1621 г. игумен Донского мон., в Москве.
{Половцов}
1621 г. игумен Донского мон., в Москве.
{Половцов}
1630 г. строитель псковск. Никитск. мон.
{Половцов}
1643 г. игумен Дмитриевск. мон. в Суздале.
{Половцов}
1649 г. строитель Никитск. белозерск. мон.
{Половцов}
1621 г. игумен Лаврентьева калужск. монаст.
{Половцов}
1659 г. строитель Вознесенского вятск. мон.
{Половцов}
1632 г. игумен ростовского Борисоглебск. мон.
{Половцов}
архимандрит суздальского Спасо-Евфимьев. мон.
{Половцов}
1630 г. игумен Александровой пустыни, Яросл. губ.
{Половцов}
1649 г. игумен Духова нижегород. мон. (до 1664 г.).
{Половцов}
1646—49 г. архимандрит Ипатьевского костромск. мон.
{Половцов}
1634 г. строитель Бело-Николаевского Новгород. мон.
{Половцов}
Сергий (преподобный) - см. в статье Сергий (имя святых православной церкви) .
Источник: Биографический словарь. 2008
1634 г. строитель Покровск. Антонова мон., владимирск. еп.
{Половцов}
1630 г. игумен Печенгского Преображенского вологодск. мон.
{Половцов}
Сергий (память 20 марта) - см. в статье Сергий (имя святых православной церкви) .
Источник: Биографический словарь. 2008
1646—49 г. игумен Полеостровск. Рождествен. мон. олонецк. еп.
{Половцов}
Сергий (память 7 октября) - см. в статье Сергий (имя святых православной церкви) .
Источник: Биографический словарь. 2008
преподобн. и богоносн. игум., радонежский чудотворец; род. около 1314 г., † 25 сент. 1392 г.
{Половцов}
Сергий - преподобный печерский XIII века; называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 октября.
Источник: Биографический словарь. 2008
1632—4 г. игумен Тихвин. Успенск. мон.
Дополнение: Сергий, игумен тихвинского Успенского мон.,
правил два раза: 1632—4 г. и 1640—48 г.{Половцов}
Сергий - инок угличский; в 1610 году описал чудеса преподобного Паисия и переделал записки о его житии; он же описал житие преподобного Кассиана Угличского и житие князя Романа Угличского.
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Сергий (в миру Сергей Алексеевич Тихомиров, родился в 1871 году) - писатель, епископ ямбургский, викарий спб. епархии, ректор спб. духовной академии, в которой и учился. Главные его труды: "Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Водской пятины 1500 г. (в связи с общими условиями жизни)" (СПб., 1905, магистерская диссертация); "Карты Водской пятины и ее погостов в 1500 году" (ib., 1905); "Под впечатлениями жизни" (СПб., 1902); "Письма из Сарова, 13 - 22 июля 1903 года" (СПб., 1903).
Источник: Биографический словарь. 2008
Сергий (в миру Александр Алексеевич Серафимов, родился в 1836 году) - духовный писатель, епископ астраханский и енотаевский, магистр Московской духовной академии. Сочинения его: "Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан" (Кострома, 1882, в 1894 году издано вновь под заглавием: "О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в православную церковь", с приложением статьи: "О разночтениях 95-го правила VI Вселенского собора", Вятка), "Из переписки блаженного Августина с Иеронимом, о словах апостола Павла Галлицкого II, 11 - 14" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1875) и другие. Умер в 1902 году. "Сборник сочинений" его (ч. II) вышел в 1901 году (Астрахань).
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Сергий (в миру Иван Иванович Соколов, 1844 - 1893) - духовный писатель, сын священника, воспитывался в Московской духовной академии, был ректором семинарий в Могилеве и Пензе, викарием епархий казанской и черниговской и, наконец, епископом черниговским и нежинским. Труды Сергия: "Влияние протестантизма в России в XVI и XVII веках" ("Православное Обозрение", 1879, книга 11), "Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках" (Москва, 1880, магистерская диссертация), "Влияние протестантизма на умственное и нравственное состояние Юго-Западной России" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1880, часть 1), "К вопросу об отношениях протестантизма к России в XVI и XVII веках" (ib., 1882, часть III), "Чем должен бы разрешиться современный вопрос о соединении церквей?" ("Прибавления к Творениям святых отцов", 1886, часть XXXVII, книга 2), "Начало христианства в Черниговской области" (Чернигов, 1892), "Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель" ("Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей", 1893, книга I). См. Д. Я. "Епископ черниговский и нежинский Сергий" ("Церковный Вестник", 1893, № 35).
Источник: Биографический словарь. 2008
Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, родился в 1867 г.) - духовный писатель. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии был миссионером в Японии, инспектором Московской духовной академии, архимандритом при русском посольстве в Греции, помощником начальника японской миссии, ректором санкт-петербургской духовной семинарии; теперь состоит инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Труды Сергия: "Православное учение о спасении" (магистерская диссертация, Сергиев Посад, 1895; 2 издания, Казань, 1898), "Вопрос о личном спасении" (Москва, 1895), "Вечная жизнь как высшее благо" (ib., 1895), "Христианство в Китае и Японии" ("Русский Вестник", 1892, декабрь, 1893, февраль), "На Дальнем Востоке" (письма японского миссионера, "Богословский Вестник", 1895 - 1896 и отдельно; 2 издания, Арзамас, 1897), "По Японии" (ряд писем о миссионерском путешествии, "Богословский Вестник", 1899 и следующий). Архиепископ финляндский и выборгский; с 1901 по 1905 год был ректором спб. духовной академии. Его новейшие труды: "О нравственности вообще" (СПб., 1900); "Закон Божий, написанный в сердце человека" (СПб., 1901); "По Японии. Записки миссионера" (Сергиев Посад, 1903); "Слова и речи. 1901 - 1905 годы" (СПб., 1905).
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Сергий (в миру Иван Александрович Спасский) - духовный писатель, сын священника, магистр киевской духовной академии; был инспектором и ректором семинарии, епископом ковенским и могилевским, теперь архиепископ владимирский. Степень доктора богословии дана ему в 1876 году за сочинение "Полный месяцеслов Востока" (Москва, 1875 - 1876). Другие его труды: "Исследование библейской хронологии" (Киев, 1857, магистерская диссертация), "Слова" (Москва, 1882), "Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры" (Могилев, 1887 и следующий), "Избранные жития святых" (Владимир, 1893), "Беседы об основных истинах святой православной веры" (издание 3, Санкт-Петербург, 1899), "Святой и животворящий крест Господень" (Могилев, 1890, 4 издания, 1899), "Годичный круг слов на воскресные и праздничные дни" (Владимир, 1898) и прочие. Умер в 1904 году. Его последние труды: "Св. Андрей Христа-ради юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы" (СПб., 1898); "Св. Симон, епископ владимирский и суздальский" (Владимир, 1899); "Древнейший восточный месяцеслов" (СПб., 1900); "Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX веке" (ib., 1900). См. В. С. "Высокопреосвященный С., архиепископ владимирский" ("Церковные Ведомости", 1904, № 48); А. Спасский "Памяти высокопреосвященного С., архиепископа владимирского" ("Богословский Вестник", 1905, № 1).
Источник: Биографический словарь. 2008
Сергий - имя святых православной церкви: 1) святой мученик, пострадал вместе с другими иноками от разбойничьих шаек сарацин, напавших на обитель святого Саввы в 796 году. Сергию была отрублена голова; память 20 марта. 2) Сергий и Вакх - святые мученики, родом римляне, знатные сановники при императоре Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Узнав из доноса завистников, что они - христиане, Максимиан приказал Сергию и Вакху принести жертву; когда они отказались, он велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обручами на шеях водить по городу на посмеяние. Затем он отослал их к правителю Восточной Сирии, ненавистнику христиан, Антиоху. Вакх был замучен Антиохом до смерти, а Сергия Антиох велел обуть в железные сапоги с гвоздями и гнать от города Суры до города Ресафы, на расстоянии около 20 верст. В Ресафе он осудил Сергия на обезглавление (около 296 - 303 года). Город Ресафа впоследствии назывался Сергиополем. Память 7 октября. 3) Сергий преподобный, подвизался сначала на Афоне, затем в обители Сергия Радонежского ; позже удалился в вологодские леса, где, на берегу реки Нурмы, построил часовню. Когда к Сергию собралось до 40 подвижников, он построил храм и устроил общежительную пустынь. Скончался в 1412 году; мощи его почивают под спудом в церкви села Нуромского, стоящей на месте обители, упраздненной в 1764 году. Память 7 октября. 4) Сергий преподобный, 62 года священствовал в нынешнем Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Чувствуя близость кончины, принял схиму и почил 16 ноября 1585 года, на 92 году жизни. Память Сергия установлено праздновать в 1655 году.
Источник: Биографический словарь. 2008
Сергий (в миру Николай Яковлевич Ляпидевский, 1820 - 1898) - духовный писатель; сын протоиерея, получил высшее образование в Московской духовной академии, был инспектором, затем ректором ее. В 1861 году возведен в сан епископа курского; позже был архиепископом в Казани, Кишиневе и Херсоне, а с 1893 года - митрополитом московским и коломенским. Главные его труды: "О поминовении усопших" (Москва, 1844), "О побуждениях к исполнению нравственного закона" ("Прибавления к Творениям святых отцов", 1851, часть X), "О клятве" (ib., 1853, часть XII), "О терпении в молитве" (ib., 1855, часть XIV), "О любви к Богу, испытуемой скорбями" (ib., 1856, часть XV), "О произвольных обетах" (ib., 1858, XVII), "О таинстве елеосвящения" (ib.), "Ответ на письма князя-писателя относительно латинского учения о пане" (ib., 1859, часть XVIII), "Об исхождении Святого Духа" (ib.), "Брак и безбрачие лиц духовных" (ib., 1860, часть XIX). Статья "Об исхождении Святого Духа" признается одним из лучших пособий для православных в борьбе с латинством. Им переведены на русский язык значительные отделы из творений преподобного Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, блаженного Феодорита и другие; он принимал участие и в переводе Священного писания. Проповеди Сергия изданы в Москве, в 1870 году ("Слова Сергия, епископа курского"), и в Одессе, в 1893 году ("Слова и речи Сергия, архиепископа херсонского и одесского"). См. статью профессора И.Н. Корсунского "Высокопреподобный Сергий, митрополит московский" в "Душеполезном Чтении" (1898, май - сентябрь и 1899, № 2); священник Н. Миловский "Высокопреподобный Сергий, митрополит московский" ("Вера и Церковь", 1899, книга 1, январь).
Источник: Биографический словарь. 2008
Сергий - основатель монашества и монастыря на острове Валааме. Сведения о нем очень скудны и разноречивы. По местной валаамской легенде, носящей в рукописи заглавие: "Оповедь", бывшей в распоряжении составителя книги "Валаамский монастырь" (изданной самим монастырем в 1864 году), начало христианству на Валааме положено еще святым апостолом Андреем, который, посетив Киев и Новгород, побывал и на Валааме. Позже, но все-таки довольно близко ко времени Андрея, упоминается в "Оповеди" Сергий, "преподобный" по жизни, который был не из местных обитателей, а пришлый "с восточных стран"; некоторые считали его за грека, а другие - за новгородца, даже за бывшего новгородского посадника. Оставшись на Валааме, Сергий занялся строением бойниц для защиты от нападавших шведов (?), тесал камни правильных форм, чертил на них письмена и так далее. "Оповедь" описывает его как "изобразителя", то есть умеющего делать изображения на дереве и камне. Будучи монахом и пресвитером, Сергий стоял во главе и гражданского управления острова. Он обратил ко Христу местного властителя Мунга, язычника, назвав его при крещении Куартом. Достоверность всех этих сказаний ничем не подтверждена. Преосвященство Арсений (в "Летописи церковных событий", Санкт-Петербург, 1880) категорически утверждает, что преподобный Сергий и Герман (см. VIII, 529) положили основание Преображенской обители на Валааме в 1329 году. Того же мнения держится и архимандрит Игнатий , автор "Кратких жизнеописаний русских святых" (Санкт-Петербург, 1876). С древних времен тела Сергия и Германа, остававшиеся нетленными, чтились в России как святыня. В 1819 году санкт-петербургский митрополит, к епархии которого принадлежал Валаам, ходатайствовал о полной канонизации Сергия и Германа Валаамских, так как "свидетельств о их чудесах довольно есть". Память их 28 июня. См. "Исторические сведения о санкт-петербургской епархии", составленные и изданные санкт-петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом (том IV, Санкт-Петербург, 1875). Н. Б-в.
Источник: Биографический словарь. 2008
Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) - выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев удалился в леса (в Московской губернии), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с именем Сергия. Схваченный вместе с другими, Сергий был посажен в тюрьму, но бежал в Польшу, а оттуда в иргизские скиты, где играл роль "строителя" в широком значении слова (см. Иргизские единоверческие монастыри, XIII, 310). В 1779 году Сергий участвовал на "перемазанском" соборе в Москве (см. Перемазовщина, XXIII, 228). На Сергия возложена была обязанность письменно полемизировать с Михаилом Калмыком и Никодимом. В сочинениях его: "Обыскательное рассуждение", "Соборное рассмотрение на ответы настоятеля Антония", "Сочинение о бегствующем священстве", "Беседословие от лица святой церкви строителя отца Сергия с сомнящимися о святой церкви и о православном священстве" проводится мысль о необходимости перемазывания беглых попов и доказывается, что истинная их исправа возможна только в Успенском монастыре, во главе которого стоял Сергий. Безнравственная жизнь беглых попов заставила его, однако, искать правильного священства. В 1786 году астраханский архиепископ Никифор Феотоки разослал по епархии "Окружное послание", в котором призывал заблуждающихся обратиться в недра церкви. Как бы в ответ на него, Сергий составил 15 вопросов и подал (1790) их Никифору при прошении, в котором "именем всего общества" обещал присоединиться к церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Ответы были даны; Сергий разослал списки с них по иргизским обителям и другим поповским общинам, и за это временно лишен был настоятельства (1791 год). Возвратившись (1793) к власти, Сергий с большей откровенностью стал выражать свои намерения и снова был уволен (1795). Он отправился в Санкт-Петербург и подал там прошение о принятии его с братией в ведомство казанской епархии, с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам. В Высочайшем рескрипте 19 июня 1796 года на имя казанского архиепископа Амвросия последовала желаемая резолюция. Раскольники крайне озлобились. Иргизское собрание постановило не допускать Сергия в монастырь не только к начальствованию, но и на жительство; тех, которые были согласны с Сергием, из монастыря выгнали. Сергий обращался за содействием к губернатору, но безуспешно. В том же году Сергий уехал в Стародубье, вступил в число "согласных", был посвящен в иеромонаха и поставлен настоятелем Успенского, новороссийской епархии, согласнического монастыря. Здесь Сергий составил книгу: "Зеркало для старообрядцев, непокоряющихся православной церкви" (Санкт-Петербург, 1799; Москва, 1860). См. "Исторические сведения об иргизских мнимостарообрядческих монастырях до обращения их к единоверию" ("Православный Собеседник", 1857, страницы 388 - 466); Н. Соколов "Раскол в Саратовском крае" (Саратов, 1888).
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013