или Сетгоф — известный певец-тенор и антрепренер (1835—1894). Дебютировал в СПб. на сцене Императорской оперы в 1855 г. и скоро сделался любимцем публики. Лучшими партиями С. были Лионель в "Марте", Аргур в "Пуританах", Элеазар в "Жидовке", Рауль в "Гугенотах". Оставил сцену в 1864 г. Деятельность его как антрепренера началась в 1874 г., и большая ее часть принадлежит Киеву. Как артист образованный и преданный своему делу, С. сумел поставить театральное дело на надлежащую высоту. Многие русские певцы начали свою артистическую карьеру в труппе С.
Н. С.
{Брокгауз}
Сетов, Иосиф Яковлевич
(сцен. псевд; наст. фам. Сетгофер-Сетгоф) [1826, Москва — 26.12.1893 (7.1.1894), Киев] — арт. оперы (тенор), режиссер, антрепренер. По окончании юридич. ф-та Моск. ун-та служил чиновником Мин-ва нар. просвещения, затем переехал в Петербург, где обучался игре на виолончели у Гросса. В 1846 изучал архитектуру в Париже. Пению обучался в Неаполе (у Дж. Меркаданте, П. Гульельми, П. Романи), во Флоренции (у В. Ломбарди) и в Париже (у Дж. Бордоньи). В этот период сблизился с Ж. Дюпре и Дж. Рубини, В 1854 дебютировал на оперной сцене г. Ареццо, позднее выступал во Флоренции, Ливорно, Милане, Париже, Тунисе в операх Г. Доницетти, Дж, Россини, В. Беллини, Д. Обера, Дж. Мейербера и Дж. Верди ("Луиза Миллер", "Риголетто", "Трубадур"). 20 сент. 1855 дебютировал в партии Эдгара ("Лючия ди Ламмермур") на сцене Петерб. оперы, где пел до 1864, затем до 1868 солист моск. Большого т-ра. Обладал небольшим голосом неск. гортанного, сдавленного звучания, в среднем регистре менее звучного, чем в верхнем (зарубеж. критики сравнивали его голос с голосом Н. Иванова). Обладал высокой вокальной и муз. культурой, ярким сцен. дарованием. Пришел на рус. оперную сцену как представитель итал. стиля пения. Исп. страдало ложной аффектацией и напряженностью, со временем приобрело тонкость, глубину, благородство простоты, 1-й исп. партий: Мазепы ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Георгия ("Кроатка, или Соперницы"), Ахиора ("Юдифь"), 1-го грека ("Торжество Вакха"); в моск. Большом т-ре — Мазепы ("Мазепа" Б, Фитингофа-Шеля), Ахиора ("Юдифь"), Элеазара ("Жидовка"); в Петербурге — Мазаньелло, Дженнаро ("Лукреция Борджа"), Манрико ("Трубадур"); на рус. сцене — Вани ("Дети степей, или Украинские цыгане"), Фентона ("Виндзорские кумушки"), Элеазара ("Жидовка"), Рауля ("Гугеноты"), Дон Себастьяна ("Индра"), ? ("Густав III, или Гонзаго"). Лучшие партии: Ахиор, Рауль, Элеазар. Др. партии: Сураделла, Фра-Дьяволо, Роберт ("Роберт-Дьявол"), Артур ("Пуритане"), Эльвино ("Сомнамбула"), Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"). Партнеры: А. Булахова, П. Гумбин, А. Латышева, Л. Леонов, О. Петров. Пел п/у К. Лядова, И. Шрамека.
В 1865—68 ст. режиссер моск. Большого т-ра, в 1868—72 режиссер Мариинского т-ра (среди его постановок — "Каменный гость" и "Фауст"). В 1874— 83 и 1892—93 антрепренер и режиссер Киев. гор. т-ра, на сцене к-рого впервые поставил оперы "Опричник" и "Хованщина"; среди др. постановок — "Жизнь за царя" М. Глинки, "Фауст", "Гугеноты", "Трубадур", "Линдади Шамуни", "Галька". Эти постановки отличались слаженным ансамблем певцов (Л. Люценко, Ю. Махина, А. Меньшикова, Д. Орлов, О. Пускова), хора и балета. В летние месяцы 1883—92 держал антрепризу в Одессе, Москве и Петербурге. В его антрепризе состояли Е. Лавровская, А. Ляров, Е. Кадмина, Д. Орлов, Ф. Стравинский.
Большой знаток т-ра, широкообразованный человек, С. занимался также пед. деят-стыо. У него брали уроки пения или готовили партии под его рук. Н. А. Андреев, А. Борисенко, А. Городцов, А, Латышева. Преподавал в Петерб., затем в Моск. конс. (1866—68, проф. пения и декламации), позднее — в Петерб. театр. уч-ще.
Автор небольших пьес и романсов; выступал со своими сочинениями в Неаполе (1854).
Талант и муз, деят-сть С. высоко ценили Ц. Кюи, А. Серов, П. Чайковский.
Муз. соч.: романсы — "Звезда" ("Ты унеслась, моя звезда") на сл. А. Козлова; "Звездочка" ("Ярко светит звездочка") на сл. А. Козлова; "Милой" ("Поверь мне") на сл. А. Козлова; "Надежды нет" на сл. А. Козлова; "Напрасно" ("Много чувства в груди") на сл. А. Козлова; "Не женися, молодец ("Черкесская песнь") на сл. М. Лермонтова; "Песнь бандита" ("Пустынник добровольный") на сл. Н. Куликова; "Так и рвется душа" на сл. А Кольцова; "Терпела, страдала" на сл. Н. Куликова; "Ты моя" на сл. Н. Куликова; "Ты радостью земли была" на сл. Н. Куликова; "Улыбнись, красна девица" на сл. А. Козлова; "Я говорил тебе" ("Не смейся над моей пророческой тоской") на сл. М. Лермонтова.
Лит.: Р-ский В. Артисты Московской русской оперы гг. Сетов и Дмитриев // Театр. афиши и антракт. 1864. 4 окт.: П-ва К. И. Я. Сетов. (Некролог) //Ежегодник имп. театров: Сезон 1893—1894. — СПб.. 1895. С. 460—461; Из записной книжки "театрального старожила" //Театр и искусство. 1908. № 30. С. 516; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. —Л., 1936. С. 99, 101, 104. 110; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи.— М., 1953. С. 219—220; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 375—379; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1857— 1872. — Л., 1971. С. 47, 190; Кузьмін М. 1. Забуті сторінки музичного життя Киева. — Киів, 1972. С. 162—164.