Сергий (Шелонин) - инок Соловецкого монастыря, замечательный начетчик и писатель XVII века. О жизни его до монашества ничего неизвестно; первое сведение о нем относится к 1638 году, когда он уже был в звании инока и из числа "преимущих" в Соловецком монастыре. Около 1646 года Сергий был посвящен в архимандриты костромского Ипатьевского монастыря, но оставался там недолго и вернулся в Соловки, где прожил до самой смерти (1667 год), занимаясь перепиской книг и составлением житий. Переписанные Сергием книги составляют целую библиотеку, дающую возможность определить и интересы древнерусского любителя писаний, и размеры его книжной мудрости. Сергий не был простым переписчиком: он часто делал на полях поправки, заметки, сличения сходных мест и тому подобное, а иногда в конце "книги" присоединял "алфавитные указатели материй скорого ради обретения". Наиболее его интересовали: "Псалтырь", в переводе Максима Грека (в переписанной Сергием рукописи имеется в конце и небольшое житие Максима, едва ли не сочиненное самим Сергием, как думает граф П. Знаменский ), "Небеса, или Богословие Иоанна Дамаскина", "Изложение о вере", поучения, "Сборник о священстве", разного рода жития, патерики, прологи и так далее. Рукопись Сергия, содержащая в себе определения "о многоразличных церковных чинах" Стоглавого собора, признается одним из исправнейших епископов Стоглава, по которому и напечатано издание последнего в "Православном Собеседнике" (1862 год). Составленное Сергием "Сказание о новоявленных яренгских чудотворцах - Иоанне и Логгине", несмотря на свою чрезмерную витиеватость, считается образцом тогдашней агиографической литературы. Второе составленное им в 1650-х годах житие носит следующее заглавие: "Сергия смиренного инока и пресвитера обители Пантократоровы, сущем понта окиана, иже на полунощной стране, на отоце Соловецком, слово на перенесение мощей иже в святых отца нашего Филиппа, митрополита московского и всея России чудотворца. Евлогисон патера". Оно любопытно тем, что представляет собой более биографическое произведение, нежели ораторское, панегирическое, и подробно следить за всей жизнью святителя. - См. В.О. Ключевский "Древнерусские жития святых" (1862); П. Знаменский "Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII века" ("Православное Обозрение", 1882, № 2 и 4). В. Р-в.
Сергий Шелонин
— инок Соловецкой обители, один из малоизвестных писателей XVII века. О происхождении его и жизни до монашества сведений не имеется. В 1638 г. он был иноком Соловецкого монастыря из числа преимущих; в 1647—1648 гг. был архимандритом Костромского Ипатиевского монастыря, а затем снова удалился в Соловки и пребывал там до самой смерти своей, последовавшей незадолго до известной Соловецкой осады, 1668 г., в неутомимых трудах переписки разных книг и отчасти оригинального авторства. Из трудов его известны: "Служба и житие Иоанна и Логгина, яренгских чудотворцев" витиеватое сказание 1-й половины XVII века; "Житие митрополита Филиппа"; переписаны им сочинения Григория Паламы и Нила Кавасилы на латинян; "Небеса", или Богословие Иоанна Дамаскина, и приписываемая ему грамматика с диалектикой; Изложение о вере; Златоуст или сборник поучений; Сборник о священстве (канонический); Стоглав; жития святых, пролог, разные патерики, богослужебные книги, псалтырь в переводе Максима Грека, требники, молитвослов и т. п.
"Православное Обозрение", 1882 г., №№ 2 и 4: ст. П. В. Знаменского. — Ключевский, "Жития свв., как исторические источники".
Здр.
{Половцов}
Сергий Шелонин
— инок Соловецкого монастыря, замечательный начетчик и писатель XVII в. О жизни его до монашества ничего не известно; первое сведение о нем относится к 1638 г., когда он уже был в звании инока и из числа "преимущих" в Соловецком монастыре. Около 1646 г. С. был посвящен в архимандриты костромского Ипатьевского монастыря, но оставался там недолго и вернулся в Соловки, где прожил до самой смерти (1667 г.), занимаясь перепискою книг и составлением житий. Переписанные С. книги составляют целую библиотеку, дающую возможность определить и интересы древнерусского любителя писаний, и размеры его книжной мудрости. С. не был простым переписчиком: он часто делал на полях поправки, заметки, сличения сходных мест и т. п., а иногда в конце "книги" присоединял "алфавитные указатели материй скорого ради обретения". Наиболее его интересовали: "Псалтирь" в переводе Максима Грека (в переписанной С. рукописи имеется в конце и небольшое житие Максима, едва ли не сочиненное самим С., как думает г. П. Знаменский), "Небеса или богословие Иоанна Дамаскина", "Изложение о вере", поучения, "Сборник о священстве", разного рода жития, патерики, прологи и т. д. Рукопись С., содержащая в себе определения "о многоразличных церковных чинех Стоглавого собора", признается одним из исправнейших списков Стоглава, по которому и напечатано издание последнего в "Православном собеседнике" (1862 г.). Составленное С. "Сказание о новоявленных яренгских чудотворцах — Иоанне и Логгине", несмотря на свою чрезмерную витиеватость, считается образцом тогдашней агиографической литературы. Второе составленное им в 1650-х гг. житие носит след. заглавие: "Сергия смиренного инока и пресвитера обители Пантократоровы, сущем понта окиана, иже на полунощной стране, на отоце Соловецком, слово на перенесение мощей иже в святых отца нашего Филиппа, митрополита московского и всея России чудотворца. Евлогисон патера". Оно любопытно тем, что представляет собою более биографическое произведение, нежели ораторское, панегирическое, и подробно следит за всею жизнью святителя. — См. В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых (1862); П. Знаменский, "Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII века" ("Православное обозрение", 1882. № 2 и 4).
В. Р—в.
{Брокгауз}
Сергий Шелонин
книгописец Соловецкого мон., потом архимандрит костромск. Ипатьев. мон. 1646—49 г.
{Половцов}