Сергий Страгородский
(в миру Иван Николаевич, род. в 1867 г.) — духовный писатель. По окончании курса в СПб. духовной академии был миссионером в Японии, инспектором Московской духовной академии, архимандритом при русском посольстве в Греции, помощником начальника японской миссии, ректором СПб. дух. семинарии; теперь состоит инспектором СПб. дух. акад. Труды С.: "Православное учение о спасении" (магист. диссерт., Сергиев Посад, 1895; 2 изд., Казань, 1898), "Вопрос о личном спасении" (М., 1895), "Вечная жизнь как высшее благо" (ib., 1895), "Христианство в Китае и Японии" ("Русский вестник", 1892, дек., 1893, февраль), "На Дальнем Востоке" (письма японского миссионера, "Богословский вестник", 1895—96 и отд.; 2 изд., Арзамас, 1897), "По Японии" (ряд писем о миссионерском путешествии, "Богословский вестник", 1899 и сл.).
{Брокгауз}
Сергий Страгородский (дополнение к статье)
(в миру Иван Николаевич) — архиепископ финляндский и выборгский; с 1901 по 1905 г. был ректором СПб. духовной академии. Его новейшие труды: "О нравственности вообще" (СПб., 1900); "Закон Божий, написанный в сердце человека" (СПб., 1901); "По Японии. Записки миссионера" (Сергиев Посад, 1903); "Слова и речи. 1901—1905 гг." (СПб., 1905).
{Брокгауз}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСKИЙ)
(Иван Николаевич Страгородский; 1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в г. Арзамасе, в семье священника, окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, защитил магистерскую диссертацию, служил в составе православной миссии в Японии, являлся членом Священного Синода, образованного в соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. В июне 1922 г. поддержал самочинное Высшее церковное управление, выражавшее идеи обновленчества, но в августе 1923 г. покаялся перед патриархом Тихоном (Белавиным) и был принят в церковное общение. С 1924 г. управлял Нижегородской епархией. Дважды подвергался тюремному заключению «за антисоветскую деятельность».
В декабре 1925 г. в связи с арестом местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) и согласно его завещанию исполнял обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя. В 1926-1927 гг. добился разрешения у властей на официальное функционирование церковно-административных органов – Временного патриаршего Священного Синода и Епархиальных управлений, возвращения из ссылок некоторых епископов.
В июле 1927 г. вместе с Синодом выступил с Декларацией, обращенной к пастырям и пастве, в которой сформулировал позицию лояльности Церкви по отношению к советскому государству, отмежевавшись от политических взглядов и поступков иерархов Русского зарубежья, выступивших против советского режима. Kасаясь исторического значения Декларации, следует сказать, что она была проникнута реалистическим духом. В условиях укрепления советской власти Русской Православной Церкви нужно было легализовать свое положение. Всякая же вооруженная борьба внешних сил против Советской России неизбежно становилась вооруженной борьбой против русского народа. Тем не менее, Декларация 1927 г. вызвала неприятие со стороны более радикальной части православного священства и мирян, приведя к расколу Русской Православной Церкви на три ветви: Церковь Московской Патриархии, Зарубежную и Kатакомбную. Две последние ветви Русской Церкви отказались от признания законности советской власти и ее права вмешиваться в церковные дела. Кроме того, возникло движение «непоминающих», которые не признавали лично митрополита Сергия за принятие Декларации.
В 1934 г. Сергий (Страгородский) назначается митрополитом Московским и Kоломенским. В 1937 г. в связи со смертью митрополита Петра он становится местоблюстителем патриаршего престола. С самого начала Великой Отечественной войны занял патриотическую позицию, лично написав обращение к чадам Русской Православной Церкви и призвав их к защите Отечества. На Архиерейском Соборе в сентябре 1943 г. был избран Патриархом Московским и всея Руси.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Сергий (Страгородский)
(Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944) – патриарх Московский и всея Руси. Родился в г. Арзамасе, в семье священника, окончил С.Петербургскую Духовную академию, защитил магистерскую диссертацию, служил в составе Православной миссии в Японии, являлся членом Священного синода, образованного в соответствии с решением Поместного собора 1917–1918. В июне 1922 поддержал самочинное Высшее церковное управление, выражавшее идеи обновленчества, но в августе 1923 покаялся перед патриархом Тихоном (Белавиным) и был прощен. С 1924 управлял Нижегородской епархией. Дважды подвергался тюремному заключению «за антисоветскую деятельность». В декабре 1925 в связи с арестом местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) и согласно его завещанию исполнял обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя. В 1926–1927 добился разрешения у властей на официальное функционирование церковноадминистративных органов – Временного патриаршего Священного синода и Епархиальных управлений, возвращения из ссылок некоторых епископов. В июле 1927 вместе с синодом выступил с Декларацией, обращенной к пастырям и пастве, в которой сформулировал позицию лояльности Церкви по отношению к советскому государству, отмежевавшись от политических взглядов и поступков иерархов Русского зарубежья, выступивших против советского режима. Касаясь исторического значения Декларации С., следует сказать, что она была проникнута реалистическим духом. Поскольку советский строй упрочился, то РПЦ нужно было отныне както существовать в новых условиях. Всякая же вооруженная борьба внешних сил против Советской России неизбежно становилась вооруженной борьбой против русского народа. Вместе с тем в Декларации не нашлось места твердому намерению осуществлять полноту христ. исповедничества, незыблемо стоять за веру, не боясь мученического венца. Приверженность православной традиции в рассматриваемом документе по сути означала приверженность советской власти. Вот почему Декларация 1927 вызвала неприятие со стороны более радикальной части православного священства и мирян, приведя к расщеплению РПЦ на три ветви: Церковь Московской Патриархии, Зарубежную и Катакомбную. Две последние ветви Русской Церкви отказались от признания законности советской власти и ее права вмешиваться в церковные дела. В 1934 С. назначается митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 в связи со смертью митрополита Петра он становится местоблюстителем патриаршего престола. С самого начала Великой Отечественной войны С. занял патриотическую позицию, лично написав обращение к чадам РПЦ и призвав их к защите Отечества. На Архиерейском соборе в сентябре 1943 был избран патриархом Московским и всея Руси.
Источник: Краткий православный словарь.