Так называется новый городской район на севере Петербурга рядом с промзоной «Парнас» и одноименной станцией метро. С западной стороны его границей являются Шуваловский парк и поселок Торфяное; с северной стороны – садоводство «Климовец»; с восточной – проспект Энгельса. Сегодня «Северную долину» можно увидеть пока только на картах, проектных эскизах и чертежах. Однако же пройдет всего несколько лет – и он станет реальностью. Будем надеяться, что этому проекту повезет больше, нежели подобным проектам вековой давности – «Царскому городку», «Новому Петербургу» и другим…
Значительную часть территории, отведенной под строительство «Северной долины», еще с 1920‑х гг. занимали торфоразработки. В те годы добыча торфа активно велась во многих местах Ленинградской области. Вопрос об использовании торфа для нужд города не раз ставился еще до революции в связи с постоянным «вздорожанием» цен на дрова. «Некоторые города разрешили уже дровяной кризис легко и просто путем утилизации торфяных болот, – говорилось в одной из газет, – их примеру должен последовать и Петербург. Он может заготовить огромное количество „черных дров“».
Как отмечалось в путеводителе Н.Х. Виленской и В.Н. Клычина «На лыжах по окрестностям Ленинграда», изданном в 1930 г., Шуваловские торфяные разработки принадлежали Ленгосторфу. «На производстве „Шувалово“ занято 269 человек. Но зимой всякая жизнь здесь замирает, так как на торфоразработках работы производятся только летом, когда к этим местам стягивается несколько сот рабочих. Часть их работает по прокладке осушительных канав, другая – при машинах, которые ставятся на болоте для добычи, резки и спрессовки торфа. Среди сезонников много женщин. Единственная работа, которую туристу интересно наблюдать и зимой, – это перевозка, а главное погрузка сухого торфа, превращенного просушкой в ценное топливо из черной, грязной, добытой из болота массы. Аккуратные кубики горючего материала погружаются (частично при помощи машин) в небольшие, имеющие специальное устройство вагоны и затем отвозятся к работающим на торфе заводам»…
Планы развития территории, на которой строится «Северная долина», разрабатывались еще с начала 1990‑х гг., когда мэром Петербурга являлся А.А. Собчак. В июне 1995 г. мэрия Петербурга утвердила «Проект детальной планировки района «Северная долина» с разграничением на кварталы и проектированием основных магистралей, включая дугообразную Центральную районную магистраль и Главную улицу, согласно плану отходившую от Верхней улицы на север. Проектом предусматривалась и привязка к станции метро «Парнас». Согласно проекту, на территории «Северной долины» предполагалось развивать строительство малоэтажного жилья элитного класса.
По разного рода причинам в то время проект остался на бумаге. Тем не менее развитие территории оставалось насущной проблемой. Район «Северная долина» вошел в перечень земель, отведенных под строительство жилья согласно постановлению правительства Петербурга от 22 июня 2004 г.
В конце декабря 2006 г. близ будущего района открылась станция метро «Парнас», ставшая конечной на второй линии.
Упуская сложные «технические» взаимоотношения власти и строительных организаций, кратко упомянем, что здесь предлагалось построить. В новом районе будут жилые дома высотой от 27 до 43 этажей. Первым участком застройки на новой территории станет квартал № 15, ограниченный проектной Центральной магистралью, поперечной магистралью № 4, проектной Главной улицей и продолжением 3‑го Верхнего переулка. Здесь проектируется строительство жилья экономкласса.
«Северная долина» рассчитана на население до 80 тысяч человек. Это предусматривает строительство 14 школ, 25 детских садов, школы искусств, многопрофильной поликлиники, детской поликлиники, бассейна, станции скорой помощи, пожарного депо и отдела милиции. Близ станции метро «Парнас» планируется строительство торгово‑развлекательного комплекса. В общей сложности на территории запланировано построить более 70 учреждений общественного назначения.
Внутри района запроектированы три локальные магистрали, которые обеспечат сообщение Выборгского шоссе с проспектом Энгельса. В центральной части территории, примыкающей с востока к Центральной районной магистрали, появится новый парк – полукруглый по форме, который займет площадь 11 гектаров.
В мае 2009 г. строители торжественно вбили первую сваю первой очереди «Северной долины». Застройка началась со стороны станции метро «Парнас», с квартала № 15, жилая площадь которого составит более 700 тысяч квадратных метров.