Серяков (Лаврентий Авксентьевич) - гравер на дереве, сын солдата-слесаря (1824 - 81). Будучи ребенком, следовал всюду при отце. Сделавшись потом полковым, а потом дивизионным певчим, продолжал скитальческую жизнь до тех пор, пока не поступил, в ранге рядового, в 1840 г., учителем рисования и арифметики в батальон кантонистов во Пскове. Отсюда, в 1843 г., был переведен писарем в департамент военных поселений в Санкт-Петербург, а в 1846 г. сдал экзамен на топографа. С этого времени стал самоучкой упражняться в гравировании на дереве и помещать свои ксилографии в журнале "Иллюстрация". В 1847 г., с Высочайшего соизволения, поступил в вольноприходящие ученики Академии Художеств и стал заниматься резьбой на дереве под руководством барона К.К. Клодта в его гравировальной мастерской. В 1853 г., за гравюру эрмитажной картины Ливенса "Голова старика" (которую приписывали тогда Рембрандту), получил звание свободного художника, а в 1857 г. определился в рисовальщики при департаменте генерального штаба. Награвировав еще политипаж, "Неверие апостола Фомы", с Рембрандта, был послан в чужие края, где провел пять лет, работая в Париже, в мастерской Беста, основателя иллюстрированного журнала "Magasin Pittoresque", и посещая некоторые пункты южной Европы. Своими политипажами, появлявшимися в названном журнале, и иллюстрациями для сочинения Бордье и Шартона "Histoire de la France" составил себе известность одного из лучших ксилографов в Европе. Возвратившись в Россию в 1864 г., получил звание академика, а через два года после того, за портрет императора Александра II , награжден званием гравера Его Величества с причислением к Эрмитажу. В 1886 г. завел собственное ксилографическое заведение, в котором, при помощи учеников, работал для "Русской Старины", "Всемирной Иллюстрации", других периодических изданий и разных книг; расстроенное здоровье заставило его уехать в 1874 г. за границу и жить то в Париже, то в Ницце, в которой он и умер от чахотки, в 1881 г. Число исполненных им гравюр простирается от 450 до 500; кроме того, из его мастерской вышло от 850 до 900 политипажей (по большей части за подписью: "Серяков и Ко"). Ср. "Воспоминания Л.А. Серякова" ("Русская Старина", 1875) и "Биография Л.А. Серякова, с приложением полного списка его произведений, составленное Н. Собко" (в том же журнале, за 1881 г.).
Серяков Лаврентий Авксентьевич
— гравер на дереве, сын солдата-слесаря (1824—1881). Будучи ребенком, следовал всюду при отце. Сделавшись потом полковым, а потом дивизионным певчим, продолжал скитальческую жизнь до тех пор, пока не поступил в ранге рядового в 1840 г. учителем рисования и арифметики в батальон кантонистов во Пскове. Отсюда в 1843 г. был переведен писарем в департамент военных поселений в С.-Петербург, а в 1846 г. сдал экзамен на топографа. С этого времени стал самоучкою упражняться в гравировании на дереве и помещать свои ксилографии в журнале "Иллюстрация". В 1847 г. с высочайшего соизволения поступил в вольноприходящие ученики Академии худож. и стал заниматься резьбою на дереве под руководством бар. К. К. Клодта в его гравировальной мастерской. В 1853 г. за гравюру эрмитажной картины Ливенса "Голова старика" (которую приписывали тогда Рембрандту) получил звание свободного художника, а в 1857 г. определился в рисовальщики при департаменте Генерального штаба. Награвировав еще политипаж, "Неверие ап. Фомы", с Рембрандта, был послан в чужие края, где провел пять лет, работая в Париже, в мастерской Беста, основателя иллюстрированного журнала "Magasin Pittoresque", и посещая некоторые пункты Южной Европы. Своими политипажами, появлявшимися в названном журнале, и иллюстрациями для сочинения Бордье и Шартона "Histoire de la France" составил себе известность одного из лучших ксилографов в Европе. Возвратившись в Россию в 1864 г., получил звание академика, а через два года после того, за портрет импер. Александра II, награжден званием гравера Его Величества с причислением к Эрмитажу. В 1886 г. завел собственное ксилографическое заведение, в котором при помощи учеников работал для "Русской старины", "Всемирной иллюстрации", других периодических изданий и разных книг; расстроенное здоровье заставило его уехать в 1874 г. за границу и жить то в Париже, то в Ницце, в которой он и умер от чахотки в 1881 г. Число исполненных им гравюр простирается от 450 до 500; кроме того, из его мастерской вышло от 850 до 900 политипажей (по большей части за подписью: "Серяков и Ко"). Ср. "Воспоминания Л. А. С." ("Русск. старина", 1875) и "Биография Л. A. С., с приложением полного списка его произведений, сост. Н. Собко" (в том же журнале за 1881 г.).
{Брокгауз}
Серяков, Лаврентий Авксентьевич
(Seriacof); гравер на дереве; из крестьян Костромской губернии; родился 28 янв. 1824 г.; отец его был отдан в солдаты за буйство; он подвергал всяким истязаниям жену и сына.
Маленький Серяков был взят в военные кантонисты, где прошел самую суровую школу. В Петербурге он самоучкой начал гравировать на дереве и выполнил, по заказу Студитского, 15 картинок для детской книжки. С 1846 г. он начал поставлять политипажи в Иллюстрацию, зарабатывая от 50 до 70 р. в месяц; a в 1847 г., по ходатайству кн. Одоевского и Кукольника, принят в академию.
В 1853 г. за голову старика, с ориг. Рембрандта, ему дано звание художника, a в 1858 г. за гравюру "Неверный Фома", тоже с Рембрандта, он послан за границу.
В 1858—1859 гг. в течение 7 месяцев он работал в мастерской Беста, a затем принялся за частные работы и за гравирование головы с ориг. Рембрандта в Лувре, которая была заказана ему как программа на академика. — В 1864 г. он признан академиком за разные представленные им на академическую выставку работы; a в 1866 г. он получил звание Гравера е. и. величества, с причислением к Эрмитажу (но без содержания). С этого времени Серяков был завален частными работами, которые надломили его и без того некрепкое здоровье; с 1880 г. y него развилась чахотка, a в 1881 году (2/14 янв.) он умер в Ницце. Число изготовленных им политипажей громадно; лучшие из них: Голова с Эрмитажного оригинала Рембрандта, гравированная в 1853 г.; доска погибла во время переезда его морем во Францию, в 1858 году. Неверие Фомы, с ориг. Рембрандта; доска сгорела.
Голова старика с луврского оригинала Рембрандта; доска осталась неконченой. Русские сказки для Иллюстрации; отлично выполненные вещи. Чрезвычайно красивые виньетки и заставки к описанию города Павловска, изданному М.И. Семевским, по поручению вел. кн. Константина Николаевича.
Серяков образовал y нас целую школу граверов на дереве [С 1865 г. он стал давать уроки гравирования на дереве лучшим ученицам школы для приходящих, помещавшейся в здании Биржи; между ними особенно выдавались: Кочетова, Стефани, Михальцева, Попова и Анна Александровна Гаврилова (с 1868 г. его первая жена, умершая в 1873 г.). В числе других учеников его были следующие: г. Кубло, который, впрочем, скоро оставил гравирование; П.Ф. Борисов и В.В. Матэ, — тот и другой весьма им любимые; на них Серяков возлагал большие надежды; И.И. Матюшин (из крестьян), Г.И. Грачев (мещанин из г. Корчевы), Карл Крюгер (ум. в 1872 или 1873 г.), Я.Я. Яненко, Н.А. Браун и др. В 1868 или 1869 г. y Серякова была целая мастерская, причем главнейшим сотрудником его был А.И. Зубчанинов.]; из числа их самый серьезный и плодовитый гравер Матэ.
В Русской Старине помещены: 1. Автобиография Л.А. Серякова (1875 г. 515); и 2. Биография его, составленная Н. Собко, с подробным перечнем его гравюр (1881, февраль, июнь и ноябрь).
{Ровинский}
Серяков, Лаврентий Авксентьевич
академик гравиров. на дереве; р. 28 янв. 1824 г., † 2 янв. 1881 г.
{Половцов}