Сергиевский Николай Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сергиевский Николай Александрович

Сергиевский (Николай Александрович, 1827 - 1892) - духовный писатель, сын священника; получил высшее образование в сибирской духовной академии; был профессором богословия в Московском университете. Он не только сам изменил господствующий до него догматический метод преподавания этого предмета, но содействовал такой же перемене и в остальных университетах, рекомендуя, при совещании с профессорами богословия в Сибири, Казани, Харькове, Киеве и Одессе, чтение студентам аналогии основных христианских истин. С 1884 года Сергиевский состоял протопресвитером московского Успенского собора и членом московской Синодальной конторы. В 1860 году Сергиевский основал духовный журнал "Православное Образование" и стоял во главе его редакции в течение девяти лет. Учебно-богословские труды Сергиевского: "Об основных истинах христианской веры" (апологетические публичные чтения, Москва, 1872) и "Творение мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историею" (Москва, 1883). Проповеди свои Сергиевский (см. по "Указателям" к "Православному Обозрению" за 1860 - 1870 и 1871 - 1886 годы) по большей части произносил в университетском храме, в дни великих праздников и в Татьянин день - храмовый праздник университета. Излюбленной их темой служил вопрос об отношении между верой и знанием, разумом и откровением. Ср. "Памяти протопресвитера Николая Александровича Сергиевского" ("Московские Церковные Ведомости", 1892, № 27); "Церковные Ведомости", 1892 год, № 28 (некролог Сергиевскому).

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергиевский, Николай Александрович

— протопресвитер Большого Успенского собора в Москве и профессор Московского университета (1827—1892 гг.), сын протоиерея города Коломны, род. 27 октября 1827 г. Образование получил в Московской духовной академии и С.-Петербургской духовной академии, где в 1849 г. окончил курс со степенью магистра богословия и 7 ноября 1849 г. оставлен при академии бакалавром по классу физико-математических наук. В 1850 г., 27 сентября, он перемещен в Московскую духовную академию. В 1854 г. рукоположен в священника к семинарской домовой церкви, но вскоре уволился от духовно-училищной службы и был назначен священником в приходе сначала Знаменской в Зубове, а после в Петропавловской в Новой Басманной церквах. В приходе последней церкви он посещал работный дом для духовных назиданий призреваемых и вообще заявил себя энергичным проповедником и ревнителем чинного и благоговейного служения. В 1858 г. о. С. назначен был профессором богословия, логики и психологии, а с 1861 г. — одного богословия в Московском университете и настоятелем университетского храма. В течение почти целого сорокалетия своей духовно-просветительной деятельности на поприще науки и литературы о. С. высоко держал знамя православия перед лицом светской науки. Он изменил господствовавший тогда в Московском и других университетах догматический метод преподавания богословия. В 1865 г., по назначению Министерства Народного Просвещения, он ездил в С.-Петербург, Казань, Харьков, Киев и Одессу для совещания с профессорами богословия тамошних университетов по вопросу о постановке преподавания богословия в университете. Ввиду противохристианских направлений, начинавших проникать тогда в светское общество, он рекомендовал везде читать в университетах апологию основных христианских истин, чтобы сдержать порывы начинавшегося неверия и направить разум учащейся молодежи на истинный путь правой веры. С тактом и вместе с силою отстаивал он самостоятельность богословской кафедры в университетах от угрожавшего ей подчинения светскому режиму. В 1860 г. о. С. основал богословско-философский журнал "Православное Обозрение" и 10 лет был его редактором-издателем. В 1865 г. он возведен в сан протоиерея. В 1871—1872 гг. предложил ряд публичных лекций, отличавшихся глубоко ученым содержанием, ясностью, живым и увлекательным изложением. В 1883 г. он избран в почетные члены С.-Петербургской дух. академии. В марте 1884 г. был назначен протопресвитером Большого Успенского собора и членом Московской синодальной конторы и состоял членом совета Православного миссионерского общества. В новой должности он следил за строгим исполнением вековых и особенных уставов Успенского собора, за благочинием и благообразием богослужения. Ум. С. 28 июня 1892 г. Труды его занимают видное место в богословской науке. Известны его сочинения: "Об основных истинах христианства", "О библейской истории творения в связи с естественною историею". Переводы с французского — "Вечная жизнь" Э. Навиля и "О сущности христианства" Гизо; "Проповеди на великие праздники и 12 января" (излюбленная тема — вопрос об отношении между верою и знанием, разумом и откровением).


"Церковные Ведомости", 1892 г., № 28. — "Моск. церковные ведомости", 1892 г., № 27. — Смирнов, "История Моск. духовной академии". — "Православное обозрение", 1865 г., т. XVIII. — "Собр. мнений и отзывов митрополита Филарета", т. V, 44—50; 662—671, 778—784. — "Письма разных лиц к митрополиту Филарету".


{Половцов}





Сергиевский, Николай Александрович


(1827—1892) — духовный писатель, сын священника; получил высшее образование в СПб. духовной академии; был профессором богословия в Московском унив. Он не только сам изменил господствовавший до него догматический метод преподавания этого предмета, но содействовал такой же перемене и в остальных университетах, рекомендуя при совещании с профессорами богословия в СПб., Казани, Харькове, Киеве и Одессе чтение студентам аналогии основных христианских истин. С 1884 г. С. состоял протопресвитером московского Успенского собора и членом Московской синодальной конторы. В 1860 г. С. основал духовный журнал "Православное обозрение" и стоял во главе его редакции в течение 9-ти лет. Учено-богословские труды С.: "Об основных истинах христианской веры" (апологетические публичные чтения, М., 1872) и "Творение Мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историей" (M., 1883). Проповеди свои С. (см. по "Указателям" к "Православному обозрению" за 1860—70 и 1871—86 гг.) по большей части произносил в университетском храме, в дни великих праздников и в Татьянин день — храмовой праздник университета. Излюбленною их темою служил вопрос об отношении между верою и знанием, разумом и откровением. Ср. "Памяти протопресвитера Н. А. С." ("Московские церковные ведомости", 1892, № 27); "Церковные ведомости", 1892 г., № 28 (некролог С.).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008