Сенека, Луций Анней Младший

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сенека Луций Анней Младший
(лат. Seneca, ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) — писатель, философ и юрист. Родился в Испании, но большую часть жизни провел в Риме. В 41 г. император Клавдий отправил его в ссылку, но через 8 лет он возвратился в Рим и стал наставником Нерона. Вначале Нерон правил империей достаточно успешно, что было связано с влиянием на него Сенеки, но затем управление делами империи пришло в упадок. В 62 г. Сенека подал прошение об отставке, но его обвинили в заговоре против Нерона. Он вынужден был покончить жизнь самоубийством. Его наиболее известные произведения: «Апоколокинтозис» — единая сатира на Клавдия, а также «Нравственные письма», где изложены его философские взгляды.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Сенека, Луций Анней Младший
ок. 5 до н. э. - 65 в. э.)
   рим. писатель и философ-стоик. Род. в Кордубе (Кордова). Сын Сенеки Старшего. Вырос в Риме; получив прекрасное ритор, образование, занимался там адвокатской деятельностью. Принимал участие в полит, интригах, за что был сослан имп. Клавдием (41 - 54) на Корсику в 41 и провел там 8 лет. По возвращении из изгнания стал воспитателем буд. имп. Нерона (54 - 68) и с его приходом к власти достиг вершины могущества. Одн. с 62 С. был отстранен от имп. двора, а в 65 обвинен в участии в неудавшемся заговоре Писона против императора и вынужден был покончить с собой, вскрыв вены. Лит. наследие С. состоит из 2 частей: произв. философские и поэтические, включающие в себя трагедии, эпиграммы и сатиру «Отыквление божественного Клавдия», или «Апоколокюнтасис». Среди филос. соч. С. 12 диалогов морально-этич. характера, «Нравственные письма к Луцилию», естественнонауч. трактат «Изыскание о природе», представляющий собой изящную компиляцию трудов Аристотеля и Посидония; трактаты «О благодеяниях», «О досуге», «О спокойствии», «Утешение к Марции». Стоицизм С. носил преим. этич. характер. Логику и диалектику древ, стоиков С. отвергал, а в стоическую метафизику не внес ничего нового. Принципиальным вкладом в стоическую этику явл. учение С. о добродетели, отождествляемой стоиками с разум, индивидуальным самосовершенствованием, знание к-рой обеспечивает мудрецу «евде-монию» (блаженную жизнь) в согласии со всем космич. организмом. Одн., в отличие от древ, стоиков, одно познание добродетели С. считал недостаточным для приобщения к ней. Необходима еще и воля к добру, к-рая заключается в возможности свободного нрав, выбора божеств, блага. Бол. значение С. придавал не только достижению индивидуального блага, но и исполнению блага «надлежащего», состоявшего в деятельном отношении к жизни, участии в управлении гос-вом и т. д. В этом смысле жизнь С. явл. попыткой практической реализации его филос. доктрины. Концепция вселенского гос-ва, основанная на милосердии и благодеянии, и учение С. о духовном равенстве всех людей перед божеством оказали сильное влияние на формирование основ христ. морали. С. написал 9 трагедий на сюжеты гр. мифологии, используя произв. своих предшественников - др.-гр. трагиков (чаще других - Еврипида): «Медея», «Эдип», «Финикиянки», «Фиест», «Агамемнон», «Федра», «Геркулес в безумье», «Геркулес на Эте» и «Троянки». Приписываемая С. трагедия «Октавия» (на тему совр. рим. истории) ему не принадлежит. Пьесы были рассчитаны не на театр, зрителя, а на слушателя, хотя по внеш. форме (присутствие хора) во мн. сходны с гр. трагедией. Герои С., являющиеся сильными и страстными личностями, с самого нач. предугадывают свою судьбу и гибнут, отдавшись душой неумеренной, всепоглощающей страсти. Имеющиеся в трагедиях многочисл. сцены ужасов, гаданий по внутренностям, убийств и самоубийств были введены для удовлетворения вкуса привыкших к подобным зрелищам жителей Империи. Особенности языка С. (декламац. патетика, отточенные сентенции, повторения, гиперболы, сравнения) явл. обязательными элементами «нового стиля», представителем к-рого был С. Сатира «Отыквление божественного Клавдия» написана в духе Мениппа. Произв. сохран. фрагментарно. В нем говорится о смерти имп. Клавдия и о его наказании в загробном мире (боги превратили Клавдия в тыкву). Сатира написана в язвительно-ирон. манере.
   Соч.: Нравственные письма к Луцилию. М., 1977 (тоже - Кемерово, 1986; М., 1993); Трагедии, М., 1983; Нравственные письма. Трагедии. М., 1986; О гневе: 27, 1994, № 2 - 1995, №1; 70/, 117 - 128.
   Е.О., М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997