СЕРЕБРЯКОВА (ЛАНСЕРЕ) Зинаида Евгеньевна

Найдено 1 определение
СЕРЕБРЯКОВА (ЛАНСЕРЕ) Зинаида Евгеньевна
10.12(28.11).1884 (имение Нескучное Белгородского уезда Курской губ., ныне Харьковская обл.) - 19.09.1967 (Париж). Живописец. Из семьи с художественными традициями. Дочь скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886) и Екатерины Николаевны Бенуа, сестра художника Евгения Лансере; племянница художников Альберта и Александра Бенуа. В 1886, после ранней смерти отца, переехала с матерью и братом в Петербург, в дом деда, академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа. Каждое лето проводила в семейном имении Нескучное в Курской губернии. В 1901, по окончании Коломенской гимназии в Петербурге, недолго училась в Рисовальной школе кн. М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. В 1902-03 побывала в Италии. В 1903-05 занималась в частной мастерской О. Э. Браза, копировала произведения старых мастеров в Эрмитаже. В 1905-06 жила в Париже, посещала академию Гранд Шомьер. Вышла замуж за инженера путей сообщения Бориса Анатольевича Серебрякова (1880-1919). В 1900-е писала темперой пейзажи и портреты крестьян в имении Нескучное. Работы этих лет воспроизводились на открытках Общины св. Евгении. В 1910 участвовала в выставке «Современный русский женский портрет» в редакции журнала «Аполлон » и 7-й выставке СРХ в Петербурге. Автопортрет «За туалетом» (1909) и картину «Молодуха» приобрела Третьяковская галерея. В дальнейшем писала женские и детские портреты и композиции на тему крестьянской жизни: «Девушка со свечой» (1911), «Купальщица» (1911), «Кормилица с ребенком» (1912), «В бане» (1913), «За завтраком » (портрет детей художницы, 1914), «Крестьяне» (1914), «Жатва» (1915), «Беление холста» (1916-17), «Спящая крестьянка» (1917), «Чешущие лен» (1917). С 1911 участвовала в выставках общества «Мир искусства» в Петербурге и Москве. В 1912-13 несколько месяцев жила в Царском Селе. В 1911-13 путешествовала по Крыму, в 1914 - по Швейцарии и Италии, посетила Милан, Флоренцию, Падую, Венецию. В эти годы исполнила много пейзажей. В 1915-17 создала эскизы четырех круглых панно с аллегориями Турции, Сиама, Индии и Японии для интерьера Казанского вокзала в Москве. В феврале 1917 в числе первых женщин (вместе с А. П. Остроумовой-Лебедевой, О. Л. Делла-Вос-Кардовской и А. П. Шнейдер) была выдвинута в академики, но из-за революции баллотировка не состоялась. В 1918-19 жила в Нескучном; пережила разгром и пожар имения, смерть мужа. В это время написала одну из лучших картин - «Карточный домик» (портрет своих четверых детей). Перебралась с детьми в Харьков, работала в археологическом музее при университете и участвовала в 1-й выставке Подотдела искусств. В 1920 вернулась в Петроград. Служила в мастерской наглядных пособий при Отделе народного образования. Создала серию графических и живописных портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета. Писала пейзажи Петрограда, исполнила несколько автопортретов и портретов детей. Участвовала в выставках Дома искусств (1920) и последних выставках «Мир искусства» (1922 и 1924). В августе 1924 с помощью А. Н. Бенуа выехала во Францию и осталась в Париже, куда позднее приехали дети Александр и Екатерина. В 1925-27 посетила Англию, Германию и Бельгию. В 1928 и 1932, благодаря помощи мецената барона Ж. де Брауэра, побывала в Марокко, создала серию работ, посвященных жителям этой страны. Написала портреты Г. Л. Гиршман (1925), С. С. Прокофьева (1926), К. А. Сомова (1928). В 1930-39 неоднократно посещала Италию, Швейцарию, Бельгию и Англию, работала в Южной Франции (Ментона, Коллиур) и Бретани. Исполнила декоративные панно «Флора», «Правосудие», «Искусство» и «Свет» для особняка барона Ж. де Брауэра, под Брюсселем (1934-35). В 1933 вошла в секцию художников Союза деятелей русского искусства во Франции. Провела персональные выставки в парижских галереях Bemheim-Jeune (1929), W. Hirshman (1929), J. Charpentier (1927, 1930, 1932 и 1938), выставки совместно с Д. Д. Бушеном в Антверпене и Брюсселе (1931). Участвовала в выставках русских художников в Париже (Bemheim-Jeune, 1927; W. Hirshman, 1929, 1930; Lesnik, 1930; d ’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Нью-Йорке (1924), Питтсбурге (1925), Брюсселе (1928), Берлине (1930), Белграде (1930), Праге (1935) и др. В 1929 ее выставка прошла в Ленинграде. В 1940 устроилась в мастерской на углу бульвара Raspail и улицы Campagne Premiere на Монпарнасе, где работала до конца дней. Продолжала писать портреты деятелей искусства (С. М. Лифарь; 1961), заказные женские и детские портреты, ню, пейзажи и жанровые композиции темперой и акварелью. В 1954 провела выставку в своей мастерской. В 1961 участвовала в выставке «Семейство Бенуа» в Лондоне. В 1965-66 персональные выставки прошли в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске. В 1986 в Москве состоялась мемориальная выставка, посвященная 100-летию со дня ее рождения. Представлена во многих музеях бывшего СССР, в том числе в ГРМ и ГТГ.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999