(1874, дер. Караковичи Смоленской губ. - 1971)— скульптор. Род. в крестьянской семье. В 1892-96 учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1898 стал известен благодаря своей бронзовой скульптуре «Камнебоец». В 1899-1902 продолжал образование в Петербургской Академии художеств. Больше всего любил создавать скульптуры из дерева, хотя его резцу принадлежат также мраморные, бронзовые и малахитовые скульптуры. В 1909 создал скульптуру «Великосил» и «Старичок-лесовичок», в 1910— «Стрибог». В 1916 был избран членом корреспондентом этой Академии. В 1924 эмигрировал в США, где занимался скульптурой до 1945. В Америке делал рис. на религиозные темы и скульптуры, изображавшие рус. эмигрантов — «Русский из Нуарка» (посвященную Судейкину), «Маша» (образ отчаявшейся женщины), «Мы из Ельни». В Советском Союзе подвергался критике за «упадочные настроения», отразившиеся в его работах.
В 1945 вернулся в Москву, где получил звание почетного члена Академии Художеств СССР. Вернувшись, сравнивал свое возвращение с прогулкой по кладбищу, подразумевая трагич. судьбы своих единомышленников, которых знал до отъезда в Америку. В Москве создал скульптуры Ф. Достоевского и Л. Толстого, хотя К. навязали и сов. тематику — скульптуры Ленина и Сталина. После смерти Сталина смог вернуться к исканиям прежних лет, к религиозно-мистич. рельефам по мотивам византийской и старорус. иконописи. Ученики К. продолжают творить в его традициях. В Москве был открыт его мемориальный дом-музей, в котором уделяется много внимания рус. художникам, ушедшим в эмиграцию.
Лит. Завалишин Вяч. Скульптуры Конёнкова // НРС. 1987. 12 июня.
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КОНЁНКОВ
КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич
10.07(28.06). 1874 (с. Верхние Караковичи Смоленской губ.)-9.10.1971 (Москва). Скульптор. Из крестьян. В 1892 окончил гимназию в Рославле. На собранные односельчанами деньги отправился в Москву и поступил на скульптурное отделение МУЖВЗ. Учился у С. И. Иванова и С. М. Волнухина. В 1896 окончил курс с большой серебряной медалью за скульптуру «Камнебоец» и на средства П. М. Третьякова был послан за границу. Побывал в Берлине и Париже, около года провел в Италии. С 1899 учился в АХ у В. А. Беклемишева. В 1902 получил звание художника за скульптуру «Самсон, разрывающий узы». С 1903 жил в Москве. Работал по частным заказам, исполнил барельефы и фигуры для кондитерской Филиппова на Тверской (1905). В 1906-11 создавал головы из мрамора и песчаника. В 1907 начал «Лесную серию» из дерева, навеянную образами русского фольклора: «Старенький старичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Еруслан Лазаревич» (1913), «Нищая братия» (1917). Возвращался к ней в последующие годы. В 1910 участвовал в конкурсе проектов памятника Александру II в Петербурге. В 1912-13 работал в Греции и Египте, под влиянием античной пластики создал мраморные торсы и фигуры: «Сон» (1913), «Юная» (1916), «Заря» (1917). Участвовал в выставках: ТПХВ (1899, 1900), МТХ (1907, 1908), Нового общества художников (СПб., 1907, 1909), СРХ (1909-14, 1917/18), «Мир искусства» (Пг., 1915, и М., 1917), в Международной выставке в Риме (1911) и Балтийской выставке в Мальме (Швеция, 1914). Провел три персональные выставки в своей мастерской на Пресне (1916, 1916/17 и 1917/18). В 1916 был избран действительным членом АХ. В 1917 вошел в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников искусства и старины, в Коллегию художников театра и комиссию «Красбты Москвы »; возглавил московский Профессиональный союз скулытторов-художников. В советские годы руководил скульптурной мастерской при 2-х ГСХМ (МУЖВЗ), был профессором ВХУТЕМАСа. В 1918 исполнил мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для стены Спасской башни Кремля, в 1919 скульптурную группу из дерева «Разин со своей ватагой», которая была установлена на Лобном месте как временный памятник. Участвовал в выставках: СРХ (М., 1917/18, 1922), «Мир искусства» (М., 1917/18, 1921, 1922), 1-й выставке картин, рисунков и скульптуры (М., 1919), 5-й Государственной выставке картин (М., 1919), Общины художников (Пг., 1921), «Красная Армия 1918-1923» (М., 1923), Выставке современных русских скульпторов (М., 1925). В конце 1923 выехал в США с группой художников, сопровождавших выставку русского искусства, и остался в Нью-Йорке. Провел персональные выставки в НьюЙорке (1925) и Риме (1928). В Америке работал преимущественно как портретист создал из мрамора, дерева, гипса и бронзы портреты Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (о б а - 1924), Ф. И. Шаляпина (1925), С. В. Рахманинова (1925; по заказу фирмы «Стейнвей»), М. Горького (1928), И. П. Павлова (1930), В. В. Маяковского (1937), А. С. Пушкина (1937), американских юристов О. В. Холмса, Б. Кардадо и X. Ф. Стоуна (1931-34; для здания Верховного суда в Вашингтоне), много заказных портретов. Продолжал «Лесную серию». С 1935 создавал резную деревянную мебель в виде одушевленных персонажей: «Стул Алексей Макарович», «Кресло Сергей Тимофеевич », «Столик с гномом и кошкой» и др. Был членом общины «Ученики Христа», основанной проповедником Ч. Т. Расселом; обращался к евангельским образам: «Петр», «Иоанн Богослов», «Иаков Апостол», «Лазарь, восстань!». В годы П мировой войны входил в Русский комитет, собиравший средства в фонд Красной Армии. Исполнил по фотофафиям скульптурные портреты маршалов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева и Р. Я. Малиновского. Летом 1945 получил разрешение вернуться в СССР, в декабре поселился в Москве. В первые годы советская критика обвиняла его в «формализме» и «модернистских веяниях». Официальное признание пришло только в 1954, в год его 80-летия и 60-летия творческой деятельности. В Москве, Ленинграде и Киеве прошла первая после возвращения персональная выставка. Минуя звание члена-корреспондента, был избран действительным членом АХ СССР, получил несколько почетных наград и званий (лауреат Ленинской премии - 1957, народный художник СССР - 1958, Герой Социалистического Труда - 1964 и др.). В 1950—60-с создал ряд монументальных проектов: горельефы фриза здания Института геохимии АН СССР в Москве (1953-54), скульптурный ансамбль Музыкальнодраматического театра в Петрозаводске (1953-54), проекты памятника Л. Н. Толстому для Москвы (конец 1950-х) и многофигурного памятника В. И. Ленину на набережной Москвы-реки (1959). Исполнил серию портретов деятелей советской науки, культуры и политики. Публиковал статьи об искусстве в журнале «Огонек» и других изданиях, написал книгу воспоминаний. В 1964, к 90-летию скульптора, в Москве (затем - в Ленинграде, Праге, Братиславе, Варшаве и Будапеште) состоялась его ретроспективная выставка. В 1974, к 100-летнему юбилею, в его мастерской на улице Горького был открыт мемориальный музей.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КОНЁНКОВ
1874–1971) Сергей Тимофеевич Коненков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в небольшой деревне Караковичи в Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник, от которого Сергей и перенял тягу к знаниям. Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в уездном городе Рославле. Там впервые и проявились способности Коненкова к живописи. После окончания курса прогимназии Сергей прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых, занимаясь вместе с их сыном с домашними учителями. После выпускных экзаменов в гимназии он поехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако по результатам вступительных экзаменов юноша был зачислен не на живописное, а на скульптурное отделение. Помощи ему ждать было не от кого, и, чтобы прокормиться, Коненкову пришлось одновременно с учебой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова. Изготовленные Коненковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова. В 1897 году вместе со скульптором П. Клодтом Коненков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. Находясь во Франции, Коненков посетил мастерскую известного скульптора Родена и был покорен его экспрессивной, модернистской лепкой. По возвращении на родину, в 1898 году, Коненков переводит в бронзу свою первую значительную работу — «Камнебоец». Этот образ — один из наиболее запоминающихся образов человека труда в русской скульптуре. Выразительная композиция статуи, сильно вылепленные руки и голова дают почувствовать не только изнурительно тяжелый труд человека, но и его не сломленную никакими лишениями внутреннюю силу. В уверенно проработанных чертах лица «Камнебойца» передано глубокое раздумье, за которым угадывается пробуждение его самосознания. Поездка за границу имела и другие результаты. Коненков понял, что ему недостает специального образования, поэтому сразу по возвращении приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в класс скульптуры, которым руководил известный художник В. Беклемишев. Однако вскоре у Коненкова возник конфликт со своим наставником, который не мог примириться с тем, что его ученик находится под влиянием Родена, и Коненков стал работать самостоятельно. Гораздо больше ему дало общение со скульптором С. Волнухиным и художником А. Куинджи. Ожесточенную дискуссию в Академии вызвала и выпускная работа Коненкова — статуя «Самсон». Профессоров смущало, что модернистская трактовка библейского мотива привела к нарушению классических пропорций фигуры. Кроме того, в предложенной Коненковым фигуре было слишком много экспрессии. Молодого скульптора поддержали только И. Репин и А. Куинджи, они высоко оценили работу Коненкова. Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Благодаря их поддержке скульптор получил звание свободного художника, хотя совет Академии все же отказал ему в обязательной заграничной командировке. А во время событий 1905 года администрация Академии даже распорядилась уничтожить эту статую, чтобы не будоражить студентов. Только в 1916 году Коненков был избран академиком живописи. 1905 год застал Коненкова в Москве. Скульптор принимал участие в организации боевых дружин и даже сражался на баррикадах Арбата. Это находит отклик в его творчестве. За короткий срок — в 1906 году — он создает целую серию портретных произведений: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Крестьянин», «Атеист», «Славянин», «Нике». «„Нике“ — имя греческой богини победы, — пишет А. А. Каменский, — образ которой запечатлен в древних статуях. Но в данном случае Коненков не стремился к повторению или варьированию мотивов античной скульптуры (что встретится несколько позже в большой группе его работ). Он воспользовался лишь символикой этого имени, а реальным прообразом скульптуры была, как рассказывает художник, московская ткачиха с Трехгорки. Перед зрителем — русская девушка, черты лица которой чрезвычайно далеки от строгих канонов академической „правильности“; нос „уточкой“, пухлые щеки, слегка вывернутые губы. Но сколько в этом простом облике пленительной, лучезарной вдохновенности! Чуть запрокинув голову, девушка устремилась вперед в радостном, возвышенном порыве. Улыбка, светлая и нежная, трепещет на полуоткрытых губах, искрится в чистом, приветливом взоре. Движение головы, певучий ритм мягких теней, оживляющих поверхность мрамора, общая динамика композиции — все это создает впечатление высокого, свободного полета, парения… …Коненковская „Нике“ дышит светлой, ясной верой в будущее, к которому устремлены все ее чаяния. В пору ее создания взволнованные размышления о завтрашнем дне жизни, устремленность к новым горизонтам захватывали, будоражили, наполняли трепетным, нетерпеливым ожиданием все здоровые силы русского общества». Своими произведениями скульптор ясно сказал, на чьей стороне его симпатии, куда зовет его совесть художника-гражданина. В последующие годы Коненков перешел от лепки к весьма необычным для скульптуры материалам: он, например, стал использовать дерево, инкрустируя его драгоценными камнями. В 1907 году Коненков выставил так называемую «Лесную серию» — ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них художник сочетал архаические мотивы, приемы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию. В результате каждая скульптура вела как бы игру со зрителем, заставляя его отгадывать сложный ребус, кто же здесь действительно изображен. В 1912–1913 годах Коненков, вновь отправляется в путешествие, на этот раз в Грецию, а затем в Египет, где совершенствует свои стилизаторские приемы и осваивает опыт античных скульпторов. Из произведений, навеянных поездкой по Греции, выделяются «Эос», «Кора» (обе — 1912), а также «Женский торс» и «Сон» (обе — 1913). Здесь проявляются упорные поиски крепкого, упругого объема при полной законченности скульптурных форм и реальности самих образов. Коненков в русской скульптуре начала XX века вернулся к теме обнаженного женского тела. В его «толковании» это идет к возвышенному идеалу античности. Если его «Юная» (1916) — это воплощение красоты целомудренной, еще себя не осознавшей, то в «Женском торсе» (1913) красота предстает перед нами зрелой, пышно цветущей. В этот же период Коненков создал скульптуры «Сон» (1913), «Заря» (1917). В 1914 году Коненков работает над «Девушкой» (с поднятыми руками). «Хвала молодости и красоте человека прозвучала в этой прекрасной скульптуре, — отмечает В. Б. Розенвассер. — Гордая своей красотой, девушка стоит, высоко подняв руки, поддерживая ими тяжелые пряди волос. Плавные линии, мягкое „перетекание“ форм, тонко обработанная поверхность дерева и его золотистый тон — все это хорошо передает нежность и возвышенную чистоту юной героини». В 1916–1917 годах на Пресне прошли три персональные выставки художника. Они стали событием в художественной жизни того времени. «Возвратившись в Москву, — пишет в своей автобиографии Коненков, — я снял мастерскую на Пресне, работал много и в этой же мастерской устраивал персональные выставки. В 1916 году на моей персональной выставке было выставлено около 50-ти работ из мрамора и дерева. В этом же году я был избран в действительные члены Академии художеств… …В 1922 году я женился на студентке юридического факультета Маргарите Ивановне Воронцовой, моей постоянной спутнице и неустанной помощнице». По возвращении в Россию Коненков становится одним из популярных скульпторов, а после революции 1917 года пытается найти свое место в новой действительности. Вначале ему это удается, и он даже принимает участие в так называемом плане монументальной пропаганды. Однако власти настороженно приняли его яркие экспрессивные работы, в которых чувствовалось явное влияние эстетики модернизма. По предложению Луначарского Коненков, только что ставший профессором Вхутемаса, уезжает в Ригу сопровождающим художественной выставки. Из Риги он вместе с выставкой в 1923 году отправился в Америку, где и остался на постоянное жительство. До 1945 года Коненков живет вдалеке от родины. Он работает в Америке и Италии, а основным его жанром становится скульптурный портрет. Ему позировали знаменитые ученые Дюбуа и Ногучи, звезда Голливуда и театра Айно Клер и многие другие. Большое место в его творчестве продолжали занимать образы русских людей, его выдающихся современников И. П. Павлова, Ф. И. Шаляпина, С. В. Рахманинова. В 1928 году в Сорренто скульптор работал над портретом А. М. Горького. Вот что писал об этой работе Сергей Тимофеевич: «Я не пытался фантазировать. Мне дорого было в точности запечатлеть облик писателя: типично русское лицо, крутой лоб мыслителя, пронизывающий взгляд, решительно сомкнутый рот, выдающиеся скулы худого лица». Разумеется, «точность», которой добивался в данном случае скульптор, заключалась не в передаче простого портретного сходства. «Горький» Коненкова — это портрет-характер, это образ большого русского человека. Одной из лучших и самых известных заграничных работ мастера по праву считается «Писатель Ф. М. Достоевский» (1933). Достоевский, в представлении скульптора, — могучий мыслитель, который, как никто другой, «понимал и ненавидел зло… мог проникнуться людскими страданиями. Большая заслуга — победить зло, но не менее важно вывернуть наружу и показать свету темную душу зла». Как пишет В. Б. Розенвассер: «Неудивительно поэтому, что и Коненков изобразил мучительно сгорбленную фигуру писателя и втянутую в плечи голову с высоким костистым лбом. Сходен и жест рук, правда, пальцы здесь не переплетены в „замок“, как на живописном портрете. Однако и эти руки, тяжело сложенные, зримо „отгораживают“ Достоевского от окружающего мира, оставляя его один на один с его нелегкими думами. А отсюда и выражение его лица, и взгляд человека, ушедшего в свои мысли». Если для многих художников достижение сходства — венец исканий, то для Коненкова — только начало. Повествуя о своем герое, скульптор выделяет и подчеркивает в нем какое-то одно особенно характерное и примечательное качество. Оно и оказывается центральной, сквозной темой портрета. Вот, к примеру, скульптурный портрет «Ф. И. Шаляпин» (1930). «Хотя Шаляпин позировал мне, — вспоминает Коненков, — я не так уж добивался портретного сходства… В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне бы хотелось передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре, — его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки… Я изобразил Шаляпина с сомкнутыми устами, но всем его обликом хотел передать песню». В портрете академика И. П. Павлова (1930) развивается другая линия повествования — о мудрости человеческой, о красоте духа — смелого, чистого, дерзновенного. «В портрете Альберта Эйнштейна удивительным образом смешались черты вдохновенной мудрости и наивного, чуть ли не детского простодушия, — пишет А. А. Каменский. — …Этот портрет в самом высоком смысле слова светоносен — искрятся широко раскрытые, „думающие“ глаза, над которыми взлетели ломкие, тонкие брови; ласковостью солнечного полдня веет от теплой, милой улыбку и даже небрежно разметавшиеся волосы над огромным, морщинистым лбом — будто лучи, несущие потоки радостного света. Живое, безостановочное движение великой мысли и доверчиво-вопрошающее изумление перед раскрывающимися тайнами гармонии бытия запечатлелись на этом потрясающем своей проникновенной выразительностью лице, таком добром, мягком, простом и в то же время озаренном силой и красотой пророческого ясновидения…» По возвращении в 1945 году в Москву Коненков был удостоен звания народного художника СССР и первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. Но награды не могли повлиять на новаторский характер его скульптуры. Одновременно с такими традиционными работами, как бюсты Ленина или передовых колхозников, Коненков создает образы Л. Бетховена и Н. Паганини, которые традиционно считались реформаторами в музыке. В последние годы жизни художник вновь возвращается к монументальным композициям и восстанавливает свою раннюю работу «Самсон», которая теперь стала называться «Освобожденный человек». Последняя большая выставка мастера была устроена в Москве в начале 1965 года. Она была приурочена сразу к двум юбилеям Коненкова — девяностолетию со дня рождения и семидесятилетию его творческой деятельности. На выставке были представлены практически все известные произведения ваятеля. А в предисловии к каталогу выставки известный художник Павел Корин назвал Коненкова патриархом русского искусства. Коненков умер 9 октября 1971 года. Сергей Тимофеевич говорил, что нет большего счастья, чем служить родному народу. Эти слова можно считать девизом всего творчества замечательного русского скульптора.
Источник: 100 великих скульпторов. 2002