СЕРГИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СЕРГИЙ
Радонежский (до принятия монашества Варфоломей Кириллов) (ок. 1321–1391) — выдающийся русский политический и церковный деятель, с именем которого связано укрепление Московского царства. Родившись в богатой семье, рано осознал свое призвание и вместе со старшим братом Стефаном ушел в мо-нахи. Около 1330–1340 гг. вместе с ним основал Тро-ицкий монастырь. Так как его не удовлетворяло раздельное жительство монахов, постепенно ввел в мо-настыре новый общежительный устав, больше соответ-ствовавший идее соборного единения людей. Позже он распространился и на все остальные монастыри. Активно поддерживал митрополита Алексия, собиравше-го земли вокруг Москвы. Был тесно связан с князем Димитрием Донским и его семьей. Стал идейным вдохновителем победы на Куликовом поле. Идеи Сер-гия вдохновляли Андрея Рублева, наиболее отчетливо они выражены в его «Троице». Позже Сергий был канонизирован русской православной церковью. «Жи-тие» Сергия Радонежского было написано Епифанием Премудрым.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СЕРГИЙ
VII в.) – константинопольский патриарх (610 – 638), друг Георгия Писиды, принимавший активное участие в политической жизни страны. Он провозгласил Ираклия императором и во время его военных походов в Малую Азию (622 г., 626 г.) и в Армению (623 г.) возглавлял регентов, управлявших столицей. Патриарху пришлось пойти на уступки толпе горожан, которые ворвались в храм св. Софии и потребовали снижения цен на хлеб и наказания чиновников, ведавших продажей хлеба. Сергий принял участие в руководстве обороной Константинополя во время штурма столицы аварами 7го августа 626 г., пытавшимися атаковать город со стороны Золотого Рога. Значительный перевес сил византийцев вынудил неприятеля отступить. Патриарх Сергий был одним из создателей учения монофелитов, возникшего для того, чтобы примирить монофиситов и ортодоксальных богословов перед лицом военной угрозы со стороны арабов. Монофелиты утверждали, что у Иисуса Христа было два естества (уступка ортодоксам), но он обладал единой божественной волей (уступка монофиситам). На Латеранском соборе 649 г. западное духовенство осудило эту попытку примирения. На VI Вселенском соборе, происходившем в Константинополе в 680 – 081 гг. монофелитству был нанесен сокрушительный удар, а его основатели, включая патриарха Сергия, подверглись осуждению. Под именем Сергия дошел до нашего времени «Акафист Богородице», вводная часть которого была создана после нашествия аваров в 626 г.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

СЕРГИИ
   • Serg?i,

         патрицианский род:

       1. L. Serg. Fidenas, консул в 437 г. до Р. X., победил фиденатов и вейентов. Liv. 4, 17;

       2. M. Serg. Fidenas, потерял в 402 г. до Р. X., будучи военным трибуном, римский лагерь, который отбили у него этруски, за что был приговорен вместе со своим товарищем к денежному штрафу. Liv. 5, 8 слл;

       3. M. Sergius, в 205 г. до Р. X. был замучен до смерти Племинием в Регии за ссору. Liv. 29, 6;

       4. M. Serg. Silus (т. е. курносый), прадед Катилины, отличился во 2-ю Пуническую войну отчаянно смелыми подвигами. Вместо потерянной правой руки он велел сделать себе железную. Plin. 7, 29. В 197 г. он стал претором. Liv. 32, 27;

       5. его сын, M. Sergius Silus, служил в качестве начальника конницы при Эмилии Павле в войне с Персеем. Liv. 44, 40;

       6. С. Serg. Оrata, человек разгульный, который отличался как любитель пиров и гастроном. Cic. fin. 2, 22, 70;

       7. Sergius, брат Катилины, умер от руки брата. Plut. Sull. 32;

       8. L. Serg. Catilina, родился в 108 г. до Р. X; еще в юности он вел знакомство с дурными людьми и предавался дикому разврату; во время сулланских проскрипций он был одним из самых свирепых убийц. Sall. Cat. 5. К чему он был способен, он показал умерщвлением своего брата, жены, сына, который, по-видимому, ему служил помехой для заключения нового брака. Он вступил в преступную связь с одной весталкой и, занимая государственные должности, проявлял величайшую жадность. В 77 г. он был выбран квестором, в 69 г. — претором, в 68-66 гг. управлял Африкой, где позволил себе позорные вымогательства, которые навлекли на него обвинение, но он по суду был оправдан. Однако же от своего искательства должности консула он не отказался. Dio Cass. 27, 36. Sall. Cat. 18. Тогда Катилина решил избрать путь насилия. Дикий взгляд, то торопливая, то медленная походка, подозрительно подкарауливающий взор обнаруживали похоти и бессовестность человека, воспитанного в преступлениях и в безнравственных вакханалиях того времени. Он открыто предавался своим животным наклонностям и давным-давно отбросил всякий стыд. Между развращенными римскими юношами он был самый бесстыдный и дерзкий. Около него скоро собрались единомышленники, за спинами которых стояли, вероятно, другие лица, которые отважились поставить на карту свои деньги и содействие, но не мужество и жизнь для того, чтобы произвести государственный переворот. Так образовался заговор, который насчитывал до 400 участников; главой его был Катилина, которого толкнули на эту дорогу как большие люди, так и пылкое честолюбие; привычка к лишениям всякого рода, так что даже его распутная жизнь, по-видимому, не ослабила его тела и ума, тело, приученное с детства к перенесению всяких трудностей, энергия ума, военный талант, близкое знание положения государства делали его способным к выполнению самых ужасных предприятий и вследствие этого еще более опасным для государства. Соучастников для переворота он нашел в лице консулов Антонии Пете и П. Корнелии Сулле, отрешенных от должности еще перед их вступлением на нее вследствие подкупа. Обещание погасить долги привело к нему из всех мест Италии множество несостоятельных юношей, которым терять было нечего, а приобрести было что. Решено было для Суллы и Пета купить голоса для приобретения консульства на 65 г.; тем не менее были выбраны Л. Аврелий Кота и Л. Торкват. Покушение на их жизнь (1 января 65 г.) не удалось, точно так же и во второй раз (5 февраля), потому что Катилина дал знак слишком рано, так что дело открылось. Cic. Cat. m. 1, 6, 15. Тем дело и кончилось, и Катилина даже заставил Клодия отказаться от обвинения его в вымогательстве в Африке с помощью подкупа его противников; он даже обманул Цицерона. В 64 г. он выступил опять кандидатом на консульство, приобретя себе необыкновенными обещаниями новых приверженцев и завязав отношения с ветеранами Суллы в Этрурии. Восстание распространилось до самых отдаленных провинций. Cic. Sull. 24. 29. 30. Sall. Cat. 18. Suet. Caes. 9. Цезарь и Красс поддерживали кандидатуру его и К. Антония; однако были выбраны Антоний и Цицерон, который склонил на свою сторону Антония тем, что уступил ему богатую провинцию Македонию и узнал в то же время через Вульфию, любовницу Кв. Курия, все планы заговорщиков и раскрыл 20 октября все это дело в сенате. Sall. Cat. 23. Тогда сенат предоставил Цицерону неограниченную власть. 21 октября, на новые выборы, на которые Катилина возлагал всю свою надежду и которые были отложены на октябрь 63 г., Цицерон явился против вооруженных мятежников, сам вооруженный, с толпой всадников в латах; меры предосторожности были удвоены, покушение на жизнь Цицерона в день выбора не удалось; благодаря его решительности и бдительности, был отнят у заговорщиков также крепкий город Praeneste, выбранный ими как сборный пункт (1 ноября). Dio Cass. 37, 30. Plut. Cic. 14. Cic. Cat. m. 1, 10, 27. Катилина второй раз потерпел неудачу при выборах (28 октября). Тогда он собрал в ночь с 6 на 7 ноября своих сообщников в доме Порция Леки и распределил им роли. Всадник Корнелий и сенатор Варгунтей взялись убить Цицерона, претор Лентул должен был поджечь Рим и вместе с тем убить главных противников, сам Катилина хотел отправиться в лагерь Л. Манилия, расположенный при Фезулах в Этрурии, но Цицерон узнал обо всем и не пустил к себе в дом убийц. 7 (или 8) ноября сенат собрался в храме Юпитера Статора, где Цицерон держал свою первую речь против Катилины, который явился на собрание и в бранных выражениях возражал на разоблачения Цицерона; однако он был принужден, пораженный представленными против него доказательствами, оставить сенат и Рим и поспешить в ту же ночь уехать в лагерь. В Риме соучастники Катилины бездействовали, безбожные распоряжения, сделанные Катилиной против Цицерона и города, остались невыполненными. Между тем Цицерон в своей второй речи, произнесенной 8 или 9 ноября, подробно изложил положение дела, как оно было: Катилина и Манилий были осуждены на изгнание, консул Антоний послан против них. Лентул отложил исполнение своей задачи на ночь Сатурналий (19-20 декабря); но т. к. он посвятил в тайну заговора бывших случайно в Риме послов аллоброгов, то это было открыто Цицерону патроном этих послов Кв. Фабием Сангой. Когда они отправились в путь с письмами от главных участников заговора и с одним заговорщиком, то они были задержаны у Мульвийского моста и возвращены в Рим. Plut. Cic. 18. Теперь Цицерон имел в руках письменное доказательство. 3 декабря он собрал сенат в храме богини Согласия; Лентул, Цетег, Габиний и Статилий были призваны и изобличены; Лентул тотчас же посажен под стражу. Из уважения к Цицерону сенат назначил благодарственное молебствие; в своей 3-й речи против Катилины, произнесенной вечером, он извещал народ о случившемся. Т. к. опасались насильственного освобождения заключенных, то Цицерон созвал 5 декабря снова сенат: Силан стоял за самое большое наказание; Цезарь, напротив, опровергал право присуждения к смертной казни и стоял за пожизненное заключение с конфискацией имущества; но Цицерон (в своей 4-й речи) и Катон настаивали на смертной казни. Заговорщики (кроме того, и Ценарий) были задушены в эту самую ночь рукой палача при свете факелов в Туллиане. Цицерон, который лично присутствовал при их казни, возвестил собравшемуся на улицах народу о их смерти словами: «Они мертвы!» — и признательный народ, толпившийся на улице, приветствовал криками благодарности спасителя города. Поднявшиеся в различных пунктах Италии восстания легко были подавлены, часть приверженцев отпала от Катилины; с жалкими остатками, состоявшими отчасти из беглых рабов, он пытался бежать в Галлию, но нашел апеннинские проходы занятыми Метеллом Целером; при Пистории он натолкнулся на храброго Петрея, легата консула (6 января 62 г.). Произошло ожесточенное сражение, и когда Катилина увидел, что все потеряно, он бросился в середину врагов и нашел там смерть. ср. Плутарха «Жизнь Цицерона», Саллюстия «О заговоре Катилины», Цицерона «Речи против Катилины»; кроме того, Cic. Sest. 5. Vell. Pat. 2, 35. Dio Cass. 37, 40. Flor. 4, 1. Plut. Cic. 22. App. b. с. 2, 6. Eutr. 6, 15. ср.: Hagen´a Catilina (1854 г.). John, die Enstehugsgeschichte der Cat. Verschw?rung (1876).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Епископ Сергий (Дружинин)

Шкаровский М. В.
Статья посвящена жизнеописанию одного из руководителей «иосифлянского» движения епископа Сергия (Дружинина).
Читать PDF
0.00 байт

Феодосий Печерский и Сергий Радонежский отцы-основатели «Истинного монашества» на Руси

Васиховская Наталья Сергеевна
Статья посвящена Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому. Если с деятельностью первого связано появление «истинного монашества», то с деятельностью второго его возрождение и новый духовный подъем.
Читать PDF
0.00 байт

Архиепископ Сергий (Королёв) и жизнь православной общины в Чехии в 20 40-е годы XX в

Журавская Анастасия Александровна
Статья посвящена жизни и деятельности в Праге архиепископа Сергия (Королёва). Архиепископ Сергий и его особая роль в истории православного прихода в Чехии. Духовные дары архиепископа Сергия и его руководство общиной.
Читать PDF
0.00 байт

Сергий Радонежский в идеологическом противостоянии прошлого и настоящего России

Асонов Н. В.
В статье раскрывается роль Сергия Радонежского как представителя оборонительно-согласительного направления политической мысли, которое сформировало Святую Русь как уникальный субъект социально-политической жизни, борьба против кот
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и созданный им монастырь (история, традиции и современность)

Веретенников Макарий
В обзорной статье рассматривается роль преподобного Сергия и созданной им обители в исторической ретроспективе, в контексте истории России и Русской Церкви.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский в истории России

Перевезенцев Сергей Вячеславович
Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых свя тых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер.
Читать PDF
0.00 байт

Сергий Радонежский

Галинская И.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский - ангел земли Русской

Читать PDF
0.00 байт

Преподобный сергий и святая людмила чешская: сопоставление в контексте истории христианства восточно

Ланцева Анна Михайловна
Рассматривается влияние духовного потенциала в лице «небесных заступников» на профанный контекст истории того или иного хронологического континуума.
Читать PDF
0.00 байт

Патриарх Сергий (Старогородский) на службе в российской духовной миссии в Японии

Бирюкова К.В.
В статье исследуется миссионерский опыт митрополита Сергия (Старогородского), будущего Патриарха Московского и Всея Руси, в Японии.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский и его влияние на развитие русского монашества в конце XIV - начале XV

Петрушко Владислав Игоревич
Благодаря преп. Сергию Радонежскому во 2-й половине XIV в. полностью изменяется характер монастырской жизни Московской Руси. Общежительный устав для большинства монастырей становится нормой.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный сергий Радонежский и рождение московской литературной традиции

Костромин Константин Александрович
Обычно утверждается, что преп. Сергий ничего не написал, хотя грамотой овладел благодаря чуду, произошедшему в детстве.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий и его обитель в исследованиях преподавателей и студентов Московской духовной акад

Сухова Наталия Юрьевна
Вопрос о соотнесение богословия молитвенного, созерцательного и богословия научного, академического красной нитью проходит через историю Церкви по крайней мере, Нового времени.
Читать PDF
0.00 байт

Сергий Радонежский и русские святые в восприятии оккупационной прессы в 1941-1944 гг

Петров Иван Васильевич
В статье рассматриваются образ святого Сергия Радонежского и других русских святых в контексте периодической печати, выходящей на оккупированной нацистами территории Северо-Запада России.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский и св. Франциск Ассизский в отечественной мысли хiх-хх веков

Никитин Августин
Статья посвящена истории сопоставления образов преп. Сергия Радонежского и св. Франциска Ассизского в работах отечественных представителей гуманитарной мысли дореволюционной и Советской России, а также деятелей русского зарубежья.

Похожие термины:

  • Сергий, 1389 г

    архимандрит Ивановский, в Москве. {Половцов}
  • Сергий, 1612—14 г

    архимандрит Андроньева мон., в Москве. {Половцов}
  • Сергий, 1408 г

    игумен Дудина мон., нижегород. еп. {Половцов}
  • Сергий, 1483 г

    17 июня архиепископ новгородский и псковский, † 9 апреля 1495 г. {Половцов}
  • Сергий, 1499 г

    игумен Спасо-Прилуцкого вологод. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1506 г

    игумен Высокопетровск., в Москве. {Половцов}
  • Сергий, 1509 г

    игумен Вознесенского минского мон. {Половцов}
  • Сергий, 1513 г

    игумен Селижарова Троицкого мон. {Половцов}
  • Сергий, 1530 г

    игумен Жолтикова тверского мон. {Половцов}
  • Сергий, 1534 г

    игумен Никольского переяслав. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1555 г

    игумен Никол. Рожковского тверск. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1563 г

    игумен Ферапонтова Новгород. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1572 г

    игумен Нерядицкого Преображен. Новгород. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1576 г

    игумен Михайловского Выдубицкого мон., в Киеве (кажется, одно лицо, что Сергий, 1578 г. (см.)?). {Половцов}
  • Сергий, 1578 г

    игумен Михайловского Златоверх. мон., в Киеве. {Половцов}
  • Сергий, 1580 г

    архимандрит Борисоглебского мон., на р. Уше. {Половцов}
  • Сергий, 1584 г

    игумен Спасского Златовратск. мон., во Владимире. {Половцов}
  • Сергий, 1585 г

    † 1588 г. игумен Спасского арзамасск. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1588 г

    игумен бежецкого Введенского мон. {Половцов}
  • Сергий, 1594—1624 г

    игумен Благовещенск. муромск. мон. {Половцов}