Сергеевич (Василий Иванович) - историк права. Родился в городе Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский университет, на юридический факультет; окончил курс в 1857 году. Был учителем законоведения в первой московской гимназии. В 1862 году получил заграничную командировку для приготовления к профессорскому званию; занимался преимущественно в Гейдельберге, под руководством Блунчли, Ценфля, Рено, Миттермайера и Вангерова. По защите диссертации на степень магистра государственного права назначен в 1868 году доцентом по кафедре государственного права в Московском университете. В 1871 году защитил диссертацию на степень доктора и в том же году назначен профессором, а в 1872 году занял кафедру истории русского права в Санкт-Петербургском университете. В 1879 - 1884 годах нес обязанности секретаря юридического факультета; с 1888 по 1897 год состоял деканом, а с 1897 по 1899 год - ректором университета. Как более крупные работы Сергеевича, так и небольшие журнальные статьи его одинаково отличаются свежестью и оригинальностью выводов, всегда строго обоснованных на тщательном изучении источников. Написаны они образцовым по простоте, ясности и образности литературным языком. Первый большой труд Сергеевича: "Вече и князь" впервые установил правильную схему государственного устройства древнерусских княжеств. Народоправства или веча оказались не только принадлежностью северных торговых республик, но общераспространенной формой быта всех русских земель; их повсеместность выяснена рассмотрением как документальных свидетельств, так и общих условий быта. Второй элемент в составе власти - князья определяют свои отношения к народу, к дружине и между собой на основании договоров. Договорным началом проникнут весь государственный быт; им же определялись и отношения между князьями. Сергеевич выступил одним из самых горячих противников теории родового быта. Идее родового старшинства, которым, по этой теории, определялись отношения между князьями, была противопоставлена идея равного достоинства князей. В противовес теории лествичного восхождения при распределении волостей между князьями выставлено совершенно новое начало: волости в Древней Руси не наследовались, а добывались. Как бы в подкрепление своих методологических приемов, Сергеевич выпустил в свет свой блестящий этюд: "Задача и методы государственных наук". Здесь подвергнуты беспощадной критике способы исследования немецких политических писателей, начиная с Канта, и непригодностью чисто философских или смешанных приемов объяснено неудовлетворительно состояние государственных наук в Германии. Вслед за этим впервые для русского читателя дано сжатое изложение основных приемов и задач положительного метода, поскольку он выработан Контом, Миллем и Льюисом. К методологическим вопросам Сергеевич возвращался и позднее, например, в статье "Право и государство в истории"; но внимание его главным образом привлекали отдельные вопросы истории права, как то земские соборы, екатерининская комиссия, договоры с греками, образование государственной территории и прочие. По каждому из этих вопросов им высказаны мнения, с которыми необходимо считаться каждому исследователю и которые до сих пор во многих отношениях остаются не поколебленными: так, "Земские соборы в Московском государстве" остаются лучшим трудом по данному вопросу. Далекий от славянофильского воззрения, по которому наши соборы являются идеалом представительства, автор не разделяет и отрицательной точки зрения Соловьева и Чичерина . Он видит в соборах первую ступень развития представительных учреждений и проводит аналогию их с подобными учреждениями во Франции и Англии. Несмотря на несовершенства в организации, соборы оказали великие услуги государству: "одной патриотической деятельности земских соборов начала XVII века уже довольно, чтобы Россия всегда вспоминала о них с благодарностью". Рассматривая вопрос о территориальном росте Московского государства, Сергеевич, вопреки установившемуся взгляду, что оно выросло из вотчины московских князей, развивает мысль, что не московский удел, а великое княжество Владимирское послужило основной ячейкой для этого роста с той самой минуты, как Дмитрий Донской приобрел его в наследственное владение своего дома. Московские князья, начиная с Калиты и до Дмитрия Донского, вовсе не были создателями того порядка, который привел Москву к единовластию и величию. Калита - вовсе не основатель государственного величия Москвы, как думали древние грамотеи и вслед за ними новейшие историки, а первый решительный проводник взгляда на княжение, как на частную собственность князя, со всеми противогосударственными последствиями такого взгляда. В 1883 году Сергеевич издал все свои исследования по истории права, присоединив к ним конспективный обзор своих лекций в виде пособия для слушателей. В 1890 году появился первый том капитального труда: "Русские юридические древности", представляющего собой начало новой переработки истории русского права до конца XVII века. Этот новый труд задуман в широких размерах: в вышедших двух томах (свыше 1100 страниц) рассмотрены лишь территория, население и власть (последняя - не вполне; отсутствует глава о земских соборах). Само изложение представляет ту особенность, что в тексте приведены характерные места из источников, которые и разъясняются. Почти по всем вопросам или предлагаются новые оригинальные выводы, или приводятся новые соображения в пользу прежде высказанных взглядов. Даже отделы, ранее исследованные автором, написаны вновь и по новому плану. Все это ставит "Русские юридические древности" (том 1, 1890; том 2, выпуск 1, 1893; том 2, выпуск 2, 1896) в ряду самых выдающихся явлений русской исторической литературы. Не меньше внимания заслуживают "Лекции и исследования по истории русского права" (1883; в издания 1894 и 1899 годов не вошла история права в империи и опущены отделы, обработанные в "Юридических древностях"). Журнальные статьи Сергеевича: "О служебных экзаменах в Пруссии" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", часть 117), "Особенности французского кассационного суда" (ib., часть 118), "Очерк кассации в Пруссии" (ib., часть 120), "Время возникновения германской поземельной общины" (ib., часть 125), "Порядок отмены решений по новому уставу гражданского судопроизводства" (ib., часть 127), "Об университетском преподавании" ("Московские Университетские Известия", 1865, № 2), "Земские соборы в Московском государстве" ("Сборник Государственных Знаний", том 2, 1875), "Откуда неудачи Екатерининской законодательной комиссии?" ("Вестник Европы", 1878, № 1), "Государство и право в истории" ("Сборник Государственных Знаний", том 7, 1879), "Опыты исследования обычного права" ("Наблюдатель", 1882, № 1 и 2), "Греческое и русское право в договорах с греками" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1882, № 1), "Как и из чего образовалась территория Московского государства" ("Новь", 1886, № 1 и 2), "Вольные и невольные слуги московских государей" ("Наблюдатель", 1887, № 1 - 3), "О порядке приобретения ученых степеней" ("Северный Вестник", 1897, № 10), "Воспитание и обучение в наших университетах" ("Научное Обозрение", 1898, № 10), "Русская Правда и ее списки" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1899, № 1). Важнейшие рецензии: "Задачи истории кодификации" (по поводу двух томов "Истории кодификации гражданского права" С.В. Пахмана ; "Вестник Европы", 1876, № 11); о сочинении В. Латкина "Земские соборы Древней Руси" ("Отчет о 29 присуждении наград графа Уварова", 1888); "Новые учения в области государственного права" (по поводу книги Н.М. Коркунова "Указ и закон", "Журнал Министерства Юстиции", 1894, ноябрь); разбор сочинений Дитятина , Латкина, Энгельмана и других в "Юридической Библиографии", издававшейся юридическим факультетом Санкт-Петербургского университета в 1884 - 1885 годах. Издания источников: "Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового уложения", части 4 - 8; в "Сборнике Императорского Русского Исторического Общества", тома 32, 36, 43, 68 и 93. М. Д.
Сергеевич Василий Иванович
— историк права. Род. в гор. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский университет на юридический факультет; окончил курс в 1857 г. Был учителем законоведения в Первой московской гимназии. В 1862 г. получил заграничную командировку для приготовления к профессорскому званию; занимался преимущественно в Гейдельберге, под руководством Блунчли, Цепфля, Рено, Миттермайера и Вангерова. По защите диссертации на степень магистра государственного права назначен в 1868 г. доцентом по кафедре госуд. права в Моск. унив. В 1871 г. защитил диссертацию на степень доктора и в том же году назначен профессором, а в 1872 г. занял кафедру истории русского права в СПб. унив. В 1879—84 гг. нес обязанности секретаря юридического факультета; с 1888 по 1897 г. состоял деканом, а с 1897 по 1899 г. — ректором университета. Как более крупные работы С., так и небольшие журнальные статьи его одинаково отличаются свежестью и оригинальностью выводов, всегда строго обоснованных на тщательном изучении источников. Написаны они образцовым по простоте, ясности и образности литературным языком. Первый большой труд С., "Вече и князь", впервые установил правильную схему государственного устройства древнерусских княжеств. Народоправства, или веча, оказались не только принадлежностью северных торговых республик, но общераспространенной формой быта всех русских земель; их повсеместность выяснена рассмотрением как документальных свидетельств, так и общих условий быта. Второй элемент в составе власти — князья — определяют свои отношения к народу, к дружине и между собой на основании договоров. Договорным началом проникнут весь государственный быт; им же определялись и отношения между князьями. С. выступил одним из самых горячих противников теории родового быта. Идее родового старшинства, которым, по этой теории, определялись отношения между князьями, была противопоставлена идея равного достоинства князей. В противовес теории лестничного восхождения при распределении волостей между князьями выставлено совершенно новое начало: волости в Древней Руси не наследовались, а добывались. Как бы в подкрепление своих методологических приемов С. выпустил в свет свой блестящий этюд "Задача и метода государственных наук". Здесь подвергнуты беспощадной критике способы исследования немецких политических писателей, начиная с Канта, и непригодностью чисто философских или смешанных приемов объяснено неудовлетворительное состояние государственных наук в Германии. Вслед за этим впервые для русского читателя дано сжатое изложение основных приемов и задач положительного метода, поскольку он выработан Контом, Миллем и Льюисом. К методологическим вопросам С. возвращался и позднее, напр., в статье "Право и государство в истории"; но внимание его главным образом привлекали отдельные вопросы истории права, как то: земские соборы, Екатерининская комиссия, договоры с греками, образование государственной территории и пр. По каждому из этих вопросов им высказаны мнения, с которыми необходимо считаться каждому исследователю и которые до сих пор во многих отношениях остаются не поколебленными: так, "Земские соборы в Московском государстве" остаются лучшим трудом по данному вопросу. Далекий от славянофильского воззрения, по которому наши соборы являются идеалом представительства, автор не разделяет и отрицательной точки зрения Соловьева и Чичерина. Он видит в соборах первую ступень развития представительных учреждений и проводит аналогию их с подобными учреждениями во Франции и Англии. Несмотря на несовершенства в организации, соборы оказали великие услуги государству: "одной патриотической деятельности земских соборов начала XVII в. уже довольно, чтобы Россия всегда вспоминала о них с благодарностью". Рассматривая вопрос о территориальном росте Московского государства, С. вопреки установившемуся взгляду, что оно выросло из вотчины московских князей, развивает мысль, что не московский удел, а великое княжество Владимирское послужило основной ячейкой для этого роста с той самой минуты, как Дмитрий Донской приобрел его в наследственное владение своего дома. Московские князья, начиная с Калиты и до Дмитрия Донского, вовсе не были создателями того порядка, который привел Москву к единовластию и величию. Калита — вовсе не основатель государственного величия Москвы, как думали древние грамотеи и вслед за ними новейшие историки, а первый решительный проводник взгляда на княжение как на частную собственность князя, со всеми противогосударственными последствиями такого взгляда. В 1883 г. С. издал все свои исследования по истории права, присоединив к ним конспективный обзор своих лекций в виде пособия для слушателей. В 1890 г. появился первый том капитального труда "Русские юридические древности", представляющего собою начало новой переработки истории русского права до конца XVII в. Этот новый труд задуман в широких размерах: в вышедших двух томах (свыше 1100 стр.) рассмотрены лишь территория, население и власть (последняя — не вполне; отсутствует глава о земских соборах). Самое изложение представляет ту особенность, что в тексте приведены характерные места из источников, которые и разъясняются. Почти по всем вопросам или предлагаются новые оригинальные выводы, или приводятся новые соображения в пользу прежде высказанных взглядов. Даже отделы, ранее исследованные автором, написаны вновь и по-новому плану. Все это ставит "Русские юридические древности" (т. 1, 1890; т. 2, вып. 1, 1893; т. 2, вып. 2, 1896) в ряду самых выдающихся явлений русской исторической литературы. Не меньшего внимания заслуживают "Лекции и исследования по истории русского права" (1883; в издания 1894 и 1899 гг. не вошла история права в империи и опущены отделы, обработанные в "Юридических древностях"). Журнальные статьи С.: "О служебных экзаменах в Пруссии" ("Журнал Мин. нар. пр.", ч. 117), "Особенности французского кассационного суда" (ib., ч. 118), "Очерк кассации в Пруссии" (ib., ч. 120), "Время возникновения германской поземельной общины" (ib., ч. 125), "Порядок отмены решений по новому уставу гражданского судопроизводства" (ib., ч. 127), "Об университетском преподавании" ("Моск. унив. известия", 1865, № 2), "Земские соборы в Московском государстве" ("Сборн. госуд. знаний", т. 2, 1875), "Откуда неудачи Екатерининской законодательной комиссии?" ("Вест. Евр.", 1878, № 1), "Государство и право в истории" ("Сборн. госуд. знаний", т. 7, 1879), "Опыты исследования обычного права" ("Наблюдатель", 1882, №№ 1 и 2), "Греческое и русское право в договорах с греками" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1882, № 1), "Как и из чего образовалась территория Московского государства" ("Новь", 1886, №№ 1 и 2), "Вольные и невольные слуги московских государей" ("Наблюдатель", 1887, №№ 1—3), "О порядке приобретения ученых степеней" ("Сев. вестник", 1897, № 10), "Воспитание и обучение в наших университетах" ("Научн. обозр.", 1898, № 10), "Русская Правда и ее списки" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1899, № 1). Важнейшие рецензии: "Задачи истории кодификации" (по поводу двух томов "Истории кодификации гражданского права" С. В. Пахмана; "Вест. Евр.", 1876, № 11); о соч. В. Латкина: "Земские соборы древней Руси" ("Отчет о 29 присуждении наград графа Уварова", 1888); "Новые учения в области государственного права" (по поводу книги H. M. Коркунова "Указ и закон", "Журн. Мин. юстиции", 1894, ноябрь); разбор сочинений Дитятина, Латкина, Энгельмана и др. в "Юридической библиографии", издававшейся юридическим факультетом СПб. унив. в 1884—85 гг. Издания источников: "Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового уложения", части 4—8, в "Сборнике Императорского русского исторического общества", тт. 32, 36, 43, 68 и 93.
M. Д.
{Брокгауз}
Сергеевич, Василий Иванович
(1832 — 26.11.1910) — историк рус права, разработчик ист.-сравни-тельной методологии политико-правовых исследований. Род. в Орле. В 1857 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1857—1862 — учитель законоведения в гимназии. В 1862—1865 находился за границей "для приготовления к проф. званию". В 1871, после защиты докт. дисс. "Задача и метода государственных наук",— проф. Моск. ун-та. В 1872 занял кафедру истории рус. права Петерб. ун-та. В 1879—1888 — секретарь, в 1888—1897 — декан юрид. ф-та, в 1897—1899 — ректор Петерб. ун-та. В первом большом труде (1867) С. построил схему "политического двоевластия" в Древней Руси, установив, что наряду с княж. властью в полит. строе всех древнерус. земель играли важную роль вечевые собрания. В противовес "теории родового быта" (С.Соловьев и др.) С. доказывал, что гос. быт того времени "проникнут договорным началом" (князья заключают "ряды" между собой, с народом, с дружинами; постановления вечевых собраний также явл. по существу соглашением участников); идее родового старшинства противопоставляет идею равного достоинства князей (отношения между ними строятся не на подчинении младших старшему, а на равном достоинстве и братстве представителей независимых гос-в); показывает, что "столы" (волости) в Древней Руси не наследовались, а добывались князьями (при этом со ссылками то на старшинство, то на нар. призвание, то на отчинное начало). Методологич. проблемам ист.-полит. науки С. посвятил спец. иссл. (1871), в к-ром подверг резкой критике "филос. построения гос-ва" Канта, Гегеля и др. нем. ученых, занимающихся "совершенно бесплодной игрой понятиями", дал изложение приемов "позитивного метода" О.Конта, К.Льюиса и Дж. Ст.Милля. С. впервые в истории рус. историографии заявил тему компаративистского иссл. "первых зачатков гос. жизни европейцев" с целью обнаружения "эмпирич. закона, подтвержденного наблюдениями". К этим же проблемам С. возвращается в большой статье "Государство и право в истории", где рассматривает факторы и законы истории; сравнительный метод; "начало национальности"; прогресс; деление истории рус. права на периоды. В этом отношении также представляет интерес критическая статья С. о психол. теории права Л.И.Петражицкого и вызванная ею полемика ("Новое учение о праве и нравственности", 1909; "Возражения проф. Л.И.Петражицкого", 1909; "Мой ответ г-ну Петражицкому", 1910). Осн. часть трудов С. касалась конкретных вопросов истории права. В статье "Земские соборы в Московском государстве" (1875) С. дал развернутую характеристику рус. земских соборов XVII в. в сравнении с представительными учреждениями Зап. Европы того времени. Большая часть спец. иссл. С. вошла в его пособие для студентов "Лекции и исследования по истории русского права" (1883), к-рое выдержало четыре изд., а также в фун-дам. труд, задуманный как энциклопедия древностей рус. права. С. — один из сост., а с 1881— ред. 11-томного изд. Рус. ист. об-ва. Особо в наследии С. стоит его труд о "Русской Правде" ("Русская Правда и ее списки", 1899), а также публикация этого памятника древнерус. права ("Русская Правда в четырех редакциях по спискам Археографическому, Троицкому и кн. Оболенского с дополнениями и вариантами из др. списков", 1904, второе изд. — 1913). Скончался С. в Петербурге.
Соч.
: Вече и князь. Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. Исторические очерки. М., 1867; Задача и метода государственных наук. Очерки современной политической литературы. М., 1871; Государство и право в истории // Сб. гос. знаний. 1879. Т.7; Лекции по истории русского права. СПб., 1890; Древности русского права. 3-е изд. СПб., 1903—1909. Т. 1—3; Лекции и исследования по истории русского права. 4-е изд. СПб.,1910.
А.В.Пролубников