(8 февр. 1888, Гатчина Санкт-Петербургской губ. - 1971)— участник Белого движения на Сев.-Зап. России, капитан, лётчик-испытатель, общественный деятель. Род. в семье инж.-строителя. Оконч. Одесское реальное уч-ще св. Павла (1906) и поступил в Киевский Политехнич. ин-т, где познакомился с будущим авиаконструктором И.И. Сикорским. Увлёкся воздухоплаванием, в 1912 совершил первый самостоятельный полёт. Будучи студентом, прервал занятия, чтобы отслужить год в армии. По оконч. службы произведён в прапорщики (1912). Оконч. Политехнич. ин-т (1913), работал инж. на строительстве мостов.
На фронт Первой мировой войны вышел мл. офицером 125-го Курского полка 32-й пех. дивизии. В 1916 откомандирован в Севастопольскую военную авиашколу. В апр. 1917 получил звание лётчика и зачислен во 2-й отряд истребителей на Юго- Зап. фронте. В воздушных боях сбил 11 самолётов противника. Капитан (окт. 1917). Награждён орденами св. Анны IV, III, II ст., св. Владимира IV ст., св. Станислава III и II ст., св. Георгия IV ст. В 1919 — в белых войсках Сев.-Зап. фронта, в 1920 — командир авиации 3-й рус. армии. После 1920— в Польше, с 1923 в эмиграции в США. Начал карьеру рабочим на строительстве туннеля под Гудзоном. Потом встретился с И. И. Сикорским и стал лётчиком-испытателем в его компании на Лонг-Айленде (шт. Нью- Йорк). С. принадлежит 18 международных авиационных рекордов, установленных в 30-х гг. по нагрузке и высоте полёта, о чем упоминалось в Палате представителей США. Работая у Сикорского, перегонял построенные на его заводе самолёты в Аргентину, проводил многоч. испытания и был полётным инструктором для членов экспедиции в Экваториальной Африке, пользовавшейся двумя самолётами Сикорского. В общественно-полит. жизни оставался бескомпромиссным антикоммунистом, меценатом. Оказывал помощь многоч. рус. орг-циям и начинаниям. В 1939 вошел в комитет Толстовского фонда, в создании которого участвовал. Был создателем и председателем Рос. полит. комитета, бессменным командиром Рус. Гарнизона 297 амер. ветеранов иностранных войн им. бриг, ген. Дж. В. Турчина (И.В. Турчанинова). Участвовал в создании Свято-Серафимов- ского фонда, возглавлял Союз Георгиевских кавалеров. Родственники: вдова; дочь; сын от первого брака Орест.
СЕРГИЕВСКИЙ Борис Васильевич
СЕРГИЕВСКИЙ Борис Васильевич
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
СЕРГИЕВСКИЙ Борис Васильевич
20.2.1888, Царское Село - 1971, НьюЙорк) - летчик-испытатель, авиационный инженер, общественный деятель. Родился в семье инженера путей сообщений; отец и мать (Екатерина Томашевская) происходили из старых русских дворянских родов. Вскоре семья переехала в Одессу, где С. закончил в 1906 реальное училище Св.Павла и поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. Еще будучи школьником, С. был награжден медалью за спасение утопающего.
С. был активным членом созданного в институте студенческого воздухоплавательного кружка, где познакомился с И.Сикорским. Под руководством одного из первых русских летчиков - С.Уточкина, начал в 1912 учиться летать на самолете. В том же году, отбывая воинскую повинность, С. сдал экзамен на прапорщика запаса. После получения в 1913 диплома он вновь вернулся в армию, желая поступить в военную авиацию, но вакансии не нашлось, и С., демобилизовавшись, работал инженером-мостостроителем.
С началом 1 -и мировой войны С. призвали в армию: он служил в 125-м Курском пехотном полку. В одном из боев был ранен, принял командование ротой и произведен в поручики. Находясь в действующей армии, С. получил все обер-офицерские ордена: Св.Георгия 4-й степени, Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св.Анны и Св.Станислава вторых степеней с бантом, Св.Анны и Св.Станислава третьих степеней с мечами и бантом и Св.Анны 4-й степени. В начале 1916 перешел в авиацию, служил непродолжительное время летчиком-наблюдателем. Сдав весной 1917 экзамен на военного летчика в Севастопольской военной авиационной школе, С. поступил во 2-й истребительный авиаотряд, который вскоре и возглавил. Он быстро стал одним из лучших летчиков-истребителей. В 155 воздушных боях уничтожил 11 вражеских самолетов и 3 аэростата, был произведен в штабс-капитаны.
В 1918 уехал в Англию и поступил летчиком-инструктором в Королевские ВВС, но начавшаяся гражданская война заставила его вернуться назад в Россию. В конце 1919 С. командовал эскадрильей в армии генерала Юденича, а в следующем году формировал авиацию 3-й армии генерала Врангеля на территории Польши. За свою службу летчик был награжден орденом Св.Николая 4-й степени с мечами и бантом и произведен в капитаны. После прекращения боевых действий С. работал в Польше в комиссии по военнопленным, зарабатывая также на жизнь исполнением оперных арий.
В 1923 С. вместе со своей второй женой и сыном эмигрировал в США, где первое время работал строителем, но, узнав об организации Сикорским на Лонг-Айленде собственной фирмы, присоединился к ней в качестве инженера и летчика-испытателя. Внес большой вклад в разработку S-35 и др. первых американских самолетов Сикорского. С 1926 по 1928 С.
служил на гидросамолете Сикорского в нефтедобывающей компании в Колумбии, потом вернулся шеф-пилотом в фирму Сикорского в Стратфорд.
Он был испытателем почти всех амфибий и летающих лодок Сикорского, установил на них с 1930 по 1936 18 мировых рекордов, совершил в 1931 уникальный перелет из Нью-Йорка в Сантьяго, принял в 1933 участие в трансафриканской экспедиции.С. заслуженно считается одним из самых выдающихся летчиков Америки и летчиком № 1 среди русских эмигрантов.
Он продолжал летать на собственной амфибии до глубокой старости, не раз пересекая Атлантику.
В 1935 С. вновь женился, на этот раз на дочери нью-йоркского миллионера Г.Б.Хохчайлда, от брака с которой имел дочь. В имении жены под Нью-Йорком прожил всю оставшуюся жизнь. Принадлежавшие ему и жене большие средства С. использовал для поддержки различных начинаний русских эмигрантов. В 1938 он занял пост вице-президента, исполняя одновременно обязанности летчика-испытателя в возглавлявшейся русским конструктором Г.Ботезатом фирме «Helicopter Corp. of America». Им были испытаны вертолеты GB-2 и GB-5 оригинальной соосной схемы.
Вскоре после смерти Ботезата в 1940 фирма прекратила свое существование, а С. в годы 2-й мировой войны служил техническим советником 8-й и 9-й американских воздушных армий.
В послевоенные годы С. некоторое время летал на чартерных линиях, руководил летной школой на Лонг-Айленде; занимался большой общественной деятельностью. Он был бессменным председателем Общества бывших русских летчиков в США и почетным председателем всех объединений русских летчиков в зарубежье, в течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и американорусским Союзом помощи престарелым, был одним из основателей и попечителей фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и др. До конца своих дней С. оставался русским патриотом, был крупным деятелем Русского общевоинского союза, 10 лет возглавлял Русский Политический комитет.
Как истинный христианин он много помогал церкви и русским эмигрантам, пожертвовал десятки тысяч долларов обществам и частным лицам.
С. был активным членом созданного в институте студенческого воздухоплавательного кружка, где познакомился с И.Сикорским. Под руководством одного из первых русских летчиков - С.Уточкина, начал в 1912 учиться летать на самолете. В том же году, отбывая воинскую повинность, С. сдал экзамен на прапорщика запаса. После получения в 1913 диплома он вновь вернулся в армию, желая поступить в военную авиацию, но вакансии не нашлось, и С., демобилизовавшись, работал инженером-мостостроителем.
С началом 1 -и мировой войны С. призвали в армию: он служил в 125-м Курском пехотном полку. В одном из боев был ранен, принял командование ротой и произведен в поручики. Находясь в действующей армии, С. получил все обер-офицерские ордена: Св.Георгия 4-й степени, Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св.Анны и Св.Станислава вторых степеней с бантом, Св.Анны и Св.Станислава третьих степеней с мечами и бантом и Св.Анны 4-й степени. В начале 1916 перешел в авиацию, служил непродолжительное время летчиком-наблюдателем. Сдав весной 1917 экзамен на военного летчика в Севастопольской военной авиационной школе, С. поступил во 2-й истребительный авиаотряд, который вскоре и возглавил. Он быстро стал одним из лучших летчиков-истребителей. В 155 воздушных боях уничтожил 11 вражеских самолетов и 3 аэростата, был произведен в штабс-капитаны.
В 1918 уехал в Англию и поступил летчиком-инструктором в Королевские ВВС, но начавшаяся гражданская война заставила его вернуться назад в Россию. В конце 1919 С. командовал эскадрильей в армии генерала Юденича, а в следующем году формировал авиацию 3-й армии генерала Врангеля на территории Польши. За свою службу летчик был награжден орденом Св.Николая 4-й степени с мечами и бантом и произведен в капитаны. После прекращения боевых действий С. работал в Польше в комиссии по военнопленным, зарабатывая также на жизнь исполнением оперных арий.
В 1923 С. вместе со своей второй женой и сыном эмигрировал в США, где первое время работал строителем, но, узнав об организации Сикорским на Лонг-Айленде собственной фирмы, присоединился к ней в качестве инженера и летчика-испытателя. Внес большой вклад в разработку S-35 и др. первых американских самолетов Сикорского. С 1926 по 1928 С.
служил на гидросамолете Сикорского в нефтедобывающей компании в Колумбии, потом вернулся шеф-пилотом в фирму Сикорского в Стратфорд.
Он был испытателем почти всех амфибий и летающих лодок Сикорского, установил на них с 1930 по 1936 18 мировых рекордов, совершил в 1931 уникальный перелет из Нью-Йорка в Сантьяго, принял в 1933 участие в трансафриканской экспедиции.С. заслуженно считается одним из самых выдающихся летчиков Америки и летчиком № 1 среди русских эмигрантов.
Он продолжал летать на собственной амфибии до глубокой старости, не раз пересекая Атлантику.
В 1935 С. вновь женился, на этот раз на дочери нью-йоркского миллионера Г.Б.Хохчайлда, от брака с которой имел дочь. В имении жены под Нью-Йорком прожил всю оставшуюся жизнь. Принадлежавшие ему и жене большие средства С. использовал для поддержки различных начинаний русских эмигрантов. В 1938 он занял пост вице-президента, исполняя одновременно обязанности летчика-испытателя в возглавлявшейся русским конструктором Г.Ботезатом фирме «Helicopter Corp. of America». Им были испытаны вертолеты GB-2 и GB-5 оригинальной соосной схемы.
Вскоре после смерти Ботезата в 1940 фирма прекратила свое существование, а С. в годы 2-й мировой войны служил техническим советником 8-й и 9-й американских воздушных армий.
В послевоенные годы С. некоторое время летал на чартерных линиях, руководил летной школой на Лонг-Айленде; занимался большой общественной деятельностью. Он был бессменным председателем Общества бывших русских летчиков в США и почетным председателем всех объединений русских летчиков в зарубежье, в течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и американорусским Союзом помощи престарелым, был одним из основателей и попечителей фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и др. До конца своих дней С. оставался русским патриотом, был крупным деятелем Русского общевоинского союза, 10 лет возглавлял Русский Политический комитет.
Как истинный христианин он много помогал церкви и русским эмигрантам, пожертвовал десятки тысяч долларов обществам и частным лицам.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции