(Волков; р. 15.05.1948) — спец. по теории познания, методол. и логики науч. знания; д-р филос. наук, доц. Род. в Нижнем Тагиле Свердловской обл. Окончил Нижнетагильский гос. пед. ин-т, отделение физики физ.-матем, ф-та (1970) и асп. по филос. Уральского гос. ун-та (1975). В наст. вр. работает доц. кафедры филос. наук Нижнетагильского гос. пед. ин-та. Канд. дисс. — "Формирование абстрактного элементарного объекта научной теории" (1977). Докт. дисс. — "Наглядность как основание понимания научного знания (онтогносеологический аспект)" (1997). С. различает идеальное науч. теории и идеализированный объект умозрительного уровня науч. познания. Им проведен анализ единства становления и функционирования наглядности и понимания на модели "трехэтапного", "трехуровнего" существования этих относительно самостоятельных феноменов, соответственно дифференциации науч. знания на эм-пир., умозрительное и теор. Выделена субъективно-объективная специфика эмпир., умозрительной и теор. форм наглядности и понимания науч. знания; предоставлены наглядно такие элементы науч. знания, как эмпир. объект, идеализированный объект и идеальный (абстрактный объект), конструкт теории в качестве "ступеней" генетически единого целого. Дана характеристика предметно-информац., оперативно-эвристического и оценочно-смыслового аспектов наглядности и понимания науч. знания. В его трудах содержится представление о чувственном опыте индивида, культуры в ее чувственно-оперативном аспекте, а также науч. картины мира в таком же аспекте в качестве онтолого-практич. основания эмпир., умозрительной и теор. форм наглядности и понимания. Им выделена в отдельную форму ("срез", "уровень", "спектр") умозрительная наглядность, что восходит своей гносеол. традицией к Платону и Аристотелю.
Соч.
: Синтез знания в научном факте и в научной теории // Объективное содержание научного знания. Свердловск, 1975; Интегральные наглядные схемы в курсе философии. [В соавт.]. Свердловск, 1981; Единство чувственного и рационального в формировании абстрактных объектов научного знания // Единство чувственного и рационального в познании. Свердловск, 1986; Наглядность физического знания как формирующее мировоззренческое начало // Мировоззренческая направленность преподавания учебных дисциплин в техническом вузе. Баку, 1987; Наглядность и понимание научного знания. Екатеринбург, 1996.