, Иоганн Тобиас (Sergel Johan Tobias) 1740, Стокгольм — 1814, Стокгольм. Шведский скульптор, рисовальщик. Мастер европейского неоклассицизма. Обучался у французского скульптора позднего барокко П. Ю. Ларживе, работавшего при дворе короля Густава III. После получения первого приза в Королевской академии Стокгольма с 1767 по 1778 жил и работал в Риме, занимался во Французской академии, сблизился с кругом римских мастеров, изучал античность, посетил Неаполь, Геркуланум, Помпеи. Уже в ранних работах (Ахилл и кентавр Хирон, ок. 1767; Венера и Анхиз, ок. 1769—1770, обе — Стокгольм, Нац. музей) сказалось увлечение новым стилем, отход от традиций барокко и рококо, грации французской манеры Ларживе. Известность Сергелю принесли статуи Диомед (1771—1772), Отридат (1779), группа Марс и Венера (1771—1722), статуя Фавн (1770—1774, все — Стокгольм, Нац. музей), выдвинувшие его в число первых мастеров европейского неоклассицизма. Фавн был исполнен из каррарского мрамора для французского посла в Неаполе, барона де Бретеш. В мощной фигуре древнего божества сказалось влияние известной античной статуи Фавн Барберини (ныне — Мюнхен, Глиптотека), вызвавшей много подражаний у мастеров неоклассицизма. В статуе Отридат и группе Марс и Венера прототипом явилась античная группа Умирающий галл. Сергель создавал образы героические по внутреннему настрою, выбирая сюжеты из Илиады Гомера, известного трактата графа де Кейлюса Картины на сюжеты из Гомера и Вергилия, пользовавшегося популярностью в кругах художников-неоклассицистов. Статуя Диомед явилась, возможно, одной из ранних работ в стиле "героического неоклассицизма" в Риме. Она была создана для английского заказчика — Г. Мансел-Талбота. В сильной коренастой фигуре Диомеда проявилось прекрасное знание Сергелем античной пластики, умение на основе идеального прототипа создавать образы, полные дыхания подлинной жизни. В меньшей степени Сергелю удавались образы лирического плана (Амур и Психея, 1774—1778/1786; Венера, 1778—1780, обе — Мюнхен, Глиптотека). В 1778 Сергель был отозван Густавом III в Стокгольм и стал придворным скульптором при короле Швеции, принимал участие в украшении Королевского дворца в Стокгольме. На родине работал в большей степени как портретист, создав около 200 портретных медальонов, около 40 бюстов (Портрет Густава III, 1780-е, Стокгольм, Нац. музей), в которых проявил незаурядное дарование, унаследовав реалистическую манеру Ларживе. Сергель исполнил много рисунков, среди которых тоже немало портретов (Автопортрет с женой Анной и сыном, Стокгольм, Нац. музей), увлекался карикатурой. Сам художник запечатлен на рисунке своего друга И. Г. Фюсли Сергель на прогулке в Риме (1770—1778, Стокгольм, Нац. музей). Высоко ценились копии с античной скульптуры, исполненные Сергелем. По совету посланника Великобритании в Неаполе, знатока античности и коллекционера, большие заказы Сергелю делал барон Г. Ф. Кретц, шведский посол при королевском дворе Франции, лично обращавшийся за разрешением к Густаву III. Автобиография, написанная И. Т. Сергелем, хранится в Королевской библиотеке Стокгольма.
Лит.: Antonsson O. Sergels ungdom och Romtid. Stockholm, 1942; Johan Tobias Sergel (1740—1814), Kunst um 1800. Hamburger Kunsthalle, 22. Mai bis 21. September 1975. Munchen, 1975; Bjurstrom P. Sergel Technar. Stockholm, 1976; Cederof U., Magnus O. Sergel. Stockholm, 1990; Catherine the Great and Gustav III. Nationalmuseum 9 october 1998 — 28 february 1999. Helsingborg, 1999.
Е. Федотова
0.00 байт
Комплексное исследование раннеякутского Сергеляхского погребения середины XV - начала XVI в
Представлены результаты комплексного исследования захоронения, относящегося к малочисленным погребальным памятникам раннего этапа этнической истории якутов.