СЕРВАНТЕС
СЕРВАНТЕС
де Сааведра Мигель (1547–1616) — выдающийся испанский писатель, поэт и драматург, ввел в литературу тему народа, отстаивавшего свою не-зависимость (трагедия «Нумансия»), открыл для испан-цев жанр новеллы, утверждавшей ренессансный взгляд на мир и на человека («Назидательные новеллы», 1613; «Великодушный поклонник», «Английская испанка», «Цыганочка» и др.), создал первый в мировой литературе синтетический роман «Дон Кихот» (1605). Герой этого величайшего творения Сервантеса становится странствующим рыцарем, чтобы исправить «кривду» - мир, творить добро, наказать угнетателей, возвратить золотой век. Однако вмешательство Дон Кихота в жизнь оказывается бесполезным, его вера в безграничные возможности человека выступает как безумие, превращение им герцогского «острова» Баратории в царство справедливости является розыгрышем. Образ «мудрого безумца» восхищал немецких романтиков, Д. Байрона, И. С. Тургенева, Т. Манна, Унамуно и др. Сюжет «Дон Кихота» лег в основу опер (Г. Перселла, Дж.А. Ристори, А. Сальери, Ж. Массне и др.), балетов (Ж. Буамортье, С. Меркаданте, Л. Минкуса и др.), драматических произведений («Дон Кихот в Англии» Г. Фильдинга, «Освобожденный Дон Кихот» А. В. Лу-начарского и др.), сценических переработок, кино-фильмов.
СЕРВАНТЕС
Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547, Алькала-де-Энарес – 1616, Мадрид), испанский писатель. С 1551 г. учился в Вальядолиде в коллегии иезуитов. С нач. 1560-х гг. в Мадриде получил классическое образование. В 1569 г. в составе испанской католической миссии посетил Рим. Вдохновленный памятниками доблести древних, в 1570 г. вступил в армию. В 1571 г. в сражении с турками при Лепанто Сервантес проявил незаурядное мужество, стоившее ему паралича левой руки. На обратном пути в Испанию был захвачен пиратами, продан в плен (1575–80) в Алжир. Выкупленный родными и миссионерами, с 1581 г. служит военным курьером, с 1587 г. – комиссаром по закупкам провианта для испанского флота (Непобедимой армады), несколько раз по ложным обвинениям попадал в тюрьму. Скончался в бедности, был похоронен за счет монашеского братства.
Сервантес написал пасторальный роман «Галатея» (1585), патриотическую трагедию «Нумансия» (ок. 1588), сборник «Назидательные новеллы» (1613), многочисленные пьесы, часть которых включена в сборник «Новые восемь комедий и интермедий» (1615), любовно-авантюрный роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (опубл. в 1617). Главное произведение – роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–15), задуманный как пародия на рыцарский роман, но ставший всеохватной панорамой испанского общества позднего Возрождения. Имена благородного Дон Кихота – Рыцаря печального образа, его оруженосца Санчо Пансы – символа простодушия и народного здравого смысла, его Прекрасной дамы – воображаемой влюбленным герцогини Дульсинеи Тобосской (в действительности простой крестьянки), кличка его коня Россинанта стали нарицательными в мировой культуре. Образ Дон Кихота неодинаково трактуется разными эпохами, странами и выдающимися личностями. Однако многократно отразившийся в разных видах искусства (живопись, графика, скульптура, кино, музыка, балет), он вошел в мировую культуру как символ бескорыстного, отважного, чудаковатого идеалиста, символ прекраснодушного романтика, готового в одиночку выступить на борьбу со злом.
Сервантес написал пасторальный роман «Галатея» (1585), патриотическую трагедию «Нумансия» (ок. 1588), сборник «Назидательные новеллы» (1613), многочисленные пьесы, часть которых включена в сборник «Новые восемь комедий и интермедий» (1615), любовно-авантюрный роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (опубл. в 1617). Главное произведение – роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–15), задуманный как пародия на рыцарский роман, но ставший всеохватной панорамой испанского общества позднего Возрождения. Имена благородного Дон Кихота – Рыцаря печального образа, его оруженосца Санчо Пансы – символа простодушия и народного здравого смысла, его Прекрасной дамы – воображаемой влюбленным герцогини Дульсинеи Тобосской (в действительности простой крестьянки), кличка его коня Россинанта стали нарицательными в мировой культуре. Образ Дон Кихота неодинаково трактуется разными эпохами, странами и выдающимися личностями. Однако многократно отразившийся в разных видах искусства (живопись, графика, скульптура, кино, музыка, балет), он вошел в мировую культуру как символ бескорыстного, отважного, чудаковатого идеалиста, символ прекраснодушного романтика, готового в одиночку выступить на борьбу со злом.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006