СЕРОВ
Серов
до 1939 Надеждинск) г., р-ный ц. в Свердл. обл., расположен в 388 км к С. от Екат., на лев. берегу р. Каквы. Первое пос. возникло в 1894 при стр. мет. з-да, названного Надеждинским по им. его владелицы Надежды Половцевой. С янв. 1896 здесь началась плавка стали, а с марта - прокатка рельсов. К нач. XX в. Надеждинский мет. з-д был наиб. техн. оснащенным предприятием У., а з-дской пос., где проживало ок. 30 тыс. чел., одним из самых крупных. Здесь находились 8 школ, з-дская и земская больн., аптека, церковь, 3 трактира, нар. дом, нар. библ. В апр. 1926 пос. получил статус г. В 30-е мет. з-д перешел на вып. высококачественных сталей, в г. стр. деревоперерабатывающий и хлебоз-ды, райпромкомб-т, пивз-д. В 1954 в С. была пущена в эксплуатацию ГРЭС, в 1958 ферросплавный з-д, в 1960 - лесокомб-т. С. - пром.-транспортный и культ. ц. Ведущую роль в экономике играют: мет. и мех. з-ды, з-д ферросплавов, ГРЭС. "Серовлес", деревообрабатывающий з-д и лесокомб-т, мясо- и хлебокомб-ты, молочный и пивз-ды. В г. находятся общетехн. ф-т УГТУ-УПИ, мет. техникум, 6 СПТУ, мед. и педагогическое уч-ща, театр драмы им. А.П.Чехова, ДК и творчества металлургов, краеведческий муз., 3 кинотеатра, стадион, 7 больн. Издается газ. "Серовский рабочий". Нас. 102,7 тыс. чел. (01.01. 1996). Лит.: Дзюбинский Л. Серов. Свердловск, 1981. Анимица Е.Г.
СЕРОВ
Валентин Александрович (1865–1911) — русский живописец «серебряного века». В начале творческого пути находился под сильным влиянием реалистического искусства И. Е. Репина и под впечатлением от живописи старых западноевропейских мастеров. Уже ранние его картины «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888) благодаря ра-достным краскам и тонкой передаче света и воздуха явились значительным событием в русской живописи. В это время его живопись по свежести восприятия мира, по передаче цвета и света, по насыщенности возду-хом дает основания отнести Серова к импрессионистам. Рано приобретенная известность будет сопутствовать творчеству Серова на всем протяжении его жизни. Неизменному успеху не повредит даже то обстоятельство, что художественная манера его будет постоянно меняться. Для Серова не существовало раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Слава известного живописца приносила ему за-казы на написание портретов от аристократов, банкиров, промышленников, художников, писателей, музыкантов, артистов. В 80-е годы Серовым были написаны портреты Ф. Юсупова, О. Орловой, И. Репина, И. Левитана, М. Горького, А. Чехова, Ф. Шаляпина и др.
С конца 80-х гг. Серов отказывается от многокрасочной живописи, пользуясь лишь черносерыми и коричневыми тонами. Он обращается к жанру пейзажа, с по-мощью которого выражает свое чувство проникновенной любви к родине («Заросший пруд», 1889; «Баба с лошадью», 1890). В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных художественных выста-вок, но по-прежнему пишет много портретов, как парадных (вел. кн. Павла Александровича, 1897; С. М. Боткина, 1899), так и интимных, камерных портретов детей и женщин («Дети», 1899).Постепенно рисунок Серова становится все более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств. С начала 1900-х гг. Серов вошел в объединение «Мир искусства», тогда же происходит перелом в его взглядах и мировоззрении. Он отказывается от импрессионизма в пользу модерна. Хотя по-прежнему ставит перед собой задачу реалистической передачи природы и человека, по-прежнему пишет мно-го портретов, создавая глубокие образы творческих личностей. В позднем творчестве Серова большое место занимала историческая живопись. Как и все «мирискусники», Серов стремился передать дух времени, не изображая значительных исторических событий («Выезд Петра
II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900). Также он пишет ряд картин на сюжеты ан-тичной мифологии, свободно интерпретируя античность. Серов преподавал в Московском училище живо-писи, ваяния и зодчества. Среди его учеников — М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.
С конца 80-х гг. Серов отказывается от многокрасочной живописи, пользуясь лишь черносерыми и коричневыми тонами. Он обращается к жанру пейзажа, с по-мощью которого выражает свое чувство проникновенной любви к родине («Заросший пруд», 1889; «Баба с лошадью», 1890). В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных художественных выста-вок, но по-прежнему пишет много портретов, как парадных (вел. кн. Павла Александровича, 1897; С. М. Боткина, 1899), так и интимных, камерных портретов детей и женщин («Дети», 1899).Постепенно рисунок Серова становится все более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств. С начала 1900-х гг. Серов вошел в объединение «Мир искусства», тогда же происходит перелом в его взглядах и мировоззрении. Он отказывается от импрессионизма в пользу модерна. Хотя по-прежнему ставит перед собой задачу реалистической передачи природы и человека, по-прежнему пишет мно-го портретов, создавая глубокие образы творческих личностей. В позднем творчестве Серова большое место занимала историческая живопись. Как и все «мирискусники», Серов стремился передать дух времени, не изображая значительных исторических событий («Выезд Петра
II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900). Также он пишет ряд картин на сюжеты ан-тичной мифологии, свободно интерпретируя античность. Серов преподавал в Московском училище живо-писи, ваяния и зодчества. Среди его учеников — М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.
СЕРОВ
Валентин Александрович (1865, Санкт-Петербург – 1911, Москва), русский живописец, график, театральный художник, педагог. Сын композитора А. Н. Серова. После смерти отца (1871) будущий художник много путешествовал с матерью по России и Европе. В Мюнхене восьмилетний Серов занимался с художником К. Кеппингом, в 1874–75 гг. в Париже учился у И. Е. Репина. В 1878–79 гг. занятия с Репиным продолжились в Москве. В 1880–85 гг. Серов учился в Петербургской академии художеств и в частной мастерской П. П. Чистякова (вместе с М. А. Врубелем); каждое лето работал на пленэре в загородных усадьбах друзей. С 1894 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок и Московского общества любителей художеств. С 1898 г. – академик АХ; в этом же году избран первым русским членом «Мюнхенского Сецессиона». С 1899 г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже был удостоен высшей награды за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897).
С детства «вторым домом» для художника стало Абрамцево– усадьба московского купца и мецената С. И. Мамонтова. Здесь была написана «Девочка с персиками» (1887), первый шедевр Серова, в котором современники отметили черты, близкие импрессионизму: непосредственность, свежесть, наполненность светом и воздухом. Однако, в отличие от французских импрессионистов, Серов не довольствуется передачей только внешнего впечатления, созданный им образ обладает психологической глубиной. Стремление писать, по словам художника, «только отрадное» выразилось также в «Девушке, освещенной солнцем» (1888). В дальнейшем Серов все реже прибегал к пленэрной живописи («Дети», 1899; «Стригуны на водопое. Домотканово», 1904), сосредоточив основное внимание на создании лаконичного по средствам, пластически емкого образа-формулы.
В 1890-е гг. Серов стал признанным мастером портрета. С особым увлечением он писал творческих людей (музыкантов, художников, артистов), стараясь найти для воплощения каждой личности неповторимое образное решение. В портрете художника К. А. Коровина (1891) Серов, стремясь передать обаятельную беспечность своего талантливого друга, использует некоторые черты свободной и сочной живописной манеры самого Коровина. В портрете И. И. Левитана (1893), немного сумрачном, аскетическом по цвету, найдено сочетание изящной простоты и затаенной печали. Портреты выдающихся итальянских певцов А. Мазини (1890) и Ф. Таманьо (1891) заставляют вспомнить живопись старых мастеров, и прежде всего Тициана. На «сильных мира сего» Серов смотрел без тени заискивания, порой давая им в своих портретах острую неоднозначную характеристику (портреты промышленника М. А. Морозова, 1902; княгини З. Н. Юсуповой, 1900–03; княгини О. К. Орловой, 1910; В. О. Гиршмана, 1910–11). Серов говорил: «Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать».
На рубеже 1890–1900-х гг. Серов сблизился с художниками объединения «Мир искусства», стремление которых к эстетическому совершенству оказалось созвучно поискам мастера. Художник постоянно усложнял свои творческие задачи, не желая тиражировать удачно найденные решения. Он работал в жанрах книжной иллюстрации (рисунки к басням И. А. Крылова, 1895–1911), анимализма, политической карикатуры (рисунки «1905 год. После усмирения» и «Солдатушки, бравы ребятушки»; оба – 1905) и др. Графику Серова отличают особый лаконизм и изысканность. В портретах Т. П. Карсавиной (1909) и В. И. Качалова (1908) поражает выразительность скупой карандашной линии, в «Детях Боткиных» (1900) – сочетание «ювелирной» техники с непосредственностью, в иллюстрациях к книге Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1901–02) – легкость, динамизм и живописная свобода.
Произведения, созданные в нач. 20 в., близки к стилистике модерна («Портрет Иды Рубинштейн», 1910). Главным жанром в творчестве Серова оставался портрет. Строгое благородство и монументальность отличают портрет актрисы М. Н. Ермоловой (1905). Поиск максимально выразительной, очищенной от всего случайного формы привел Серова к созданию картин-панно «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910).
Современники относились к Серову с огромным уважением, отмечая его редкую принципиальность и порядочность. Имея большую семью, где было шестеро детей, часто испытывая материальные трудности, художник всегда относился к своему творчеству с исключительной требовательностью, не превращая его в «доходное ремесло». Личность и творчество Серова оказали значительное влияние на многих крупных мастеров 20 в., среди которых были его ученики К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.
С детства «вторым домом» для художника стало Абрамцево– усадьба московского купца и мецената С. И. Мамонтова. Здесь была написана «Девочка с персиками» (1887), первый шедевр Серова, в котором современники отметили черты, близкие импрессионизму: непосредственность, свежесть, наполненность светом и воздухом. Однако, в отличие от французских импрессионистов, Серов не довольствуется передачей только внешнего впечатления, созданный им образ обладает психологической глубиной. Стремление писать, по словам художника, «только отрадное» выразилось также в «Девушке, освещенной солнцем» (1888). В дальнейшем Серов все реже прибегал к пленэрной живописи («Дети», 1899; «Стригуны на водопое. Домотканово», 1904), сосредоточив основное внимание на создании лаконичного по средствам, пластически емкого образа-формулы.
В 1890-е гг. Серов стал признанным мастером портрета. С особым увлечением он писал творческих людей (музыкантов, художников, артистов), стараясь найти для воплощения каждой личности неповторимое образное решение. В портрете художника К. А. Коровина (1891) Серов, стремясь передать обаятельную беспечность своего талантливого друга, использует некоторые черты свободной и сочной живописной манеры самого Коровина. В портрете И. И. Левитана (1893), немного сумрачном, аскетическом по цвету, найдено сочетание изящной простоты и затаенной печали. Портреты выдающихся итальянских певцов А. Мазини (1890) и Ф. Таманьо (1891) заставляют вспомнить живопись старых мастеров, и прежде всего Тициана. На «сильных мира сего» Серов смотрел без тени заискивания, порой давая им в своих портретах острую неоднозначную характеристику (портреты промышленника М. А. Морозова, 1902; княгини З. Н. Юсуповой, 1900–03; княгини О. К. Орловой, 1910; В. О. Гиршмана, 1910–11). Серов говорил: «Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать».
На рубеже 1890–1900-х гг. Серов сблизился с художниками объединения «Мир искусства», стремление которых к эстетическому совершенству оказалось созвучно поискам мастера. Художник постоянно усложнял свои творческие задачи, не желая тиражировать удачно найденные решения. Он работал в жанрах книжной иллюстрации (рисунки к басням И. А. Крылова, 1895–1911), анимализма, политической карикатуры (рисунки «1905 год. После усмирения» и «Солдатушки, бравы ребятушки»; оба – 1905) и др. Графику Серова отличают особый лаконизм и изысканность. В портретах Т. П. Карсавиной (1909) и В. И. Качалова (1908) поражает выразительность скупой карандашной линии, в «Детях Боткиных» (1900) – сочетание «ювелирной» техники с непосредственностью, в иллюстрациях к книге Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1901–02) – легкость, динамизм и живописная свобода.
Произведения, созданные в нач. 20 в., близки к стилистике модерна («Портрет Иды Рубинштейн», 1910). Главным жанром в творчестве Серова оставался портрет. Строгое благородство и монументальность отличают портрет актрисы М. Н. Ермоловой (1905). Поиск максимально выразительной, очищенной от всего случайного формы привел Серова к созданию картин-панно «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910).
Современники относились к Серову с огромным уважением, отмечая его редкую принципиальность и порядочность. Имея большую семью, где было шестеро детей, часто испытывая материальные трудности, художник всегда относился к своему творчеству с исключительной требовательностью, не превращая его в «доходное ремесло». Личность и творчество Серова оказали значительное влияние на многих крупных мастеров 20 в., среди которых были его ученики К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007