, Габриэль де (Saint-Aubin, Gabriel de) 1724, Париж — 1780, Париж. Французский график, живописец. Происходил из семьи художников: его отец, дядя и брат были придворными рисовальщиками короля. С 1747 Габриэль посещал курсы при Королевской академии живописи и скульптуры, учился у Жора и Буше. Три раза (1752—1754) принимал участие в конкурсе на Большую премию по классу живописи. Разочарованный неудачей, становится приверженцем Академии Св. Луки: здесь преподает (до 1776), выставляет свои произведения. Главные достижения Сент-Обена связаны с графикой. Блестящий рисовальщик, общительный и деятельный, он появляется всюду с неизменным альбомом. Мастер импровизации, быстрого наброска, Сент-Обен на лету схватывает характерный типаж, забавную сценку, событие, заполняет рисунками поля каталогов. Ему удается передать не только облик своей эпохи, но и ее духовную атмосферу: Представление балета "Армида" в Парижской опере в 1747 году, Общество на прогулке (оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); офорты Салон в Лувре в 1753 году, Поливка аллей (1760), Уличная сценка с шарлатаном (ок. 1760), Праздник у Колизея (1772), Увенчание Вольтера лавровым венком во Французском театре в 1778 году; иллюстрации к Описанию Парижа Пиганьоля де Лафорса, к произведениям М. Седена (Шантийи, Музей Конде). Посещая Салоны, делает в блокнотах зарисовки экспозиции, фиксируя сотни картин, которыми во много рядов увешаны стены; сохранились блокноты, запечатлевшие Салоны 1761, 1769, 1777 (Париж, Нац. библиотека); Салон 1765 (Париж, Лувр) и др. Сент-Обен любил экспериментировать, сочетая различные приемы и материалы: тушь, бистр, сепию, акварель, гуашь, свинцовый карандаш и т. д. Не будучи профессиональным гравером, он занимался гравюрой для собственного удовольствия, достигая в своих экспериментах порой необычных эффектов. Так, изображая Конференцию коллегии адвокатов (1776), он превращает официальное собрание в странную таинственную сцену, мастерски манипулируя пятнами интенсивного черного цвета, растворяя формы в пространстве. Живописных произведений Сент-Обена сохранилось немного (наиболее значительное собрание хранится в Музее изящных искусств в Руане). Художник создает полотна, близкие по темам и духу работам Ватто: Сельский бал (частное собрание), Прогулка в Лоншане (Перпиньян, Музей), Парад на бульваре (1760, Лондон, Нац. галерея), Морской бой (Навмахия) в парке Монсо (1778, частное собрание); в картинах Сент-Обена, пронизанных поэзией, чувствуется веяние предромантизма.
Лит.: Лазарев В. Н. Габриэль де Сент-Обен // Старые европейские мастера. М., 1974. С. 261—299; Dacier E. Gabriel de Saint-Aubin. Paris, 1929—1931. Vol. 1—2.
В. Стародубова