СЕРАФИМ, КУЗНЕЦОВ Георгий Михайлович

Найдено 1 определение
СЕРАФИМ, КУЗНЕЦОВ Георгий Михайлович
иг. (1873—22.02[7.03].1959), духовный писатель, монархист, почетный член Пермского губернского отдела Союза Русского Народа (СРН). Родился в г. Чердынь Пермской губ. в купеческой семье. С детства отличался религиозностью. Отбыв воинскую повинность, поступил послушником в Белогорский Свято-Николаевский монастырь (1897). Исполнял послушания письмоводителя и зав. канцелярией. Пострижен в монахи с именем Серафим (1903). Иеродиакон (1904). Основатель целого ряда Царских обителей, посвященных тому или иному памятному событию в жизни Российского Царского Дома. Первым, при Белогорской обители, им был основан Серафимо-Алексеевский скит (заложен 24 июня 1904, освящен 22 июня 1905). При совершении в скитском храме первой Литургии рукоположен в иеромонаха (22 июня 1905). Строитель и начальник скита. Основатель Серафимо-Алексеевского Богородице-Казанского женского монастыря (утвержден Св. Синодом 4 июня 1908). В эту обитель о. Серафим постриг с именем Анастасия свою мать Александру Петровну (1854–после 1920), бывшую здесь казначеей. Третьим был Елисавето-Мариинский монастырь (1916). Во время революционной смуты в России написал статью «Призыв к укреплению Веры, Царя и Отечества», изданную в 1906 и разосланную во все концы России в десятках тысячах экземпляров. Статья эта стала лично известна Императрице Александре Феодоровне, высказавшей признательность ее автору. Делегат 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа) и Съезда сторонников Дубровина (5-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Москве 21 нояб. — 1 дек. 1911). На последнем о. Серафим был избран одним из помощников секретаря съезда, а затем одним из членов-учредителей Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа, он состоял также почетным членом Пермского губ. отдела СРН. Совершил паломничество на Православный Восток (весна 1908), побывав при этом в Царьграде, Святой Земле и на Св. горе Афон. При этом он был принят Патриархами Иерусалимским Дамианом и Вселенским Иоакимом III (Деведжи), получив от них благословение и святыни. 8 дек. 1910 в Царскосельском Александровском дворце был принят Императором Николаем II иЦесаревичем Алексием Николаевичем. Приступил к изданию журнала «Голос долга» (1911), посвященного грядущему в 1913 юбилею — 300-летию Дома Романовых. Большинство статей писал сам издатель. За эту деятельность удостоен Высочайшей благодарности (апр. 1912). 19 авг. 1912 возведен в сан игумена. В Москве в дни Романовских торжеств был принят Антиохийским Патриархом Григорием IV (10 мая 1913).
Духовная дружба связывала его с Вел. кн. Елизаветой Феодоровной. Во время ее паломничества в Пермскую губ. (11–20 июля 1914) она посетила Белогорскую обитель (13–14 июля) и Серафимо-Алексеевский скит (15 июля). Во время Первой мировой войны находился на фронте (1914–1917). Во время последней встречи в Москве весной 1917, уже после переворота Вел. кн. Елизавета Феодоровна просила о. Серафима: «Если меня убьют, то прошу вас похоронить меня по-христиански». Находясь с братией эвакуированного скита в Екатеринбурге, о. Серафим получил от ген.лейт. М.К.Дитерихса указание на перевозку гробов Алапаевских мучеников, среди которых была и Вел. княгиня, далее в Сибирь (июнь 1919). Путь их передвижения был следующим: отправление из Алапаевска (1/14 июля 1919) — Чита (17/30 авг. 1919 — 26 февр. 1920) — Харбин-Пекин (3/16 апр. 1920). Во время пребывания в Пекине при Русской духовной миссии о. Серафим издал свои книги «Православный Царь-Мученик» и «Мученики христианского долга» (1920). Благодаря хлопотам брата и сестер вел. княгини было получено разрешение на перевозку ее и келейницы инокини Варвары в Святую Землю. И на этот раз сопровождал гробы о. Серафим. Выехали из Пекина 17 нояб. 1920. Дальнейший маршрут был следующим: Тянцзинь (18 нояб. 1920) — Шанхай (21 нояб. — 2/15 дек. 1920) — Порт Саид (13/26 янв. 1921) — Иерусалим (15/28 янв. 1921). Иерусалимский Патриарх Дамиан (давний, еще дореволюционной поры его собеседник) благословил о. Серафима построить на территории его резиденции небольшую келлию. Во время визита в Иерусалим Патриарха Московского и всея Руси Алексия перешел под омофор Московской Патриархии (1945). Скончался в греческом монастыре в Иерусалиме. Погребен рядом с келлией в Новой Галилее.
Соч.: Слова, беседы и речи Вып. 1–11. Кунгур, 1907–1915; Монастырский мужской общежительный устав. Т. 1–2. М., 1910; Женские иноческие уставы. Кунгур, 1910; Путевые впечатления. Поездки в Иерусалим и на Афон в 1908 г. СПб., 1910; Торжество долга. (Прославление Святейшего Патриарха-патриота Ермогена и майские торжества в 1913 г. по случаю празднования 300-летия Царствующего Дома Романовых). Кунгур, 1914; Торжество правды. (Летописный дневник Великой отечественной войны 1914 года). Т. 1–2. Пермь, 1915–1916; Православный Царь-Мученик. Сост. С. В. Фомин. М. 1997 (библиограф).
Лит.: Фомин С. Русский инок. Игумен Серафим (Кузнецов) // ...И даны будут Жене два крыла. Сб. к 50-летию Сергея Фомина. М., 2002. С. Фомин

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008