СЕРАПИОН

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕРАПИОН
иеромонах Киево-Троицкого монастыря, деятель Союза Русского народа, автор "Послания к россиянам" (1913), в котором заявлял, что "противосемитическая, в смысле жидообличения, школа избавит Россию от жидовского рабства и тирании".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Серапион (старец)

Серапион - старец псковского Елизарова монастыря; написал "Повесть о приходе Стефана короля польского ко Пскову и Печорскому морю" в 1581 году. "Повесть" эта издана в "Чтениях Общества Истории" 1837 год.

Источник: Биографический словарь. 2008

СЕРАПИОН
?-1275), епископ Владимирский с 1274, архимандрит Киево-Печерского монастыря, писатель. Автор "Слов" (проповедей, поучений), отобразил бедствия Руси под властью монголо-татар, считая их Божьей карой за нарушения христианских заповедей и междоусобия князей.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Серапион (псковский чудотворец)

Серапион - преподобный, что на Толве реке, псковский чудотворец. Родился в г. Юрьеве в 1390 году. В 1426 году удалился в Псков и поселился в пустыне вместе с преподобным Евфросином ; принимал весьма деятельное участие в устройстве Спасо-Елеазаровой пустыни, где жил с Евфросином. Скончался в 1480 году. Память 15 мая.

Источник: Биографический словарь. 2008

Серапион (архиепископ суздальский)

Серапион - архиепископ суздальский (1634 - 1654), из игуменов Толгского монастыря; написал грамоту 1636 года в Покровский монастырь о выборе игуменьи, с увещанием не ссориться; описание городского вала, 1643 год; память от 1 мая 1642 года духовенству епархии о соблюдении церковного благочиния; грамоту 1643 года с запрещением свидетельствовать лживую духовную и другие.

Источник: Биографический словарь. 2008

СЕРАПИОН
   • Serapion,
         ????????,
       1. греческий трагический поэт, от которого Стобей сохранил некоторые стихи;
       2. стоический философ из Гиераполя. Sen. ер. 40, 2;
       3. врач из Александрии, основатель эмпирической школы в медицине;
       4. географ из Антиохии, жил, вероятно, во времена Эратосфена (см. Cic. ad Att. 6, 1. 2, 4, 1); Плиний заимствовал из него;
       5. александрийский ритор во 2 в. от Р. X., Свида перечисляет несколько его риторических сочинений.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СЕРАПИОН
ск. 1275), древнерусский писатель, епископ. В летописании встречаются два упоминания о нем (1274): о поставлении его епископом "Володимера, Суждалю и Новугороду Нижнему" и о его смерти в 1275. Летописец отмечает также, что Серапион "бе же зело учителен и книжен". Серапион был игуменом Киево-Печерского монастыря (1249-74); участвовал в Соборе епископов во Владимире. Ему приписывают "Поучение к попам", входящее в состав кормчих книг вместе с Постановлениями Собора.
Серапион - автор пяти поучений, четыре из них находятся в одном из древнейших четьих сборников - "Златой чепи" XIV в. В первом "слове" епископ призывает паству покаяться, напоминая о страшных знамениях - землетрясении, голоде, нашествии иноплеменников.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Серапион (преподобный)

Серапион - преподобный, в миру пленный казанский мурза Туртас Гравирович, в крещении Сергий. Полюбив новую веру, Серапион решился посвятить себя иноческой жизни. На пустынном острове озера Коже Серапион встретил отшельника Нифонта и остался жить с ним. Молва о их подвижничестве стала привлекать к ним ревнителей духовной жизни; когда собралось достаточное число иноков, Нифонт отправился в Москву просить земли для обители, но скончался там, не начав дела. Узнав о кончине Нифонта, Серапион отправился в Москву и получил царскую грамоту, которой предоставлялась новой обители земля по 4 версты в обе стороны. Он устроил общий монастырь (см. Кожеозерский Богоявленский монастырь, XV, 577). По его просьбе царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей. Серапион скончался в 1611 году. Память 27 июня.

Источник: Биографический словарь. 2008

Серапион (святой, архиепископ новгородский)

Серапион - святой, архиепископ новгородский. Был священником, но скоро овдовел и постригся в монашество. По смерти родителей Серапион, раздав имущество бедным, ушел в Дубенский Успенский монастырь (на границах нынешних губерний Тверской и Владимирской) и был там настоятелем; оттуда перешел в Сергиеву лавру и был ее игуменом. В 1506 году Серапион посвящен в сан архиепископа новгородского. Когда преподобный Иосиф Волоцкий , теснимый волоколамским князем Федором Борисовичем , обратился с просьбой о защите к великому князю Василию Иоанновичу и был принят, с обителью, в ведение митрополита и великого князя, Серапион подверг Иосифа церковному запрещению, так как он действовал самовольно, без разрешения своего архиепископа. Великий князь Василий принял запретительную грамоту Серапиона за личное оскорбление и созвал собор (1509), на котором Серапион был осужден, уволен от управления епархией и заточен в Андроников монастырь. В оправдание свое Серапион написал послание к митрополиту Симону , где смело защищал свое дело и доказывал несправедливость других правилами церкви. В 1511 году собором святителей Серапион был освобожден из заточения и остаток дней своих провел в Сергиевой лавре, где и скончался в 1516 году, приняв перед смертью схиму. Мощи Серапиона обретены нетленными в следующем году (7 апреля) и остаются под спудом в так называемой Серапионовой палатке, близ Троицкого собора Сергиевой лавры. Память Серапиона 16 марта.

Источник: Биографический словарь. 2008

Серапион (епископ владимирский)

Серапион - епископ владимирский. Сведения о нем очень скудны. Из Воскресенской летописи мы узнаем, что Серапион был архимандритом печорским, в 1274 году был поставлен епископом владимирским, а в 1275 году преставился. Летописец называет его "зело учительным в божественном писании". Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов Серапиона нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому Серапион с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. Серапион допускает возможность влияния чародеев, через бесов, на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому Серапион прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию - воду. В пятом поучении Серапион старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает. Поучения Серапиона отличаются простотой изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи Серапиона быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления. Ср. Петухов "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века" (Санкт-Петербургская библиотека, 1888; в приложении напечатаны тексты поучений). Н. Т.

Источник: Биографический словарь. 2008

СЕРАПИОН
ум 1275)—епископ Владимирский проповедник и писатель Све дения о жизни его крайне скудны в лето писи под 1274 г сообщается что митрополит Кирилл поставил епископом Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода архимандрита (в других списках — игумена) Киево-Печерского монастыря С., а на следующий год С. умер. Летопись отмечает, что он был “зело учителей и книжен”, т. е. начитан в духовной литературе и известен как проповедник. В науке утвердилось мнение о принадлежности С., по крайней мере, пяти поучений. В первом из них С. призывает верующих к покаянию, напоминая им о грозных божественных “наказаниях”— землетрясении (возможно, речь идет о землетрясении 1258 г.) и о нашествии иноплеменников. Сер. XIII в. отнюдь не была для Руси, еще не оправившейся от Батыева нашествия, временем благополучия: во время новых походов-татар опять были разорены Владимир, Суздаль, Юрьев, Москва, Тверь, Рязань и др. города. Об этом трагическом времени и говорит С.: “И вот уже поучает нас Бог предзнаменованьями, земля сотрясается по его повелению: хоть и не говорит устами, но делом поучает. Даже и так нас наказав, Бог не отучил нас от дурных обычаев. Вот теперь землю трясет и колеблет, многие грехи беззакония хочет стрясти с земли, как листья с дерева. Если же кто скажет: “И раньше были землетрясения и войны, и пожары ведь были”, то отвечу: “Так и было, но что потом было с нами? Не было ли голода? Не было ли мора? Не было ли ратей многих? Мы же все равно не покаялись, до тех пор пока не пришел на нас по попущению божественному народ безжалостный, и землю нашу опустошили, и города наши попленили, и церкви святые разграбили, отцов и братьев наших перебили, а над матерями и сестрами нашими надругались”. С. призывает отказаться от несправедливого суда, от “грабежа, воровства, разбоя и грязного прелюбодеяния... сквернословия, обмана, клеветы, ложных клятв и доносов”, только тогда, надеется проповедник, “утешит нас Бог небесный, как детей своих помилует нас, горе мирское от нас отведет и дарует мирный отход в иную жизнь”. О том же, о дурных нравах и поступках, которые, по мнению С., и являются причиной гнева Божьего, говорится и в другом его послании: он вновь напоминает о пленении земли, о захваченных городах, о трупах убитых мужчин и уведенных в полон женщинах и детях, изображая поистине трагическую картину всеобщего бедствия: “Вот уже к сорока годам приближаются страдания наши и мучения, мы обложены тяжелыми поборами, всюду голод, болезни, вдоволь хлеба своего поесть не можем, вздохи наши и печаль иссушают кости наши...” И опять проповедник призывает к покаянию, к отказу от дурных дел в надежде на милость Бога. Той же теме — изображению современных ему событий — посвящено и третье “слово” С., но всякий раз он находит все новые и новые краски, изображая трагическую судьбу разоренной нашествием Русской земли: кровью отцов и братьев земля пропитана как водой в половодье, исчезли крепость и сила наших князей и воевод, города опустели, заросли сорной травой села, наши богатства ныне стали сокровищами иноплеменников. В четвертом и пятом поучениях С. выступает против языческого обычая по наущению волхвов предавать казни людей, обвиненных в колдовстве. С. осуждает эти предрассудки во всеоружии своей христианской образованности. “Где вы видели в Писании,— вопрошает он,— что человек властен над урожаем или недородом, что он может вызвать дождь или жару? О, неразумные! Все это Бог творит по своей воле: беды и голод посылает нам в наказание за грехи наши, побуждая к покаянию”. Поучениям С. присущи высокие художественные достоинства: изысканное мастерство ритора соединяется в них с необыкновенной простотой и яркостью языка, эмоциональность с искренностью. Поучения С.— не только факт литературы, но и живое свидетельство трагических событий, отражение мучительных раздумий о причинах неслыханных бедствий, обрушившихся на Русскую землю, на народ, тщетно взывавший к Богу о помощи. Творчество С. как бы знаменовало собой сохранение в литературе Владимирской Руси лучших традиций торжественного и учительного красноречия Киевской Руси XII в. Изд.: Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в.—СПб., 1888; “Слова” Серапиона Владимирского/ Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 440—455; То же / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С. 108—122. Лит.: КолобановВ.А. Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского // АКД.— Л.; Владимир, 1962; Творогов О.В. Серапион//Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 387—390. О. И. Творогов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
394.49 кб

Печати псковских владычных наместников с именем «Серапион»

Белецкий Сергей Васильевич
В статье рассматриваются вислые свинцовые печати псковских владычных наместников, в текст легенды которых включено имя новгородского архиепископа Сера-пиона I, занимавшего Софийскую кафедру в 1506-1509 гг.
Читать PDF
110.02 кб

К вопросу об «Идейной собственности» в наследии священника Павла Флоренского и архимандрита Серапион

Павлюченков Николай Николаевич
Статья содержит краткий анализ основного круга проблем, связанных с соотношением философско-богословских концепций священника Павла Флоренского и идей архимандрита Серапиона (Машкина).
Читать PDF
548.70 кб

96. 04. 019. Серапио М. Рост японо-американских рансграничных инвестиций в электронной промышленност

Горбунова Т. В.
Читать PDF
438.90 кб

Послание Серапиона Тмуитского ученикам преподобного Антония (предисл. , пер. И примеч. : дьяк. Серге

Пантелеев Сергей, Калинин Максим Глебович
Читать PDF
81.44 кб

Е. П. Серапионова. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы. М. , 2006. 510 с

Косик В. И.
Читать PDF
119.44 кб

Конфликт святителя Серапиона новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого в контексте церковно-госу

Малинский Антоний
Статья посвящена проблеме взаимоотношений Церкви и государства в XVI в. на примере конфликта преподобного Иосифа Волоцкого и новгородского архиепископа Серапиона.
Читать PDF
200.51 кб

Эхо серапионов в контексте прозы начала XXI века

Черняк М. А.
В статье рассматриваются закономерности социокультурных и эстетических перекличек двух литературных процессов – начала 1920-х гг.
Читать PDF
366.33 кб

Рец. На кн. : серапионова, Е. П. Карел Крамарж и Россия. 18901937 годы: идейные воззрения, политичес

Станков Николай Николаевич
Читать PDF
91.28 кб

2008. 02. 032. Серапионова Е. П. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы: идейные воззрения, политиче

Эман И. Е.
Читать PDF
166.89 кб

Женские образы в цикле Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья»

Крысанова М. В.
Женские образы цикла Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья» рассматриваются в сравнении с традиционными для немецкого романтизма.
Читать PDF
511.74 кб

Рамка в цикле Гофмана «Серапионовы братья»: особенности атмосферы

Крысанова Маргарита Валерьевна
В статье рассматривается рамочное общество в цикле Э.-Т.-А. Гофмана «Серапионовы братья», основное внимание уделяется настроению собравшихся и способам его создания.
Читать PDF
324.29 кб

Литературное объединение "Серапионовы братья": немецкая традиция в культуре русского неоромантизма

Васильева Инна Вячеславовна
Одной из наиболее ярких творческих тенденций в начале XX столетия становится формирование нового неоромантического мироощущения.
Читать PDF
1.24 мб

Творческие эксперименты «Серапионовых братьев» в контексте идей художественного синтеза

Пономарева Е. В.
Автор рассматривает экспериментальные образцы малой прозы М. Слонимского и Н. Никитина в контексте идей синтетизма.
Читать PDF
274.26 кб

К истории биографических и творческих взаимоотношений Евгения Шварца и «Серапионовых братьев»

Воскобоева Елена Владимировна
В статье исследуются стихотворение Евгения Шварца «Стихи о Серапионовых братьях, сочиненные в 1924 году» и стихотворения-оды Елизаветы Полонской, посвященные серапионовцам и написанные в 1922-1926 годах.

Похожие термины:

  • Серапион, 1711—14 г

    (р. 02.05.1951) Жена мэра Санкт‑Петербурга А. А. Собчака. Родилась в г. Брянске. Отец участник Великой Отечественной войны, закончил ее в 1945 г. в Берлине. Мать родом из Ленинграда, вместе с семьей посл
  • Серапион, 1515 г

    организационно самостоятельная тактическая боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах вооруженных сил, родах войск, специальных войск. К воинским частям относятся полки, кораб
  • Серапион, 1524 г

    это высшая реальность живых, мыслящих организмов на Земле, которая в качестве субъекта создает культуру и определяет смысл совокупности «всех общественных отношений» (Маркс). Лит.: Спиркин А.Г. Чел
  • Серапион, 1548 г

    делегация государства, направляемая в др. государство для участия в торжествах и празднествах по случаю провозглашения независимости страны, нац. праздника, вступления в должность (коронации) гла
  • Серапион, 1566 г

    1782-1852) - политический деятель США, юрист по образованию. В 1813 В. был избран в конгресс, а в 1827 - в сенат. Он был дважды государственным секретарем: в 1841-43 и в 1850-52. В 1842 В. заключил договор с лордом Ашберто
  • Серапион, 1567—1602 г

    р. 1907) Иранист-филолог (литературовед). Род. в г. Керки, Туркмения, в семье местного общ. деятеля, в сов. время работавшего на отв. хоз. должностях. Ок. школу в г. Чарджуй (Чарджоу); служил в ЧОН (1925); затем
  • Серапион, 1621 г

    (question time) см.: парламентский вопрос (Parliamentary Question).
  • Серапион, 1649 г

    общественное движение в различных странах, выступающее за решение глобальных проблем современности.
  • Серапион, 1572 г

    общественные объединения, целенаправленно воздействующие на политическую власть для реализации своих специфических интересов.
  • Серапион, 1586 г

    1998, официальный документ международного сообщества, принятый 10 ноября 53-й сессией Ген. Ассамблеи ООН. Декларация адресована правительствам, властям, образовательным, культурным и прочим учрежден
  • Серапион, 1614 г

    деятельность, направленная на трансформацию конфликта и построение мира на низовом уровне. Цель дипломатии третьего уровня - содействовать взаимодействию и взаимопониманию между враждовавшими
  • Серапион, 1618 г

    Уменьшение информативности ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования по мере удаления моментов их измерений в прошлое.
  • Серапион, 1627 г

    время вторичного правления императора Наполеона I во Франции (20 марта - 22 июня 1815) после его бегства с о. Эльба. Против наполеоновской империи выступила антифранцузская коалиция многих европейских
  • Серапион, 1630 г

    (ДОГОВОР ОСВ-2) подписан 18 июня 1979 г. в Вене. Договор ограничивал количество МБР наземного базирования и ракет, установленных на подводных лодках (БРПЛ), стратегических бомбардировщиков, а также бал
  • Серапион, 1685 г

    опрос избирателей на избирательных участках после процедуры голосования.
  • Серапион, 1702 г. игумен

    Закудемского стана, Отерев. пустыни, нижег. епарх. {Половцов}
  • Серапион, 1644 г

    1885- 1934) - советский государственный деятель и дипломат. Д. окончил Электротехнический институт в г. Тулузе (Франция). С 1904 принимал участие в революционном движении, член ВКП(б) с 1908. В 1907 был сослан на
  • Серапион, 1652 г

    термин, применяемый в США для обозначения особого метода образования избирательных округов (с неравным количеством избирателей, нарушением территориального принципа) с целью получить на выборах
  • Серапион, 1653 г

    1770–1827) Британский государственный деятель и дипломат. Член палаты общин с 1793 года. Министр иностранных дел Великобритании (1807–1809, 1825, 1827); посол Великобритании в Португалии (1814–1816). Премьер-минист
  • Серапион, † 1654 г

    ? - ?). Анархист. В 1920-21 активист Московской секции анархистов-универсалистов. В конце декабря 1921 участвовал в создании "Креатория российских и московских анархистов-биокосмистов", член его Секретар