Серебряков (Константин Терентьевич) - известный русский певец-бас, родился в 1852 году; окончив курс на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, поступил на государственную службу, но скоро вышел в отставку. Еще раньше он стал заниматься пением и теорией музыки у капельмейстера русской оперы К.А. Кучеры . В 1887 году дебютировал на сцене Мариинского театра в роли Сусанина ("Жизнь за царя") с большим успехом, после чего был принят в оперную труппу. Репертуар его разросся теперь до 46 ролей. Из них особенно удались ему роли Руслана ("Руслан и Людмила"), мельника ("Русалка"), жреца ("Аида"), Гремина ("Евгений Онегин"), Гудала ("Демон"), Генриха Птицелова ("Лоэнгрин"), Марселя ("Гугеноты"). Н. С.
Серебряков Константин Терентьевич
— известный русский певец-бас; род. в 1852 г.; окончив курс на юридическом факультете СПб. университета, поступил на государственную службу, но скоро вышел в отставку. Еще раньше он стал заниматься пением и теорией музыки у капельмейстера русской оперы К. А. Кучеры. В 1887 г. дебютировал на сцене Мариинского театра в роли Сусанина ("Жизнь за Царя") с большим успехом, после чего был принят в оперную труппу. Репертуар его разросся теперь до 46 ролей. Из них особенно удались ему роли Руслана ("Руслан и Людмила"), мельника ("Русалка"), жреца ("Аида"), Гремина ("Евгений Онегин"), Гудала ("Демон"), Генриха Птицелова ("Лоэнгрин"), Марселя ("Гугеноты").
Н. С.
{Брокгауз}
Серебряков, Константин Терентьевич
[5(17)6.1852, Тамбов — 1919, Петроград] — арт. оперы (бас-профундо), камерный певец и педагог. Род. в семье священника. Образование получил в Петерб. ун-те (юридический ф-т), по окончании к-рого в 1880—87 работал в мин-ве юстиции. В 1879—80 как любитель обучался пению в Петерб. конс., позднее учился у Ф. Комиссаржевского, с 1883 брал уроки пения и теории музыки у дирижера Мариинского т-ра К. Кучеры. сцен. искусству и мимике обучался у Ф. Кшесинского. В1892 совершенствовался в пении в Италии. В 1887—1919 солист петерб.-петрогр. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М. Глинки). Гастролировал в Москве (т-р "Аквариум"), Одессе (летом 1889 и 1890), Н. Новгороде (1897—99), Тифлисе (1907), Праге (летом 1900 в составе Товарищества рус, оперы, организованного М. Долиной). Обладай сильным (особенно в нижнем и среднем регистрах) певучим голосом "бархатного" тембра. В нач. сцен. деят-сти больше всего производил впечатление на слушателей силой голоса: с годами пение приобрело пластичность и выразительность. Репертуар включал св. 100 партий в 68 операх.
1-й исп. партий: Бурундая ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Морозова ("Князь Серебряный" Г. Казаченко), Рене ("Иоланта"), Ивана Журана ("Чародейка"), Агамемнона ("Орестея"), Епископа ("Корделия", 2-я ред.), Графа Савуази ("Сарацин"), Соран Бареа("Сервилия"); в Мариинском т-ре — Бибиены ("Рафаэль"), Собакина ("Царская невеста"). Царя морского ("Садко"), Токмакова ("Псковитянка", 3-я ред.). Балбила ("Нерон"), Кресцеля ("Сказки Гофман"), Рокко ("Фиделио), Коллена ("Богема"), Судьи ("Вертер"): в Петербурге — Бибиены ("Рафаэль"); на рус. сцене — Начальника стражи ("Суламифь"), Марк" ("Тристан и Изольда"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Кончак (одни из первых исп., чередовался с М. Корякиным), Варлаам, Андрей Дубровский (один из первых исп., чередовался с Ф. Стравинским), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Элиаким, Жемчужный, Гремин, Собакин, Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Марсель, ("Гугеноты"), Рамфис, Ландграф, Фарнер, Хундинг. Др. партии: Руслан. Светозар, Старик-странник. Дед Мороз, Варяжский гость, Фехердин. Чуб ("Черевички"), Тибо ("Орлеанская дева") Озия, Фадладин; Самиэль, Цунига, Мефистофель ("Мефистофель"), Дон Педро, Фарнер ("Зигфрид" и "Золото Рейна"), Генрих-Птицелов. Партнеры: А. М. Давыдов, И. Ершов, В. Касторский, М. Кузнецова. Л. Липковская, Ф. Литвин, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Аренского, Ф. Блуменфельда, Г. Казаченко, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника. В 1912 получил звание "Засл. артист имп. театров".
С 1900 вместе с Е. Мравиной концертировал по городам России. В камерном репертуаре певца были романсы М. Глинки. А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, П. Чайковского, А. Глазунова, Л. Малашкина. Выступал также в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в "Торжественной мессе" Дж. России, 4-й и 9-й симфониях Л. Бетховена, Реквиеме В. А. Моцарта, "Легенде о св. Елизавете" Ф. Листа, оратории "Рай и Пери" Р. Шумана.
Преподавал в 4-й петрогр. школе муз. просвещения.
Одним из первых в России начал записываться на грампластинки (28 произв.) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1899, 1901; "Граммофон", 1901; "Зонофон", 1903; "В. И. Ребиков", 1903, 1904).
Лит.: К. Т. Серебряков // Наше время. 1893. № 7; К. Т. Серебряков // Ежегодник имп. театров. Сезон 1911. Вып. 7. С. 130—131; Хроника: 25-летний юбилей сценической деятельности К. Т. Серебрякова // Театр и искусство. 1911. № 49. С 948; Свириденко С. Русская опера в Мариинском театре за 25 лет // РМГ. 1912. № 5. Стлб. 95—96; К. Т. Серебряков. (Некролог) // Бирюч Петротр. театров. 1919. № 17—18. С. 319; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера: 1890— 1910. — Л.; М., 1940. С. 122—124.