СЕРГИЙ

Найдено 38 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сергий (московск.)

1621 г. игумен Донского мон., в Москве.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (псковск.)

1630 г. строитель псковск. Никитск. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (суздальск.)

1643 г. игумен Дмитриевск. мон. в Суздале.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (белозерск.)

1649 г. строитель Никитск. белозерск. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (калужск.)

1621 г. игумен Лаврентьева калужск. монаст.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (вятск.)

1659 г. строитель Вознесенского вятск. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (ростовск.)

1632 г. игумен ростовского Борисоглебск. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (до 1461 г.)

архимандрит суздальского Спасо-Евфимьев. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (ярославск.)

1630 г. игумен Александровой пустыни, Яросл. губ.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (нижегор.)

1649 г. игумен Духова нижегород. мон. (до 1664 г.).


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (костромск.)

1646—49 г. архимандрит Ипатьевского костромск. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (новгородск.)

1634 г. строитель Бело-Николаевского Новгород. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (преподобный)

Сергий (преподобный) - см. в статье Сергий (имя святых православной церкви) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (владимирск.)

1634 г. строитель Покровск. Антонова мон., владимирск. еп.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (вологодск.)

1630 г. игумен Печенгского Преображенского вологодск. мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (память 20 марта)

Сергий (память 20 марта) - см. в статье Сергий (имя святых православной церкви) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (олонецк.)

1646—49 г. игумен Полеостровск. Рождествен. мон. олонецк. еп.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (память 7 октября)

Сергий (память 7 октября) - см. в статье Сергий (имя святых православной церкви) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (Варфоломей Константинов.)

преподобн. и богоносн. игум., радонежский чудотворец; род. около 1314 г., † 25 сент. 1392 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (преподобный печерский)

Сергий - преподобный печерский XIII века; называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 октября.

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (тихвинск.)

1632—4 г. игумен Тихвин. Успенск. мон.



Дополнение: Сергий, игумен тихвинского Успенского мон., правил два раза: 1632—4 г. и 1640—48 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Сергий (инок угличский)

Сергий - инок угличский; в 1610 году описал чудеса преподобного Паисия и переделал записки о его житии; он же описал житие преподобного Кассиана Угличского и житие князя Романа Угличского.

Источник: Биографический словарь. 2008

СЕРГИЙ (в миру Иван Николаевич Страгородский)
1867-1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель патриаршего местоблюстителя Петра (Полянского), с 1937 местоблюститель патриаршего престола, одновременно с 1934 митрополит Московский и Коломенский. В Великую Отечественную войну руководил сбором пожертвований верующих в Фонд обороны (собрано более 300 млн. рублей, на церковные средства построены танковая колонна им. Дмитрия Донского и авиаэскадрилья им. Александра Невского).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Сергий (в миру Сергей Алексеевич Тихомиров)

Сергий (в миру Сергей Алексеевич Тихомиров, родился в 1871 году) - писатель, епископ ямбургский, викарий спб. епархии, ректор спб. духовной академии, в которой и учился. Главные его труды: "Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Водской пятины 1500 г. (в связи с общими условиями жизни)" (СПб., 1905, магистерская диссертация); "Карты Водской пятины и ее погостов в 1500 году" (ib., 1905); "Под впечатлениями жизни" (СПб., 1902); "Письма из Сарова, 13 - 22 июля 1903 года" (СПб., 1903).

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (в миру Александр Алексеевич Серафимов)

Сергий (в миру Александр Алексеевич Серафимов, родился в 1836 году) - духовный писатель, епископ астраханский и енотаевский, магистр Московской духовной академии. Сочинения его: "Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан" (Кострома, 1882, в 1894 году издано вновь под заглавием: "О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в православную церковь", с приложением статьи: "О разночтениях 95-го правила VI Вселенского собора", Вятка), "Из переписки блаженного Августина с Иеронимом, о словах апостола Павла Галлицкого II, 11 - 14" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1875) и другие. Умер в 1902 году. "Сборник сочинений" его (ч. II) вышел в 1901 году (Астрахань).

Источник: Биографический словарь. 2008

СЕРГИЙ
Радонежский (до принятия монашества Варфоломей Кириллов) (ок. 1321–1391) — выдающийся русский политический и церковный деятель, с именем которого связано укрепление Московского царства. Родившись в богатой семье, рано осознал свое призвание и вместе со старшим братом Стефаном ушел в мо-нахи. Около 1330–1340 гг. вместе с ним основал Тро-ицкий монастырь. Так как его не удовлетворяло раздельное жительство монахов, постепенно ввел в мо-настыре новый общежительный устав, больше соответ-ствовавший идее соборного единения людей. Позже он распространился и на все остальные монастыри. Активно поддерживал митрополита Алексия, собиравше-го земли вокруг Москвы. Был тесно связан с князем Димитрием Донским и его семьей. Стал идейным вдохновителем победы на Куликовом поле. Идеи Сер-гия вдохновляли Андрея Рублева, наиболее отчетливо они выражены в его «Троице». Позже Сергий был канонизирован русской православной церковью. «Жи-тие» Сергия Радонежского было написано Епифанием Премудрым.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СЕРЬГИ
Быт 35:4, Исх 32:2 и др.). Серьги на Востоке издревле были в употреблении у жен и детей обоего пола. Неизвестно, носили ли у Евреев серьги и мужчины: прямо говорится лишь о женах и детях (Исх 27:2), упоминается впрочем и о мужах (Исх 35:22), но весьма вероятно, что серьги у Евреев постоянно служили украшением более для женщин, чем для мужчин (Иуд. 10:4). У Мадианитян и Измаильтян носили их и мужчины (Суд 8:24-26). Часто серьги служили вместо талисманов (Быт 35:4). У Исаии упоминаются серьги и привески волшебные (Ис 3:19). Обыкновенно серьги делались из золота, иногда украшались драгоценными камнями и жемчугом и были различной формы и величины. Тяжесть означенного украшения, упомянутого в кн. Бытия (золотую серьгу, весом полсикеля, и два запястья на руки весом в десять сиплей золота), такая тяжесть (24:22) могла бы показаться почти невероятной, если бы мы не знали из показаний путешественников, что восточные женщины носят даже и в настоящее время серьга равной, или даже большей тяжести. Бедные люди вместо золота и серебра употребляли на приготовление серег стекло, или рог.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

СЕРГИЙ (в миру Страгородский Иван Николаевич)
11.01.1867 - 15.05.1944), патриарх Московский и всея Руси (1943). В 1900-х ректор Петербургской Духовной академии. Председатель Религиозно-философских встреч в Петербурге. В 1917 - митрополит Владимирский, затем - Нижегородский. После революции подвергался репрессиям еврейских большевиков. С 1925 заместитель патриаршего местоблюстителя (с 1937 патриарший местоблюститель). После смерти патр. Тихона заключен в тюрьму. В 1927, чтобы смягчить репрессии против Церкви, опубликовал декларацию, призывавшую верующих к лояльности к Советской власти. Оставался во главе Церкви в самый разгар большевистских безбожных пятилеток (вне тюрем и лагерей оставалось всего 4 епископа). Во время войны организовал патриотическую работу православных людей в помощь фронту. В своих проповедях постоянно подчеркивал патриотический характер Русской Церкви. 8 сентября 1943 вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был вызван Сталиным, который объявил им о своем согласии созвать Собор для выбора патриарха. На Соборе Сергий стал патриархом, начав трудную работу по восстановлению патриархии и приходов Русской Церкви.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Сергий (в миру Иван Иванович Соколов)

Сергий (в миру Иван Иванович Соколов, 1844 - 1893) - духовный писатель, сын священника, воспитывался в Московской духовной академии, был ректором семинарий в Могилеве и Пензе, викарием епархий казанской и черниговской и, наконец, епископом черниговским и нежинским. Труды Сергия: "Влияние протестантизма в России в XVI и XVII веках" ("Православное Обозрение", 1879, книга 11), "Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках" (Москва, 1880, магистерская диссертация), "Влияние протестантизма на умственное и нравственное состояние Юго-Западной России" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1880, часть 1), "К вопросу об отношениях протестантизма к России в XVI и XVII веках" (ib., 1882, часть III), "Чем должен бы разрешиться современный вопрос о соединении церквей?" ("Прибавления к Творениям святых отцов", 1886, часть XXXVII, книга 2), "Начало христианства в Черниговской области" (Чернигов, 1892), "Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель" ("Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей", 1893, книга I). См. Д. Я. "Епископ черниговский и нежинский Сергий" ("Церковный Вестник", 1893, № 35).

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский)

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, родился в 1867 г.) - духовный писатель. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии был миссионером в Японии, инспектором Московской духовной академии, архимандритом при русском посольстве в Греции, помощником начальника японской миссии, ректором санкт-петербургской духовной семинарии; теперь состоит инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Труды Сергия: "Православное учение о спасении" (магистерская диссертация, Сергиев Посад, 1895; 2 издания, Казань, 1898), "Вопрос о личном спасении" (Москва, 1895), "Вечная жизнь как высшее благо" (ib., 1895), "Христианство в Китае и Японии" ("Русский Вестник", 1892, декабрь, 1893, февраль), "На Дальнем Востоке" (письма японского миссионера, "Богословский Вестник", 1895 - 1896 и отдельно; 2 издания, Арзамас, 1897), "По Японии" (ряд писем о миссионерском путешествии, "Богословский Вестник", 1899 и следующий). Архиепископ финляндский и выборгский; с 1901 по 1905 год был ректором спб. духовной академии. Его новейшие труды: "О нравственности вообще" (СПб., 1900); "Закон Божий, написанный в сердце человека" (СПб., 1901); "По Японии. Записки миссионера" (Сергиев Посад, 1903); "Слова и речи. 1901 - 1905 годы" (СПб., 1905).

Источник: Биографический словарь. 2008

СЕРГИЙ
VII в.) – константинопольский патриарх (610 – 638), друг Георгия Писиды, принимавший активное участие в политической жизни страны. Он провозгласил Ираклия императором и во время его военных походов в Малую Азию (622 г., 626 г.) и в Армению (623 г.) возглавлял регентов, управлявших столицей. Патриарху пришлось пойти на уступки толпе горожан, которые ворвались в храм св. Софии и потребовали снижения цен на хлеб и наказания чиновников, ведавших продажей хлеба. Сергий принял участие в руководстве обороной Константинополя во время штурма столицы аварами 7го августа 626 г., пытавшимися атаковать город со стороны Золотого Рога. Значительный перевес сил византийцев вынудил неприятеля отступить. Патриарх Сергий был одним из создателей учения монофелитов, возникшего для того, чтобы примирить монофиситов и ортодоксальных богословов перед лицом военной угрозы со стороны арабов. Монофелиты утверждали, что у Иисуса Христа было два естества (уступка ортодоксам), но он обладал единой божественной волей (уступка монофиситам). На Латеранском соборе 649 г. западное духовенство осудило эту попытку примирения. На VI Вселенском соборе, происходившем в Константинополе в 680 – 081 гг. монофелитству был нанесен сокрушительный удар, а его основатели, включая патриарха Сергия, подверглись осуждению. Под именем Сергия дошел до нашего времени «Акафист Богородице», вводная часть которого была создана после нашествия аваров в 626 г.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Сергий (в миру Иван Александрович Спасский)

Сергий (в миру Иван Александрович Спасский) - духовный писатель, сын священника, магистр киевской духовной академии; был инспектором и ректором семинарии, епископом ковенским и могилевским, теперь архиепископ владимирский. Степень доктора богословии дана ему в 1876 году за сочинение "Полный месяцеслов Востока" (Москва, 1875 - 1876). Другие его труды: "Исследование библейской хронологии" (Киев, 1857, магистерская диссертация), "Слова" (Москва, 1882), "Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры" (Могилев, 1887 и следующий), "Избранные жития святых" (Владимир, 1893), "Беседы об основных истинах святой православной веры" (издание 3, Санкт-Петербург, 1899), "Святой и животворящий крест Господень" (Могилев, 1890, 4 издания, 1899), "Годичный круг слов на воскресные и праздничные дни" (Владимир, 1898) и прочие. Умер в 1904 году. Его последние труды: "Св. Андрей Христа-ради юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы" (СПб., 1898); "Св. Симон, епископ владимирский и суздальский" (Владимир, 1899); "Древнейший восточный месяцеслов" (СПб., 1900); "Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX веке" (ib., 1900). См. В. С. "Высокопреосвященный С., архиепископ владимирский" ("Церковные Ведомости", 1904, № 48); А. Спасский "Памяти высокопреосвященного С., архиепископа владимирского" ("Богословский Вестник", 1905, № 1).

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (имя святых православной церкви)

Сергий - имя святых православной церкви: 1) святой мученик, пострадал вместе с другими иноками от разбойничьих шаек сарацин, напавших на обитель святого Саввы в 796 году. Сергию была отрублена голова; память 20 марта. 2) Сергий и Вакх - святые мученики, родом римляне, знатные сановники при императоре Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Узнав из доноса завистников, что они - христиане, Максимиан приказал Сергию и Вакху принести жертву; когда они отказались, он велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обручами на шеях водить по городу на посмеяние. Затем он отослал их к правителю Восточной Сирии, ненавистнику христиан, Антиоху. Вакх был замучен Антиохом до смерти, а Сергия Антиох велел обуть в железные сапоги с гвоздями и гнать от города Суры до города Ресафы, на расстоянии около 20 верст. В Ресафе он осудил Сергия на обезглавление (около 296 - 303 года). Город Ресафа впоследствии назывался Сергиополем. Память 7 октября. 3) Сергий преподобный, подвизался сначала на Афоне, затем в обители Сергия Радонежского ; позже удалился в вологодские леса, где, на берегу реки Нурмы, построил часовню. Когда к Сергию собралось до 40 подвижников, он построил храм и устроил общежительную пустынь. Скончался в 1412 году; мощи его почивают под спудом в церкви села Нуромского, стоящей на месте обители, упраздненной в 1764 году. Память 7 октября. 4) Сергий преподобный, 62 года священствовал в нынешнем Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Чувствуя близость кончины, принял схиму и почил 16 ноября 1585 года, на 92 году жизни. Память Сергия установлено праздновать в 1655 году.

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (в миру Николай Яковлевич Ляпидевский)

Сергий (в миру Николай Яковлевич Ляпидевский, 1820 - 1898) - духовный писатель; сын протоиерея, получил высшее образование в Московской духовной академии, был инспектором, затем ректором ее. В 1861 году возведен в сан епископа курского; позже был архиепископом в Казани, Кишиневе и Херсоне, а с 1893 года - митрополитом московским и коломенским. Главные его труды: "О поминовении усопших" (Москва, 1844), "О побуждениях к исполнению нравственного закона" ("Прибавления к Творениям святых отцов", 1851, часть X), "О клятве" (ib., 1853, часть XII), "О терпении в молитве" (ib., 1855, часть XIV), "О любви к Богу, испытуемой скорбями" (ib., 1856, часть XV), "О произвольных обетах" (ib., 1858, XVII), "О таинстве елеосвящения" (ib.), "Ответ на письма князя-писателя относительно латинского учения о пане" (ib., 1859, часть XVIII), "Об исхождении Святого Духа" (ib.), "Брак и безбрачие лиц духовных" (ib., 1860, часть XIX). Статья "Об исхождении Святого Духа" признается одним из лучших пособий для православных в борьбе с латинством. Им переведены на русский язык значительные отделы из творений преподобного Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, блаженного Феодорита и другие; он принимал участие и в переводе Священного писания. Проповеди Сергия изданы в Москве, в 1870 году ("Слова Сергия, епископа курского"), и в Одессе, в 1893 году ("Слова и речи Сергия, архиепископа херсонского и одесского"). См. статью профессора И.Н. Корсунского "Высокопреподобный Сергий, митрополит московский" в "Душеполезном Чтении" (1898, май - сентябрь и 1899, № 2); священник Н. Миловский "Высокопреподобный Сергий, митрополит московский" ("Вера и Церковь", 1899, книга 1, январь).

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (основатель монастыря на острове Валааме)

Сергий - основатель монашества и монастыря на острове Валааме. Сведения о нем очень скудны и разноречивы. По местной валаамской легенде, носящей в рукописи заглавие: "Оповедь", бывшей в распоряжении составителя книги "Валаамский монастырь" (изданной самим монастырем в 1864 году), начало христианству на Валааме положено еще святым апостолом Андреем, который, посетив Киев и Новгород, побывал и на Валааме. Позже, но все-таки довольно близко ко времени Андрея, упоминается в "Оповеди" Сергий, "преподобный" по жизни, который был не из местных обитателей, а пришлый "с восточных стран"; некоторые считали его за грека, а другие - за новгородца, даже за бывшего новгородского посадника. Оставшись на Валааме, Сергий занялся строением бойниц для защиты от нападавших шведов (?), тесал камни правильных форм, чертил на них письмена и так далее. "Оповедь" описывает его как "изобразителя", то есть умеющего делать изображения на дереве и камне. Будучи монахом и пресвитером, Сергий стоял во главе и гражданского управления острова. Он обратил ко Христу местного властителя Мунга, язычника, назвав его при крещении Куартом. Достоверность всех этих сказаний ничем не подтверждена. Преосвященство Арсений (в "Летописи церковных событий", Санкт-Петербург, 1880) категорически утверждает, что преподобный Сергий и Герман (см. VIII, 529) положили основание Преображенской обители на Валааме в 1329 году. Того же мнения держится и архимандрит Игнатий , автор "Кратких жизнеописаний русских святых" (Санкт-Петербург, 1876). С древних времен тела Сергия и Германа, остававшиеся нетленными, чтились в России как святыня. В 1819 году санкт-петербургский митрополит, к епархии которого принадлежал Валаам, ходатайствовал о полной канонизации Сергия и Германа Валаамских, так как "свидетельств о их чудесах довольно есть". Память их 28 июня. См. "Исторические сведения о санкт-петербургской епархии", составленные и изданные санкт-петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом (том IV, Санкт-Петербург, 1875). Н. Б-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Сергий (в миру Симон Петрович Юршев)

Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) - выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев удалился в леса (в Московской губернии), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с именем Сергия. Схваченный вместе с другими, Сергий был посажен в тюрьму, но бежал в Польшу, а оттуда в иргизские скиты, где играл роль "строителя" в широком значении слова (см. Иргизские единоверческие монастыри, XIII, 310). В 1779 году Сергий участвовал на "перемазанском" соборе в Москве (см. Перемазовщина, XXIII, 228). На Сергия возложена была обязанность письменно полемизировать с Михаилом Калмыком и Никодимом. В сочинениях его: "Обыскательное рассуждение", "Соборное рассмотрение на ответы настоятеля Антония", "Сочинение о бегствующем священстве", "Беседословие от лица святой церкви строителя отца Сергия с сомнящимися о святой церкви и о православном священстве" проводится мысль о необходимости перемазывания беглых попов и доказывается, что истинная их исправа возможна только в Успенском монастыре, во главе которого стоял Сергий. Безнравственная жизнь беглых попов заставила его, однако, искать правильного священства. В 1786 году астраханский архиепископ Никифор Феотоки разослал по епархии "Окружное послание", в котором призывал заблуждающихся обратиться в недра церкви. Как бы в ответ на него, Сергий составил 15 вопросов и подал (1790) их Никифору при прошении, в котором "именем всего общества" обещал присоединиться к церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Ответы были даны; Сергий разослал списки с них по иргизским обителям и другим поповским общинам, и за это временно лишен был настоятельства (1791 год). Возвратившись (1793) к власти, Сергий с большей откровенностью стал выражать свои намерения и снова был уволен (1795). Он отправился в Санкт-Петербург и подал там прошение о принятии его с братией в ведомство казанской епархии, с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам. В Высочайшем рескрипте 19 июня 1796 года на имя казанского архиепископа Амвросия последовала желаемая резолюция. Раскольники крайне озлобились. Иргизское собрание постановило не допускать Сергия в монастырь не только к начальствованию, но и на жительство; тех, которые были согласны с Сергием, из монастыря выгнали. Сергий обращался за содействием к губернатору, но безуспешно. В том же году Сергий уехал в Стародубье, вступил в число "согласных", был посвящен в иеромонаха и поставлен настоятелем Успенского, новороссийской епархии, согласнического монастыря. Здесь Сергий составил книгу: "Зеркало для старообрядцев, непокоряющихся православной церкви" (Санкт-Петербург, 1799; Москва, 1860). См. "Исторические сведения об иргизских мнимостарообрядческих монастырях до обращения их к единоверию" ("Православный Собеседник", 1857, страницы 388 - 466); Н. Соколов "Раскол в Саратовском крае" (Саратов, 1888).

Источник: Биографический словарь. 2008

СЕРГИЙ (в миру Иван Николаевич Страгородский)
(11.1.1867–15.5.1944), церк. деятель. Сын священника. Окончил Арзамасское дух. уч?ще, Нижегородскую дух. семинарию (1886), Петербургскую дух. академию (1890). 30.1.1890 пострижен в монахи, 21 апр. рукоположен в иеромонахи. С 13.12.1893 и.д. инспектора Моск. дух. академии. С 21.9.1894 архимандрит и настоятель рус. посольской церкви в Афинах (Греция). В 1897–99 пом. нач. православной миссии в Японии. С 29.7.1899 ректор Петербургской дух. семинарии. С 6.10.1899 инспектор, с 21.1.1901 ректор Петербургской дух. академии. Был хорошо известен своими богословскими трудами. С 25.2.1901 епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии, с 6.10.1905 епископ Финляндский и Выборгский. 6.5.1911 С. вошел в состав Синода, а в марте 1912 возглавил Предсоборное совещание, осуществлявшее подготовку Собора, на к?ром планировалось выбрать патриарха. В 4.4.1913–14.1.1915 пред. Миссионерского совета. К 1917 С. был одним из наиболее авторитетных иерархов православной церкви. С 10.8.1917 епископ, с 28.11.1917 митрополит Владимирский и Шуйский.
В 1922–23 фактически перешел на сторону мирнообновленцев – подконтрольного большевикам движения в Русской православной церкви (РПЦ). Подписал «воззвание трех», в к?ром признал каноничность обновленческого Высш. церк. упр. Вскоре С., однако, покаялся за участие в обновленчестве. С 18.3.1924 митрополит Нижегородский. Когда в нояб. 1925 органы гос. безопасности арестовали местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра, С. 10.12.1925 был назначен зам. местоблюстителя. Фактически возглавил РПЦ. 30.11.1926 арестован и помещен во внутр. тюрьму ГПУ (Москва). Пришел к мнению о необходимости безоговорочно сотрудничать с большевиками, был освобожден и 27.3.1927 вновь возглавил управление РПЦ. 29.6.1927 опубликовал знаменитую Декларацию, провозгласившую политику соглашательства с большевистской властью, получившей название «сергианства». В Декларации в т. ч. говорилось: «Тем нужнее для нашей Церкви… показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Сов. государства…, а с нашим народом и Пр?вом… Выразим всенародно нашу благодарность и Сов. пр?ву за такое внимание к дух. нуждам православного населения, а вместе с тем заверим Пр?во, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия…» Подобная политика возглавляемой С. РПЦ стала причиной конфликта с зарубеж. церковью, а также с частью верующих в СССР («Катакомбная церковь»). Огромное число верующих посчитало действия С. предательством веры, в ряде епархий до 90 % приходов выразили свое несогласие (за что многие священники затем подверглись преследованиям ОГПУ). С 27.4.1934 митрополит Московский и Коломенский, одноврем. с янв. 1937 патриарший местоблюститель. Перед войной, во время руководства С. РПЦ прошли массовые репрессии против священников – только 4 епископа не подверглись аресту, тысячи священников были расстреляны (прежде всего противники «сергианства»). С. выступал в печати, не обращая внимания и даже категорич. отрицая факты массового закрытия православных церквей.
После нач. Вел. Отеч. войны 22.6.1941 обратился к верующим с призывом встать на защиту родины. В 1941–43 находился в эвакуации в Ульяновске. Объявил кампанию сбора пожертвований на воен. нужды, передав властям ок. 300 млн руб. (на них в т. ч. были построены танковая колонна им. Дмитрия Донского и эскадрилья им. Алексадра Невского). 4.9.1943 приглашен к И.В. Сталину (вместе с митрополитами Алексием и Николаем), где в беседе Сталин разрешил восстановить патриаршество и собрать для этого Архиерейский собор, а также распорядился создать Совет по делам РПЦ. 8.9.1943 С. был избран патриархом Московским и Всея Руси. После изменения политики Сталина в отношении РПЦ в СССР были открыты тысячи храмов, резко увеличилось количество официально зарегистрированных общин, из заключения было освобождено значительное количество священнков, их стали демобилизовывать из армии. Были открыты дух. академии и семинарии, начато издание церк. лит?ры.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

СЕРГИИ
   • Serg?i,

         патрицианский род:

       1. L. Serg. Fidenas, консул в 437 г. до Р. X., победил фиденатов и вейентов. Liv. 4, 17;

       2. M. Serg. Fidenas, потерял в 402 г. до Р. X., будучи военным трибуном, римский лагерь, который отбили у него этруски, за что был приговорен вместе со своим товарищем к денежному штрафу. Liv. 5, 8 слл;

       3. M. Sergius, в 205 г. до Р. X. был замучен до смерти Племинием в Регии за ссору. Liv. 29, 6;

       4. M. Serg. Silus (т. е. курносый), прадед Катилины, отличился во 2-ю Пуническую войну отчаянно смелыми подвигами. Вместо потерянной правой руки он велел сделать себе железную. Plin. 7, 29. В 197 г. он стал претором. Liv. 32, 27;

       5. его сын, M. Sergius Silus, служил в качестве начальника конницы при Эмилии Павле в войне с Персеем. Liv. 44, 40;

       6. С. Serg. Оrata, человек разгульный, который отличался как любитель пиров и гастроном. Cic. fin. 2, 22, 70;

       7. Sergius, брат Катилины, умер от руки брата. Plut. Sull. 32;

       8. L. Serg. Catilina, родился в 108 г. до Р. X; еще в юности он вел знакомство с дурными людьми и предавался дикому разврату; во время сулланских проскрипций он был одним из самых свирепых убийц. Sall. Cat. 5. К чему он был способен, он показал умерщвлением своего брата, жены, сына, который, по-видимому, ему служил помехой для заключения нового брака. Он вступил в преступную связь с одной весталкой и, занимая государственные должности, проявлял величайшую жадность. В 77 г. он был выбран квестором, в 69 г. — претором, в 68-66 гг. управлял Африкой, где позволил себе позорные вымогательства, которые навлекли на него обвинение, но он по суду был оправдан. Однако же от своего искательства должности консула он не отказался. Dio Cass. 27, 36. Sall. Cat. 18. Тогда Катилина решил избрать путь насилия. Дикий взгляд, то торопливая, то медленная походка, подозрительно подкарауливающий взор обнаруживали похоти и бессовестность человека, воспитанного в преступлениях и в безнравственных вакханалиях того времени. Он открыто предавался своим животным наклонностям и давным-давно отбросил всякий стыд. Между развращенными римскими юношами он был самый бесстыдный и дерзкий. Около него скоро собрались единомышленники, за спинами которых стояли, вероятно, другие лица, которые отважились поставить на карту свои деньги и содействие, но не мужество и жизнь для того, чтобы произвести государственный переворот. Так образовался заговор, который насчитывал до 400 участников; главой его был Катилина, которого толкнули на эту дорогу как большие люди, так и пылкое честолюбие; привычка к лишениям всякого рода, так что даже его распутная жизнь, по-видимому, не ослабила его тела и ума, тело, приученное с детства к перенесению всяких трудностей, энергия ума, военный талант, близкое знание положения государства делали его способным к выполнению самых ужасных предприятий и вследствие этого еще более опасным для государства. Соучастников для переворота он нашел в лице консулов Антонии Пете и П. Корнелии Сулле, отрешенных от должности еще перед их вступлением на нее вследствие подкупа. Обещание погасить долги привело к нему из всех мест Италии множество несостоятельных юношей, которым терять было нечего, а приобрести было что. Решено было для Суллы и Пета купить голоса для приобретения консульства на 65 г.; тем не менее были выбраны Л. Аврелий Кота и Л. Торкват. Покушение на их жизнь (1 января 65 г.) не удалось, точно так же и во второй раз (5 февраля), потому что Катилина дал знак слишком рано, так что дело открылось. Cic. Cat. m. 1, 6, 15. Тем дело и кончилось, и Катилина даже заставил Клодия отказаться от обвинения его в вымогательстве в Африке с помощью подкупа его противников; он даже обманул Цицерона. В 64 г. он выступил опять кандидатом на консульство, приобретя себе необыкновенными обещаниями новых приверженцев и завязав отношения с ветеранами Суллы в Этрурии. Восстание распространилось до самых отдаленных провинций. Cic. Sull. 24. 29. 30. Sall. Cat. 18. Suet. Caes. 9. Цезарь и Красс поддерживали кандидатуру его и К. Антония; однако были выбраны Антоний и Цицерон, который склонил на свою сторону Антония тем, что уступил ему богатую провинцию Македонию и узнал в то же время через Вульфию, любовницу Кв. Курия, все планы заговорщиков и раскрыл 20 октября все это дело в сенате. Sall. Cat. 23. Тогда сенат предоставил Цицерону неограниченную власть. 21 октября, на новые выборы, на которые Катилина возлагал всю свою надежду и которые были отложены на октябрь 63 г., Цицерон явился против вооруженных мятежников, сам вооруженный, с толпой всадников в латах; меры предосторожности были удвоены, покушение на жизнь Цицерона в день выбора не удалось; благодаря его решительности и бдительности, был отнят у заговорщиков также крепкий город Praeneste, выбранный ими как сборный пункт (1 ноября). Dio Cass. 37, 30. Plut. Cic. 14. Cic. Cat. m. 1, 10, 27. Катилина второй раз потерпел неудачу при выборах (28 октября). Тогда он собрал в ночь с 6 на 7 ноября своих сообщников в доме Порция Леки и распределил им роли. Всадник Корнелий и сенатор Варгунтей взялись убить Цицерона, претор Лентул должен был поджечь Рим и вместе с тем убить главных противников, сам Катилина хотел отправиться в лагерь Л. Манилия, расположенный при Фезулах в Этрурии, но Цицерон узнал обо всем и не пустил к себе в дом убийц. 7 (или 8) ноября сенат собрался в храме Юпитера Статора, где Цицерон держал свою первую речь против Катилины, который явился на собрание и в бранных выражениях возражал на разоблачения Цицерона; однако он был принужден, пораженный представленными против него доказательствами, оставить сенат и Рим и поспешить в ту же ночь уехать в лагерь. В Риме соучастники Катилины бездействовали, безбожные распоряжения, сделанные Катилиной против Цицерона и города, остались невыполненными. Между тем Цицерон в своей второй речи, произнесенной 8 или 9 ноября, подробно изложил положение дела, как оно было: Катилина и Манилий были осуждены на изгнание, консул Антоний послан против них. Лентул отложил исполнение своей задачи на ночь Сатурналий (19-20 декабря); но т. к. он посвятил в тайну заговора бывших случайно в Риме послов аллоброгов, то это было открыто Цицерону патроном этих послов Кв. Фабием Сангой. Когда они отправились в путь с письмами от главных участников заговора и с одним заговорщиком, то они были задержаны у Мульвийского моста и возвращены в Рим. Plut. Cic. 18. Теперь Цицерон имел в руках письменное доказательство. 3 декабря он собрал сенат в храме богини Согласия; Лентул, Цетег, Габиний и Статилий были призваны и изобличены; Лентул тотчас же посажен под стражу. Из уважения к Цицерону сенат назначил благодарственное молебствие; в своей 3-й речи против Катилины, произнесенной вечером, он извещал народ о случившемся. Т. к. опасались насильственного освобождения заключенных, то Цицерон созвал 5 декабря снова сенат: Силан стоял за самое большое наказание; Цезарь, напротив, опровергал право присуждения к смертной казни и стоял за пожизненное заключение с конфискацией имущества; но Цицерон (в своей 4-й речи) и Катон настаивали на смертной казни. Заговорщики (кроме того, и Ценарий) были задушены в эту самую ночь рукой палача при свете факелов в Туллиане. Цицерон, который лично присутствовал при их казни, возвестил собравшемуся на улицах народу о их смерти словами: «Они мертвы!» — и признательный народ, толпившийся на улице, приветствовал криками благодарности спасителя города. Поднявшиеся в различных пунктах Италии восстания легко были подавлены, часть приверженцев отпала от Катилины; с жалкими остатками, состоявшими отчасти из беглых рабов, он пытался бежать в Галлию, но нашел апеннинские проходы занятыми Метеллом Целером; при Пистории он натолкнулся на храброго Петрея, легата консула (6 января 62 г.). Произошло ожесточенное сражение, и когда Катилина увидел, что все потеряно, он бросился в середину врагов и нашел там смерть. ср. Плутарха «Жизнь Цицерона», Саллюстия «О заговоре Катилины», Цицерона «Речи против Катилины»; кроме того, Cic. Sest. 5. Vell. Pat. 2, 35. Dio Cass. 37, 40. Flor. 4, 1. Plut. Cic. 22. App. b. с. 2, 6. Eutr. 6, 15. ср.: Hagen´a Catilina (1854 г.). John, die Enstehugsgeschichte der Cat. Verschw?rung (1876).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Епископ Сергий (Дружинин)

Шкаровский М. В.
Статья посвящена жизнеописанию одного из руководителей «иосифлянского» движения епископа Сергия (Дружинина).
Читать PDF

Феодосий Печерский и Сергий Радонежский отцы-основатели «Истинного монашества» на Руси

Васиховская Наталья Сергеевна
Статья посвящена Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому. Если с деятельностью первого связано появление «истинного монашества», то с деятельностью второго его возрождение и новый духовный подъем.
Читать PDF

Архиепископ Сергий (Королёв) и жизнь православной общины в Чехии в 20 40-е годы XX в

Журавская Анастасия Александровна
Статья посвящена жизни и деятельности в Праге архиепископа Сергия (Королёва). Архиепископ Сергий и его особая роль в истории православного прихода в Чехии. Духовные дары архиепископа Сергия и его руководство общиной.
Читать PDF

Сергий Радонежский в идеологическом противостоянии прошлого и настоящего России

Асонов Н. В.
В статье раскрывается роль Сергия Радонежского как представителя оборонительно-согласительного направления политической мысли, которое сформировало Святую Русь как уникальный субъект социально-политической жизни, борьба против кот
Читать PDF

Сергий Радонежский

Галинская И.Л.
Читать PDF

Преподобный Сергий Радонежский - ангел земли Русской

Читать PDF

Предисловие к публикации С. В. Троицкого «Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры»

Александр Задорнов
Читать PDF

И. . . «Тогда воздвигается Сергий» (к 700-летию Великого святого земли русской преподобного Сергия Р

Горянов Константин
В историософской статье автор размышляет о роли и значении преподобного Сергия Радонежского в истории Руси и России, его духовном подвиге и его влиянии на историю нашего Отечества, стараясь рассмотреть личность великого святого Ру
Читать PDF

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и созданный им монастырь (история, традиции и современность)

Веретенников Макарий
В обзорной статье рассматривается роль преподобного Сергия и созданной им обители в исторической ретроспективе, в контексте истории России и Русской Церкви.
Читать PDF

Преподобный Сергий Радонежский в истории России

Перевезенцев Сергей Вячеславович
Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых свя тых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер.
Читать PDF

Преподобный сергий и святая людмила чешская: сопоставление в контексте истории христианства восточно

Ланцева Анна Михайловна
Рассматривается влияние духовного потенциала в лице «небесных заступников» на профанный контекст истории того или иного хронологического континуума.
Читать PDF

Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры

С. В. Троицкий

Похожие термины:

  • Сергий, 1389 г

    архимандрит Ивановский, в Москве. {Половцов}
  • Сергий, 1612—14 г

    архимандрит Андроньева мон., в Москве. {Половцов}
  • Сергий, 1408 г

    игумен Дудина мон., нижегород. еп. {Половцов}
  • Сергий, 1483 г

    17 июня архиепископ новгородский и псковский, † 9 апреля 1495 г. {Половцов}
  • Сергий, 1499 г

    игумен Спасо-Прилуцкого вологод. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1506 г

    игумен Высокопетровск., в Москве. {Половцов}
  • Сергий, 1509 г

    игумен Вознесенского минского мон. {Половцов}
  • Сергий, 1513 г

    игумен Селижарова Троицкого мон. {Половцов}
  • Сергий, 1530 г

    игумен Жолтикова тверского мон. {Половцов}
  • Сергий, 1534 г

    игумен Никольского переяслав. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1555 г

    игумен Никол. Рожковского тверск. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1563 г

    игумен Ферапонтова Новгород. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1572 г

    игумен Нерядицкого Преображен. Новгород. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1576 г

    игумен Михайловского Выдубицкого мон., в Киеве (кажется, одно лицо, что Сергий, 1578 г. (см.)?). {Половцов}
  • Сергий, 1578 г

    игумен Михайловского Златоверх. мон., в Киеве. {Половцов}
  • Сергий, 1580 г

    архимандрит Борисоглебского мон., на р. Уше. {Половцов}
  • Сергий, 1584 г

    игумен Спасского Златовратск. мон., во Владимире. {Половцов}
  • Сергий, 1585 г

    † 1588 г. игумен Спасского арзамасск. мон. {Половцов}
  • Сергий, 1588 г

    игумен бежецкого Введенского мон. {Половцов}
  • Сергий, 1594—1624 г

    игумен Благовещенск. муромск. мон. {Половцов}