Сен-Симон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Сен-Симон

Клод-Анри Сен-Симон (1760-1825), граф по происхождению, получил в молодости блестящее образование и усвоил передовые идеи «века просвещения». Он принял участие в войне американских колоний за независимость; во время Французской революции добровольно отказался от своих дворянских титулов. Разбогатев в эпоху Директории, он, однако вскоре разорился и всецело посвятил себя литературно-публицистической деятельности. С изложением своих идей Сен-Симон выступал в печати еще в эпоху консульства и империи, но наиболее значительные работы («О промышленной системе», «Катехизис промышленников», «Новое христианство» и др.) написал в последние десять лет своей жизни.
По мнению Сен-Симона, вся история человечества характеризуется непрерывным прогрессом. Каждый новый общественный строй представляет шаг вперед по сравнению с предыдущим. Несмотря на свою идеалистическую концепцию, согласно которой в основе каждого общественного строя лежит та или иная философско-религиозная система, Сен-Симон признает роль классовой борьбы в развитии общества. Всю историю Франции последних веков он рассматривает под углом зрения борьбы двух классов - феодалов и «промышленников». Историческая задача, по мнению Сен-Симона, заключается в создании нового общественного строя, при котором господствовали бы «промышленники», т. е. все лица, связанные с производством, как рабочие, так и капиталисты. Основной целью этого нового, «промышленного» строя является «наиболее скорое и полное улучшение морального и физического положения наиболее бедного класса общества». При новом общественном строе, который Сен-Симон называл «ассоциацией», не будет нетрудовых, паразитических элементов. Руководители подбираются исключительно по способностям и талантам. Совет промышленников и Академия наук осуществляют плановое руководство народным хозяйством. Прежние функции управления постепенно отомрут, и управление людьми будет заменено управлением вещами.
Новое общество, по мнению Сен-Симона, должно быть организовано мирным путем. Приверженцы «нового христианства», как называл он свое учение, должны завоевать мир не путем применения насилия, а исключительно путем убеждения.
Характеризуя учение Сен-Симона, Энгельс отмечал у него «гениальную широту взгляда, вследствие чего его воззрения содержат в зародыше почти все не строго экономические мысли позднейших социалистов...»(Ф. Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 1.См. К. Маркс, Ж. Пэше о самоубийстве, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, стр. 673.)
Одной из значительных заслуг Фурье был его анализ глубоких противоречий, раздиравших современное ему общество. Все классы, пишет Фурье, взаимно ненавидят друг друга. Особенно резко проявляется противоречие интересов бедных и богатых, которые фактически находятся в состоянии войны.
Анализируя капиталистический строй Фурье вскрывает порочность общественной системы, при которой значительная часть населения не принимает участия в общественно-полезном труде. Порочна и существующая система производства: это или мелкое, раздробленное производство, отличающееся крайне низкой производительностью, или крупное производство, основанное на наемном труде, который низводит рабочих до положения рабов. В то же время конкуренция, являющаяся основным законом всей хозяйственной жизни, снижает заработную плату и приводит рабочих на грань нищеты. В результате, хотя общественное богатство возрастает, жизненный уровень трудящихся непрерывно понижается. Таким образом, «из самого изобилия рождается бедность». Наиболее ярким примером этого служит такая индустриально развитая страна, как Англия.
Особенно подробно критикует Фурье капиталистическую торговлю, поскольку корень общественного зла он ищет, подобно многим другим социалистам-утопистам, не в системе производства, а в организации обмена. Торговцы, указывает он, являются паразитами; они не только высасывают все соки из производителей и потребителей, но одновременно ведут самую дикую войну друг с другом, стремясь разорить своих конкурентов, не останавливаясь ни перед какими гнусностями и мошенническими проделками. По мнению Фурье, торговля вносит расстройство в весь современный «индустриальный механизм». Правительство все больше попадает в подчинение к торговцам и богачам. Вся общественная мораль пронизывается «меркантильным духом». Даже брак, это - не что иное, как своеобразная торговая сделка.
Капиталистическому обществу с его социальными противоречиями Фурье противопоставляет идеал «гармонического» общественного строя.
Основной ячейкой гармонического строя является фаланга - «сельскохозяйственно-промышленная ассоциация». Фаланга, объединяющая 1620 человек и организуемая как акционерное предприятие, выступает как производительно-потребительское товащество, занимающееся в первую очередь сельским хозяйством, но одновременно различными отраслями промышленности. Для выполнения разного рода работ фаланга создает ряд «серий», в свою очередь распадающихся на отдельные «группы». Члены фаланги не принуждаются заниматься однообразным отупляющим трудом, а могут принимать участие в работе различных «серий»; в результате свободный труд становится для людей наслаждением. Весь доход фаланги от совместного производства распределяется между ее членами. 5/12 этого дохода приходится на долю труда, 3/12 - таланта, 4/12 - на долю капитала, т. е. на выплату дивиденда акционерам - основателям фаланги. Члены фаланги проживают в обширном здании - фаланстере, в котором расположены мастерские, столовые, залы общего пользования, театр, библиотека, жилые помещения. Каждый занимает в фаланстере то или иное помещение и питается сообразно своим средствам.
Резко критикуя капиталистическое общество и противопоставляя ему идеал нового общественного строя, без частного производства и частной торговли, без наемного труда и без нищеты, Фурье развил и обосновал целый ряд замечательных идей, прочно вошедших в последующие социалистические системы.
Фурье первый провозгласил «право на труд» и выдвинул идею свободного труда, труда-наслаждения. Он предсказал и то, что в условиях нового общественного строя капиталистическая конкуренция сменится соревнованием. Он один из первых поставил вопрос о ликвидации противоположности между городом и деревней.
Фурье был твердо убежден, что осуществление нового, гармонического строя - дело мирного общественного преобразования. Всю свою жизнь он обращался к власть имущим и богачам с призывом предоставить необходимые средства для организации первой, «пробной» фаланги. Он отрицательно относился к классовой борьбе и стремился примирить интересы трудящихся и капиталистов, сохраняя в фалангах элементы частной собственности в виде акционерного капитала и нетрудовые доходы.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. 1961

СЕН-СИМОН
1. (Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy), де (17.Х.1760 - 19.V.1825), граф, - франц. мыслитель, социолог, социалист-утопист. Род. в аристократич. семье. Получил под руководством Д´Аламбера домашнее образование в духе века Просвещения и смолоду проявлял глубокий интерес к достижениям естеств. наук и передовой обществ. мысли. Офицером вступил в ряды франц. армии; добровольцем участвовал в войне за независимость сев.-амер. колоний против Англии. В 1783 вернулся во Францию. В годы Вел. франц. революции С.-С. занялся покупкой и перепродажей нац. имущества и нажил большое состояние. Он приветствовал с бурж.-либеральных позиций революцию, после попытки бегства короля (1791) вошел в связь с бурж.-респ. кругами. В годы Конвента проявлял лойяльное отношение к якобинским властям, после 9 термидора был противником роялистской контрреволюции, поддерживал пр-во Директории, а затем и консульство Наполеона Бонапарта. К концу 18 в. в жизни и взглядах С.-С. произошли перемены. В 1797 он разорился, остаток средств потратил на самообразование и путешествия по Европе и до конца жизни пребывал в нищете.

На рубеже 18 и 19 вв. формировались осн. элементы нового мировоззрения С.-С. Оно отразило противоречия созданного революцией бурж. общества, растущее разочарование в нем первых поколений пролетариата и трудовой интеллигенции. С.-С. замыслил исправить результаты революции с помощью науч. системы, осн. на применении к социологии принципов естествознания. Начав с идей "социального физицизма", построенного на механич. распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на обществ. явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию "социальной физиологии", в к-рой рационалистич. воззрения 18 в. сочетались с историзмом и экономизмом в объяснении общественных явлений. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, С.-С. при этом отводил огромную роль в истории "индустрии" (под к-рой подразумевал все виды экономич. деятельности людей), а также формам собственности и классам, олицетворяющим определ. формы собственности. Каждая обществ. система, доказывал С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господств. формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая" сменяется "критической", разрушит. эпохой, означающей глубокий кризис данной обществ. системы, ведущий к ее разрушению и к построению на базе новых филос. и моральных идей более высокого обществ. строя. Т. о., филос.-ист. система С.-С., оставаясь в целом идеалистической, содержала в себе проблески материалистич. мысли и зерно понимания диалектич. черт ист. процесса; она делала первый шаг по пути рассмотрения обществ. явлений как разл. сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории, фрагменты к-рой можно найти во многих соч. С.-С., пронизана мыслью о прогрессе, как поступат. движении человечества от низших обществ. форм к высшим. Осн. ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного состояния людей к политеизму и осн. на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христ. религии, что привело к утверждению феод.-сословного строя. С 15 в., доказывал С.-С., наступила новая критич. эпоха: феод. богословско-сословная система переживала глубокий кризис, возникло науч. мировоззрение с его носителями - светскими учеными и индустриалами-промышленниками. Франц. революция 18 в. была закономерным утверждением этой ист. смены, но революция уклонилась от правильного пути построения науч. обществ. системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это филос.-ист. построение лежит в основе созданного С.-С. утопич. плана рационального обществ. строя, "промышленной системы". С.-С. доказывал, что путь создания нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет пром. и с.-х. произ-ва, через всемерное развитие производит. сил общества и искоренение в нем всякого паразитизма. Осн. чертами "промышленной системы" С.-С. были превращение общества во всестороннюю ассоциацию людей, введение обязат. для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности, планирование пром. и с.-х. произ-ва, превращение гос. власти в орудие организации произ-ва и управление вещами, а не людьми, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании нац. границ. С.-С. не видел и не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс "индустриалов", проповедовал сотрудничество классов и отказ от революц. методов борьбы, сохранял собственность промышленников на средства произ-ва и предпринимательскую прибыль и вручал руководство обществом "пром. системы" наряду с учеными и техниками промышленникам и банкирам, отводя последним важнейшую роль в плановом регулировании экономики. Однако мысль С.-С. направлялась к социалистич. цели и стремилась найти пути уничтожения клас. эксплуатации пролетариата. В его "пром. системе" роль буржуазии сводилась к тому, чтобы в качестве доверенных лиц об-ва за мзду прибылей вывести из нищеты беднейшие классы общества и обеспечить для трудящихся рост обществ. богатства. В своем последнем соч. "Новое христианство" С.-С. "...прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений" (Маркс К., Капитал, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистич. основы мировоззрения С.-С. делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путем мистич. преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религ. концепция "нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "пром. системы" моральными требованиями новой религии, с ее лозунгом "все люди - братья". Апелляция к религии нагляднее всего обнаруживала реакц. тенденции в учении С.-С. Тем не менее, в целом оно представляло большой шаг вперед в развитии утопич. социализма. В учении С.-С. утопич. социализм впервые переходил от примитивных представлений о социалистич. обществе, осн. на общинном патриархальном с.-х. и ремесл. произ-ве и от связанных с этим аскетич. уравнит. принципов распределения, к идее социалистич. общества, осн. на расцвете науки и индустриальных производит. сил, создающих изобилие, возможность удовлетворения всех потребностей личности и осуществления социалистич. принципа распределения по способностям. Учение С.-С. содержало нек-рые гениальные догадки, явившиеся подготовит. элементами науч. социализма и одним из его источников. Это учение оказало большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистич. идей во Франции, Германии., Италии, России и ряде др. стран. В России в 1-ю пол. 19 в. непосредств. влияние идей С.-С. испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, H. E. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С. - Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и др., образовали школу сенсимонизма, к-рая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в нач. 30-х гг. распалась. Ряд бывших учеников С.-С. - О. Конт, О. Тьерри - создали свои социологические и исторические системы.

Соч.: Oeuvres de Saint-Simon et d´Enfantin..., v. 1-47, P., 1865-78 (Сен-Симону посвящены т. 1, 15, 18-23, 37-40); Oeuvres de Saint-Simon, v. 1-6, P., 1966; в рус. пер. - Собр. соч., M.-Л., 1923; Избр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1948.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496-512; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193-96; его же, Анти Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же (см. Указат. имен); Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 535-63; его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т. 3, М., 1957, с. 521-66; его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586-602; Арк А-н, Анри Сен-Симон, его жизнь и учение, М.-Л., 1926; Волгин В. П., Сен-Симон и сен-симонизм, М.. 1961; Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сб.: История социалистич. учений, М., 1962, с. 208-27; Weill G., Saint-Simon et son oeuvre, P., 1894; Gurvitch G., Les fondateurs fran?ais de la sociologie contemporaine: Saint-Simon et P.-J. Proudhon, P., 1956; Manuel Fr., The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.), 1956; Walch J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967.

H. E. Застенкер. Москва. 2. (Saint-Simon), Луи де Рувруа (de Rouvroy), де (15.I.1675 - 2.III.1755), герцог, - франц. политич. деятель и писатель. В 1691-1702 состоял на воен. службе, затем находился преим. при дворе. Благодаря близости к Филиппу Орлеанскому С.-С. в 1715-23 - чл. Совета регентства при малолетнем Людовике XV. С.-С. - автор мемуаров, охватывающих период 1694-1723, в к-рых дана широкая картина нравов и быта придворного общества. При этом С.-С. раскрывает не только придворные интриги, но и политич. обстановку в стране. Мемуары написаны с позиций оппозиционной абсолютизму родовитой знати, недовольной оттеснением ее дворянством мантии от управления; они содержат резкую критику религ., финанс. и воен. политики Людовика XIV. С.-С. использовал большой документальный мат-л как офиц., так и частного порядка (напр., дневник королев. камердинера маркиза Данжо). Мемуары - выдающийся лит. памятник, отличающийся живостью и яркостью портретов, красочностью яз.

Соч.: M?moires, t. 1-45, P., 1879-1930; ?crits in?dits, v. 1-8, P., 1880-93; в рус. пер. - Мемуары, т. 1-2, (M.-Л.), 1934-36.

Лит.: Поршнев Б., Сен-Симон. Мемуары. (Рецензия), "Историк-марксист", 1937, кн. 5-6; Ch?ruel P. A., Saint-Simon consid?r? comme historien de Louis XIV, P., 1865; Roujon J., Le duc de Saint-Simon. 1675-1755, P., 1958; Astier E., Sur Saint-Simon, P., 1962.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976