развил другой американский философ – Ч. Моррис, который определил и структуру самой семиотики.
В основе семиотики лежит понятие знака. Вслед за Ф. де Соссюром, знаком называют двустороннюю сущность, материальный носитель которой называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым. Синонимами «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а синонимами «означаемого» – термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл». К знакам относятся слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, жесты и многое другое. Знак играет ключевую роль в семиозисе (процесс знакообразования). Семиозис – это некая динамическая ситуация, включающая определенный набор компонентов: А – отправитель сообщения, Б – его получатель, В – сообщение, Г – канал связи и Д – код. Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).
В 20 в. семиотика развивалась в разных направлениях. В Америке объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе семиотику развивали прежде всего лингвисты Л. Ельмслев, С. О. Карцевский, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и др. – и литературоведы В. Я. Пропп, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р. Барт, А. Греймас, К. Леви-Стросс, У. Эко и др. В России существовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др.) и Тарту (Ю. М. Лотман, Б. М. Гаспаров и др.), которые называют единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школой семиотики. Ключевым для современной российской семиотики является рассмотрение культуры как знаковой системы, выступающей в роли посредника между человеком и окружающим миром (Т. М. Николаева, Ю. С. Степанов, Н. И. Толстой и др.).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
213.81 кб

Рецензия на книгу: Кнабе Г.С. Семиотика культуры: Конспект учебного курса. М.: Российск. гос. гумани

Д.И. Антонов, А.Н. Никитин
Читать PDF
370.38 кб

Первобытное искусство как визуальная семиотика в исследованиях социальных и культурных антропологов

Новик Юлия Олеговна
Abstract The article raises the problem of interdisciplinary semiotic-anthropological interrelations which is very important for the modern theory of the primitive art.
Читать PDF
204.65 кб

Семиотика времени в книжном документальном тексте второй половины XVII В. (на примере «Дневальных за

Шунков Александр Викторович
На примере книжного документального текста второй половины XVII в. рассмотрена проблема эволюции категории времени в русской литературе Переходного периода.
Читать PDF
129.43 кб

Семиотика восточной палитры России

Русакова О.Ф.
Читать PDF
397.02 кб

Семиотика зеркала в фольклорно-этнографической традиции осетин

Кусаева Залина Константиновна
Использование зеркал в ритуальных практиках, а также многообразие художественных образов зеркала и связанных с ним мотивов, распространенных в фольклорно-этнографической традиции многих народов, оказали очевидное влияние на статус
Читать PDF
3.54 мб

Семиотика свадебных украшений бурят

Федорова М. В.
Читать PDF
183.59 кб

Семиотика – модный бренд в культуре

Махлина Светлана Тевельевна
Читать PDF
144.14 кб

Семиотика как идейный исток исторической антропологии

Петрик О.В.
Читать PDF
361.37 кб

Семиотика личности символиста («Иностранец» К. Бальмонт)

Ерохина Татьяна Иосифовна
Читать PDF
174.86 кб

Семиотика сценического текста

Григорьянц Татьяна Александровна
Рассматривается формирование сценического текста спектакля, этапы его становления; анализируется понятие «высказывание» как базовая единица сценического произведения.
Читать PDF
117.66 кб

Семиотика искусства в XXI в

Махлина Светлана Тевельевна
В статье показаны особенности современного искусства, в котором многие видят черты деградации: комиксы, сиюминутные рукотворные сенсации и звезды.
Читать PDF
442.59 кб

А.И. КУЛЯПИН, О.А. СКУБАЧ. МИФЫ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА: СЕМИОТИКА СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1920-1950-Х ГГ.: МОНОГР

Ковалев Олег Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Семиотика абстрактного / реального в творчестве омских художников

Кошелева Ольга Михайловна, Пендикова Ирина Геннадьевн
В статье рассматривается процесс актуализации абстрактного формообразования в изобразительном искусстве Омска и характеризуются индивидуальные особенности пластического языка омских художников.
Читать PDF
0.00 байт

Семиотика сценического пространства: проблемы режиссерского высказывания

Григорьянц Татьяна Александровна, Киселева Вероника Александровна
Сценические произведения могут быть представлены как своеобразные тексты.
Читать PDF
0.00 байт

2017.03.012. МАКНАББ К.Х. СЕМИОТИКА ШЕКСПИРА И ПРОБЛЕМА ФАЛЬСТАФА. MCNABB C.H. SHAKESPEARE’S SEMIOTI

Кузьмичев А.В.