, Пол (Sandby, Paul) 1725, Ноттингем — 1809, Лондон. Английский художник-акварелист. Брат архитектора и королевского лесничего Томаса Сендби, с которым в 1741 приехал в Лондон. В том же году поступил на службу в качестве военного художника-топографа. Как рисовальщик принял участие в обследовании и межевании земель в Шотландии после восстания 1745. Был потрясен дикой нетронутой красотой Северо-Шотландского нагорья и речных пейзажей Шотландской низины. Он много путешествовал и впоследствии стал одним из многочисленных акварелистов XVIII в., участвовавших в "открытии Британии". Интерес художников к своей стране подогревался стремлением дворянства запечатлеть родовые гнезда, окрестные леса, долины или живописные руины. Отправляясь в ставшие модными путешествия по стране, аристократы брали с собой художника, чтобы изобразить посещаемые достопримечательности и понравившиеся уголки природы. При этом первым требованием была абсолютная достоверность картинки. Родилась целая отрасль т. н. "топографического пейзажа". Отдельные листы гравировались, издавались в виде сборников, видами Англии украшались интерьеры, изделия из фарфора и т. д. Первоначально Сендби работал именно в жанре "топографического пейзажа". Обычно такие ландшафты выполнялись в виде контурного рисунка пером или тонкой кисточкой, по которому затем тушью прокладывались тени, после чего композиция подкрашивалась акварельными красками. При этом палитра употреблялась достаточно условная, без учета реального, присущего предметам цвета. В 1751 поселился в Виндзоре вместе с братом, который служил там смотрителем королевских лесов и построек. Пишет виды парка и замка, отдельные группы деревьев, то погруженные в глубокую бархатистую тень, то пронизанные ярким солнечным светом. Постепенно отходит от принципов "топографического пейзажа". Стремится смягчить резкость контуров, усиливает градации оттенков цвета, зрительно расширяет пространство композиций путем цветовой перспективы, усиливая интенсивность цвета на переднем плане. Сохраняя верность точному воспроизведению натуры, его произведения приобретают все большую живописность, все тоньше проникаясь чувствами художника. Некоторые из его листов, особенно закатные и ночные пейзажи, несут в себе предромантические настроения. В 1768 художник был среди учредителей Королевской академии художеств. С 1769 выставлял там свои произведения. Экспериментировал с различными техниками живописи и гравюры. Писал замечательные пейзажи гуашью и одним из первых попробовал использовать для гравировки своих акварелей акватинту. Путешествуя и работая вместе со своим братом, запечатлел многочисленные усадьбы по всей Англии. Ему принадлежит честь первооткрывателя природной красоты Уэльса. Акварели братьев Сэндби были переведены в офорт и изданы в Лондоне в 1778—1781, являясь в настоящее время ценнейшим источником для изучения истории дворянской усадебной архитектуры и культуры. Творчество Пола Сендби было отмечено Т. Гейнсборо, который назвал его единственным из своих современников, кто писал реальные виды с натуры. С другим своим знаменитым соотечественником У. Хогартом мастер, напротив, вошел в конфронтацию, ополчившись на его трактат Анализ красоты (офорт Свихнувшийся автор, 1753). Вместе с Т. Гертином и Дж. Р. Козенсом Сендби принадлежит заслуга создания акварельного пейзажа как самостоятельного вида живописи.
Основные произведения: Виндзорский лес (Йорк, Гор. художественная галерея), Терраса Виндзорского замка с запада (1800), Терраса Виндзорского замка, вид с северо-востока (обе — Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Лит.: Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Drawings of Paul and Thomas Sandby in the Collection of H. M. the King at Windsor Castle. 1947.
Т. Воронина