Семирадский Генрих Ипполитович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Семирадский Генрих Ипполитович

Семирадский (Генрих Ипполитович) - исторический живописец, родился в 1843 г., близ Харькова. (Умер в Риме, в 1902 году, профессор живописи.) Учился во 2-й харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д.И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова . В 1860 г. Семирадский поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под руководством того же Бесперчия. Будучи выпущен из университета со степенью кандидата, он отправился в Санкт-Петербург и поступил в вольные слушатели Императорской Академии Художеств, из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями и несколькими денежными премиями, между прочим за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя в ад" и "Гибель Содома" (все три находятся в музее академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (находится в музее академии), большая золотая медаль и звание художника 1 степени. В качестве пенсионера академии, Семирадский отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину: "Римляне блестящих времен империи" (находится в Александровском дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы графа А.К. Толстого . В Санкт-Петербург, на академической выставке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (находится ныне в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге). После нее из-под кисти Семирадского вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874; принадлежит г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московского храма Христа Спасителя, между прочим колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживосожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде - в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведений Семирадского укажем на "Древний танец между мечами" (находится у К. Солдатенкова , в Москве), "Оргию времен Тиверия на острове Капри" (у него же), "Искушение" (у великого князя Константина Константиновича ), две большие стенные картины, украшающие собой московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (находится в музее Александра III, в Санкт-Петербурге) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у князя Радзивилла"). В 1889 г. устроена была Семирадским в Санкт-Петербурге выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение святого Иеронима", а остальные - сцены из древнегреческой жизни: "Перед купанием", "У фонтана", "По примеру богов" (находится в Александровском дворце в Царском Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (находится в музее императора Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена туринской академии и корреспондента французского института. Наконец, после весьма удачной картины: "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую Семирадский получил золотую медаль на Мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столько значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение - "Дирцея на римском цирке", выставленная в Санкт-Петербурге в 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но при всей своей внешней привлекательности, картины Семирадского грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями. А. С-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Семирадский, Генрих Ипполитович

Семирадский Генрих Ипполитович


— исторический живописец; род. в 1843 г. близ Харькова, учился во 2-й Харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д. И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова. В 1860 г. С. поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под рувоводством того же Бесперчия. Будучи выпущен из Университета со степенью кандидата, он отправился в СПб. и поступил в вольные слушатели Имп. акад. худож., из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебр. медалями и несколькими денежными премиями, между прочим, за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя во ад" и "Гибель Содома" (все три нах. в Музее Академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему мал. зол. медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (нах. в Музее Акад.), больш. зол. медаль и звание худож. 1-й степ. В качестве пенсионера Академии, С. отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину "Римляне блестящих времен империи" (нах. в Александр. дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы гр. А. К. Толстого. В СПб., на академической выстакке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (нах. ныне в Музее имп. Александра III в СПб.). После нее из-под кисти. С. вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874; принадлеж. г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московск. храма Спасителя, между прочим, колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживо сожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в СПб., она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Имп. академия худ. присудила С. звание профессора, а французск. правительство наградило его кавалерск. орденом почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от Берлинской, Стокгольмской и Римской академий, Флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде — в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведениями С. укажем на "Древний танец между мечами" (нах. у К. Солддатенкова, в М.), "Оргию времен Тиверия на остр. Капри" (у него же), "Искушение" (у вел. кн. Константина Константиновича), две большие стенные картины, украшающие собой Московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (нах. в Музее Александра III, в СПб.) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у кн. Радзивилла"). В 1889 г. устроена была С. в СПб. выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение св. Иеронима", а остальные — сцены из древнегреческой жизни: "Перед купаньем", "У фонтана", "По примеру богов" (нах. в Александр. дворце в Царск. Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (нах. в Музее имп. Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента Французского института. Наконец, после весьма удачной картины "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую С. получил золотую медаль на мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столь значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение — "Дирцея на римском цирке", выставленная в СПб. в 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но, при всей своей внешней привлекательности, картины С. грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями.


А. С—в.


{Брокгауз}





Семирадский, Генрих Ипполитович (дополнение к статье)


— профессор живописи; умер в Риме, в 1902 г.


{Брокгауз}





Семирадский, Генрих Ипполитович


(Semiradski); род. 1843, академик с 1873; профессор с 1877 г.; исполнил три литографии: 1. Избиение младенцев 1869 со своей картины, за которую получил премию Ак. худ. В Худож. Автографе 1869. 2. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу, со своей картины, за которую он получил золотую медаль в 1870. В Худож. Автографе 1870, — и 3. Сцена из картины "Светочи христианства (1877): H. Semiradzki". Помещена в журнале "Свет" за 1877.


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008