Серапион - епископ владимирский. Сведения о нем очень скудны. Из Воскресенской летописи мы узнаем, что Серапион был архимандритом печорским, в 1274 году был поставлен епископом владимирским, а в 1275 году преставился. Летописец называет его "зело учительным в божественном писании". Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов Серапиона нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому Серапион с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. Серапион допускает возможность влияния чародеев, через бесов, на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому Серапион прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию - воду. В пятом поучении Серапион старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает. Поучения Серапиона отличаются простотой изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи Серапиона быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления. Ср. Петухов "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века" (Санкт-Петербургская библиотека, 1888; в приложении напечатаны тексты поучений). Н. Т.
Серапион, епископ Владимирский
(святой) — епископ Владимирский, один из немногих писателей-проповедников XIII века, более известный по литературным трудам, чем по биографическим фактам, был архимандритом Киево-Печерского монастыря до 1274 г., когда получил епископскую кафедру Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода, которую занимал около года (скончался в 1275 г.). — Литературная деятельность его сосредоточилась на церковном учительстве. В период, богатый событиями татарского погрома (с 1230 по 1275 гг.), им было произнесено, как видно из его поучений, много проповедей, и поэтому летописец называл его "учительным зело в божественном писании". Из письменных памятников его учительства сохранились, однако, лишь немногие случайные образцы, именно: "О казнех Божиих и о ратех" (нач.: "Слышасте, братие, самого Господа"), 2) "Поучение, да престанем от грех наших" (нач.: "Многу печаль в сердци"), 3) "О казнех Божиих и о ратех" (нач.: "Почюдим, братие, человеколюбие"). Эти три слова в Измарагдах и Златоустниках обыкновенно надписываются или именем св. Иоанна Златоуста или именем св. Ефрема, но в Троицкой Златой Цепи XIV века они вместе с четвертым "поучением" (нач.: "Мал час порадовахся") приписываются "преподобному Серапиону". Кроме того, именем "блаженного Серапиона" надписано и так называемое пятое поучение ("Слово о маловерьи", нач : "Печаль многу имам"), находящееся в Паисиевском Сборнике XIV—XV вв. Древность списков, русское содержание и современность татарщине для исторической критики служат ручательством, что автора перечисленных поучений не напрасно отождествляют с епископом Владимирским XIII века. Со времени преосв. Филарета черниговского, открывшего четыре первых поучения (в 1843 г.), и проф. Шевырева, нашедшего пятое поучение (в 1847 г.), кончая позднейшим исследователем сочинений С., Е. Петуховым (1888), не возбуждалось сомнений в их подлинности. — Во всех сохранившихся поучениях виден писатель, значительно отклонившийся от условных традиций панегирической проповеди домонгольского времени, ярким выразителем которой был в XII веке Кирилл, епископ Туровский. Поскольку последний был представителем ораторской искусственности и аллегоризма, составлявшим торжественные, праздничные слова для церковного (уставного) чтения их, постольку С. общедоступно излагал нравственное учение, отзывчиво откликался на потребности времени и сторонился от книжного риторизма. Это был проповедник несчастий, Иеремия татарского ига и его последствий, который и в физических, и в нравственных настроениях своего времени усматривал правосудный перст Божий, ниспосылающий несчастия за людское нечестие, подобно ветхозаветным наказаниям. Источником бедствий, с точки зрения проповедника, служат грехи, с прекращением которых должны уничтожиться и причины несчастий. Чем крупнее грехи — тем сильнее несчастия, и чем сильнее несчастия, тем крупнее грехи. Поэтому С. представляется, что современники погрязли в пороках, и он настойчиво обличает недостатки татарской эпохи: убийства, грабежи, ссоры, неправедные суды и т. п. В первом поучении, относящемся, вероятно, к 1230 г., а также и во втором слове, поводом к таким обличениям служили для автора современные ему несчастия: землетрясения, небесные знамения, мор и голод. Третье поучение, произнесенное спустя 40 лет после начала татарского ига, т. е. или в 1264-м, или в 1275 г., также содержит обличения грехов и указание на нашествие, как на призыв к покаянию. Четвертое поучение направлено против суеверного обычая сжигать волхвов (которых народ считал виновниками несчастий) и испытывать их посредством погружения в воду. Проповедник и здесь не упускает случая развивать свою излюбленную мысль, что несчастия ниспосылаются за грехи, а не по желанию волхвов. Основная мысль пятого слова, написанного в 1273 или 1274 г. (здесь упоминается о гибели Драч-града, т. е. Диррахиума, о чем говорит Пахимер под 1273 годом), — греховная жизнь приводит к бедствиям, посылаемым Богом для вразумления людей. Все эти темы и мысли обыкновенно аргументируются библейскими примерами, но развиваются без стройного порядка. Изложение отличается достаточною сжатостью и силою. — Кроме пяти перечисленных поучений, в научной литературе С. приписывают иногда и другие сочинения, но без достаточных оснований или доказательств. Сюда относятся: а) похвала преп. Феодосию Печерскому (нач.: "Похваляему праведнику, см. Чт. в О. И. и Др. Росс., 1890, II), б) поучение о среде и пятце (нач.: "Братие, приспе время доброго исповедания", см. Опис. слав. рукоп. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, М., 1898, ч. I, стр. 103), в) поучение в неделю третью поста (нач.: "Братие, многажды вам глаголю", см. Систем. Опис. славяно-росс. рукоп. собрания гр. А. С. Уварова, М., 1893, I, стр. 402), г) слово св. Ефрема "о мятежи житиа сего" или "о мирской суете и о будущем суде" (нач.: "Уже наводит ны"), д) слово св. Ефрема о кончине мира сего (нач.: "Бойтеся, братие, грозы". Два последних поучения см. в Православном Собеседнике, 1858, ч. II, стр. 472 и 481) и др.
"Прибавл. к твор. св. отцев", 1843, ч. I, стр. 97—111 и 193—205. — С. Шевырев, "Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь", М., 1850, II, стр. 36—38. — Е. Петухов, "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века", СПб., 1888. — Барсуков, "Источники русской агиографии". — Общие труды по русской истории и истории литературы.
Н. Никольский.
{Половцов}
Серапион, епископ владимирский
— епископ владимирский. Сведения о нем очень скудны. Из Воскресенской летописи мы узнаем, что С. был архимандритом печерским, в 1274 г. был поставлен епископом владимирским, а в 1275 г. преставился. Летописец называет его "зело учительным в божественном писании". Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов С. нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому С. с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. С. допускает возможность влияния чародеев через бесов на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому С. прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию — воду. В пятом поучении С. старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает. Поучения С. отличаются простотою изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи С. быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления. Ср. Петухов, "С. Владимирский, русский проповедник XIII в." (СПб., 1888; в приложении напечатаны тексты поучений).
Н. Т.
{Брокгауз}
Серапион, епископ Владимирский
— святитель, епископ Владимирский и Суздальский.
† 1275; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.
Сведения о жизни и деятельности епископа Серапиона крайне скудны. В летописи имеются лишь два сообщения о нем. Под 1274 годом говорится: "Того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приведе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему" (Московский летописный свод конца XV в. — ПСРЛ, 1949, т. 25, с. 151). Под следующим 1275 годом в Московском летописном своде говорится: "В то же лето преставися епископ Володимерьски Серапион, бе же учителей зело в божественом писании, положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери" (ПСРЛ, т. 25, с. 151). Митрополиту Евгению (Болховитинову, † 1837) удалось установить, что до поставления во Владимир Серапион игуменствовал с 1249 по 1274 годы в Киево-Печерском монастыре.
В 1274 году хиротонисан во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского митрополитом Киевским Кириллом († 1281).
Скончался 12 июня 1275 года, в глубокой старости. Гробница находится в Успенском кафедральном соборе города Владимира.
В надписаниях его слов он называется "святым, преподобным и блаженным". В рукописных святцах епископ Серапион упоминается в числе святых.
Епископ Серапион был поистине добрый пастырь, и хотя епископствовал на Владимирской кафедре всего один год, много пользы принес своим чадам. "Он принадлежал к числу тех пастырей Церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны".
Несмотря на скупость летописной оценки "книжности" епископа Серапиона, в науке утвердилось мнение о принадлежности ему пяти поучений. Четыре из них надписаны именем Серапиона в одном из древнейших четьих сборников — "Златой чепи" XIV века из собрания ГБЛ Троице-Сергиевой лавры, № 11. Пятое поучение известно пока в составе одного лишь Паисиевского сборника XV века (ГПБ, Кирилло-Белозерское собрание, № 4/ 1081). В первом из названных слов Серапион призывает свою паству к покаянию, напоминая ей о грозных Божественных "наказаниях" — землетрясении и нашествии иноплеменников. Вероятно, что речь идет о землетрясении 1230 года, описанном в летописях, и поэтому данное поучение написано епископом Серапионом вскоре после события. Второе и третье слова епископа Серапиона развивают ту же тему — призыв к покаянию перед лицом постигших страну бед. Несмотря на церковно-учительный характер, все три названных слова епископа Серапиона являются выразительными свидетельствами настроений русского общества в тяжкие годы вражеского нашествия: уже "к сорока годам приближается томление и мука", говорит епископ Серапион, "исчезла крепость" князей и воевод, в плену соотечественники, поросли сорной травой разоренные села, русское богатство стало "корыстью" врагов, и вся земля "иноплеменником в достояние бысть". При этом владыка Серапион сурово обличает своих соплеменников, не упускающих случая "пограбить" чужое имение, выступает против феодальных междоусобиц. Четвертое и пятое слова епископа Серапиона посвящены более частным вопросам: он выступает против языческих обычаев, против веры в колдовство. Поучениям епископа Серапиона присущи высокие художественные достоинства, изысканное мастерство церковного ритора соединяется в них с необыкновенной простотой и ясностью языка.
Труды:
Слово преподобнаго отца нашего Серапиона (нач.: "Слышасте, братие, Самого Господа, глаголюща в евангелии: И в последняя лета будет знаменья...") // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844— 1891; 1848, ч. 1, с. 97—111,192—205. Поучение преподобнаго Серапиона (нач.:"Многу печаль в сердци своем вижу...") // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1848, ч. 1, с. 97—111, 192—205.
Слово святаго преподобнаго Сирапиона (нач.: "Удивимся, братие, и почудимся человеколюбию и милости Бога нашего...") // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1848, ч. 1, с. 97—111, 192—205.
Поучение преподобнаго Серапиона (нач.: "Мал час порадовахся о вас, чада, видя вашу любовь...") // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1848, ч. 1, с. 97—111, 192—205. Слово блаженнаго Серапиона о маловерии (нач.: "Печаль многу имам в сердци от вас, чада.
Никако же не премените от злобы...") // Православный собеседник. — Казань, 1858, июль, с. 472—484.
Литература:
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 498—501. Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Печерской лавры: С присовокуплением различных граммот и выписок, объясняющих оное, а также планов лавры и обеих пещер. — 2-е изд., исправ. и умнож. — Киев, 1831, с. 138.
Аристов Н. Я. Заметка о поучениях епископа Серапиона // Труды III Археологического съезда. — Киев, 1878. — Т. 2, с. 47—48. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 70.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 136. Петухов Е. В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века. — СПб., 1888. Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь... в 1847 году: в 2 ч. — М., 1850, ч. 2, с. 36—38.
Гудзий Н. К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского // Известия Отделения литературы и языка АН СССР. — М., 1952. — Т. 2, вып. 5, с. 450—456.
Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе "Поучения к попам" // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. — 1958. — Т. 14, с. 159—162.
Нарбеков В. А. Третий областной историко-археологический съезд во Владимире, 1906 г. 20— 26 июня. Читано на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. — Казань, 1907, с. 27. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 104—106. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, июль, с. 158—164. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб., 1882. — Т. 2, июль, с. 79. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 10—11,111,168. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 4, с. 283—284. Косолапое И. Месяцеслов кафолической церкви. — 2-е изд. — Симбирск, 1880, с. 326. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — с. 1395.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 366.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 12, 658.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 4, прим. 153.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 34.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 471.
Виноградов А. И. История Владимирского кафедрального Успенского собора. — Владимир, 1877, с. 69—70.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 660.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 64, № 57. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 781. Владимирские епархиальные ведомости. — 1867, № 10, с. 463, 477. Православный собеседник. — Казань, 1907, июль-август, с. 206.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под ред. С. Н. Южакова. — СПб., 1900—1905. — Т. 17, с. 290.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2036. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29-а, с. 587—588.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 340. Творогов О. В. Серапион // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 387—390.