СЕРАПИОН

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕРАПИОН
иеромонах Киево-Троицкого монастыря, деятель Союза Русского народа, автор "Послания к россиянам" (1913), в котором заявлял, что "противосемитическая, в смысле жидообличения, школа избавит Россию от жидовского рабства и тирании".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СЕРАПИОН
?-1275), епископ Владимирский с 1274, архимандрит Киево-Печерского монастыря, писатель. Автор "Слов" (проповедей, поучений), отобразил бедствия Руси под властью монголо-татар, считая их Божьей карой за нарушения христианских заповедей и междоусобия князей.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СЕРАПИОН
   • Serapion,
         ????????,
       1. греческий трагический поэт, от которого Стобей сохранил некоторые стихи;
       2. стоический философ из Гиераполя. Sen. ер. 40, 2;
       3. врач из Александрии, основатель эмпирической школы в медицине;
       4. географ из Антиохии, жил, вероятно, во времена Эратосфена (см. Cic. ad Att. 6, 1. 2, 4, 1); Плиний заимствовал из него;
       5. александрийский ритор во 2 в. от Р. X., Свида перечисляет несколько его риторических сочинений.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СЕРАПИОН
ск. 1275), древнерусский писатель, епископ. В летописании встречаются два упоминания о нем (1274): о поставлении его епископом "Володимера, Суждалю и Новугороду Нижнему" и о его смерти в 1275. Летописец отмечает также, что Серапион "бе же зело учителен и книжен". Серапион был игуменом Киево-Печерского монастыря (1249-74); участвовал в Соборе епископов во Владимире. Ему приписывают "Поучение к попам", входящее в состав кормчих книг вместе с Постановлениями Собора.
Серапион - автор пяти поучений, четыре из них находятся в одном из древнейших четьих сборников - "Златой чепи" XIV в. В первом "слове" епископ призывает паству покаяться, напоминая о страшных знамениях - землетрясении, голоде, нашествии иноплеменников.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СЕРАПИОН
ум 1275)—епископ Владимирский проповедник и писатель Све дения о жизни его крайне скудны в лето писи под 1274 г сообщается что митрополит Кирилл поставил епископом Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода архимандрита (в других списках — игумена) Киево-Печерского монастыря С., а на следующий год С. умер. Летопись отмечает, что он был “зело учителей и книжен”, т. е. начитан в духовной литературе и известен как проповедник. В науке утвердилось мнение о принадлежности С., по крайней мере, пяти поучений. В первом из них С. призывает верующих к покаянию, напоминая им о грозных божественных “наказаниях”— землетрясении (возможно, речь идет о землетрясении 1258 г.) и о нашествии иноплеменников. Сер. XIII в. отнюдь не была для Руси, еще не оправившейся от Батыева нашествия, временем благополучия: во время новых походов-татар опять были разорены Владимир, Суздаль, Юрьев, Москва, Тверь, Рязань и др. города. Об этом трагическом времени и говорит С.: “И вот уже поучает нас Бог предзнаменованьями, земля сотрясается по его повелению: хоть и не говорит устами, но делом поучает. Даже и так нас наказав, Бог не отучил нас от дурных обычаев. Вот теперь землю трясет и колеблет, многие грехи беззакония хочет стрясти с земли, как листья с дерева. Если же кто скажет: “И раньше были землетрясения и войны, и пожары ведь были”, то отвечу: “Так и было, но что потом было с нами? Не было ли голода? Не было ли мора? Не было ли ратей многих? Мы же все равно не покаялись, до тех пор пока не пришел на нас по попущению божественному народ безжалостный, и землю нашу опустошили, и города наши попленили, и церкви святые разграбили, отцов и братьев наших перебили, а над матерями и сестрами нашими надругались”. С. призывает отказаться от несправедливого суда, от “грабежа, воровства, разбоя и грязного прелюбодеяния... сквернословия, обмана, клеветы, ложных клятв и доносов”, только тогда, надеется проповедник, “утешит нас Бог небесный, как детей своих помилует нас, горе мирское от нас отведет и дарует мирный отход в иную жизнь”. О том же, о дурных нравах и поступках, которые, по мнению С., и являются причиной гнева Божьего, говорится и в другом его послании: он вновь напоминает о пленении земли, о захваченных городах, о трупах убитых мужчин и уведенных в полон женщинах и детях, изображая поистине трагическую картину всеобщего бедствия: “Вот уже к сорока годам приближаются страдания наши и мучения, мы обложены тяжелыми поборами, всюду голод, болезни, вдоволь хлеба своего поесть не можем, вздохи наши и печаль иссушают кости наши...” И опять проповедник призывает к покаянию, к отказу от дурных дел в надежде на милость Бога. Той же теме — изображению современных ему событий — посвящено и третье “слово” С., но всякий раз он находит все новые и новые краски, изображая трагическую судьбу разоренной нашествием Русской земли: кровью отцов и братьев земля пропитана как водой в половодье, исчезли крепость и сила наших князей и воевод, города опустели, заросли сорной травой села, наши богатства ныне стали сокровищами иноплеменников. В четвертом и пятом поучениях С. выступает против языческого обычая по наущению волхвов предавать казни людей, обвиненных в колдовстве. С. осуждает эти предрассудки во всеоружии своей христианской образованности. “Где вы видели в Писании,— вопрошает он,— что человек властен над урожаем или недородом, что он может вызвать дождь или жару? О, неразумные! Все это Бог творит по своей воле: беды и голод посылает нам в наказание за грехи наши, побуждая к покаянию”. Поучениям С. присущи высокие художественные достоинства: изысканное мастерство ритора соединяется в них с необыкновенной простотой и яркостью языка, эмоциональность с искренностью. Поучения С.— не только факт литературы, но и живое свидетельство трагических событий, отражение мучительных раздумий о причинах неслыханных бедствий, обрушившихся на Русскую землю, на народ, тщетно взывавший к Богу о помощи. Творчество С. как бы знаменовало собой сохранение в литературе Владимирской Руси лучших традиций торжественного и учительного красноречия Киевской Руси XII в. Изд.: Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в.—СПб., 1888; “Слова” Серапиона Владимирского/ Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 440—455; То же / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С. 108—122. Лит.: КолобановВ.А. Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского // АКД.— Л.; Владимир, 1962; Творогов О.В. Серапион//Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 387—390. О. И. Творогов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
0.00 байт

Печати псковских владычных наместников с именем «Серапион»

Белецкий Сергей Васильевич
В статье рассматриваются вислые свинцовые печати псковских владычных наместников, в текст легенды которых включено имя новгородского архиепископа Сера-пиона I, занимавшего Софийскую кафедру в 1506-1509 гг.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об «Идейной собственности» в наследии священника Павла Флоренского и архимандрита Серапион

Павлюченков Николай Николаевич
Статья содержит краткий анализ основного круга проблем, связанных с соотношением философско-богословских концепций священника Павла Флоренского и идей архимандрита Серапиона (Машкина).
Читать PDF
0.00 байт

Рец. На кн. : серапионова, Е. П. Карел Крамарж и Россия. 18901937 годы: идейные воззрения, политичес

Станков Николай Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Е. П. Серапионова. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы. М. , 2006. 510 с

Косик В. И.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 02. 032. Серапионова Е. П. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы: идейные воззрения, политиче

Эман И. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Послание Серапиона Тмуитского ученикам преподобного Антония (предисл. , пер. И примеч. : дьяк. Серге

Пантелеев Сергей, Калинин Максим Глебович
Читать PDF
0.00 байт

Конфликт святителя Серапиона новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого в контексте церковно-госу

Малинский Антоний
Статья посвящена проблеме взаимоотношений Церкви и государства в XVI в. на примере конфликта преподобного Иосифа Волоцкого и новгородского архиепископа Серапиона.
Читать PDF
0.00 байт

Женские образы в цикле Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья»

Крысанова М. В.
Женские образы цикла Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья» рассматриваются в сравнении с традиционными для немецкого романтизма.
Читать PDF
0.00 байт

Творческие эксперименты «Серапионовых братьев» в контексте идей художественного синтеза

Пономарева Е. В.
Автор рассматривает экспериментальные образцы малой прозы М. Слонимского и Н. Никитина в контексте идей синтетизма.
Читать PDF
0.00 байт

Рамка в цикле Гофмана «Серапионовы братья»: особенности атмосферы

Крысанова Маргарита Валерьевна
В статье рассматривается рамочное общество в цикле Э.-Т.-А. Гофмана «Серапионовы братья», основное внимание уделяется настроению собравшихся и способам его создания.
Читать PDF
0.00 байт

Литературное объединение "Серапионовы братья": немецкая традиция в культуре русского неоромантизма

Васильева Инна Вячеславовна
Одной из наиболее ярких творческих тенденций в начале XX столетия становится формирование нового неоромантического мироощущения.
Читать PDF
0.00 байт

Эхо серапионов в контексте прозы начала XXI века

Черняк М. А.
В статье рассматриваются закономерности социокультурных и эстетических перекличек двух литературных процессов – начала 1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

К истории биографических и творческих взаимоотношений Евгения Шварца и «Серапионовых братьев»

Воскобоева Елена Владимировна
В статье исследуются стихотворение Евгения Шварца «Стихи о Серапионовых братьях, сочиненные в 1924 году» и стихотворения-оды Елизаветы Полонской, посвященные серапионовцам и написанные в 1922-1926 годах.
Читать PDF
0.00 байт

96. 04. 019. Серапио М. Рост японо-американских рансграничных инвестиций в электронной промышленност

Горбунова Т. В.

Похожие термины: