Северо-Екатерининский канал
Северо-Екатерининский канал
гидротехнич. система, соединявшая в посл. четв. XVIII - 30-х гг. XIX вв. сквозным водным путем бассейны Волги и Сев.Двины. Проложен между сходящимися в р-не болотистой низины Гуменцо (на границе Вологодской и Перм. губ.) истоками рр. Сев. (Зырянская) Кельтма (басс. р.Вычегды) и Юж. Кельтма (басс. Камы). Протяженность собственно С.-Е.к. - более 16 верст; улучшенного водного пути от Камы до Вычегды - 337 верст. Идея устройства С.-Е.к. приписывается В.Н.Татищеву (1721), опиравшемуся на наблюдения пленных шведских офицеров относительно возможности сквозного провода грузовых судов через Гуменцо в период весеннего половодья. В доношении В.И. де Геннина Петру I (нояб. 1724) приводятся первые сведения о геодезич. обследовании местности между рр. Сев. и Юж.Кельтма ("геодезиста Молчанова") и о значении проектируемого водного пути для вывоза продукции ур.-сиб. з-дов через Архангельский порт в Зап.Европу, а также для обеспечения водного торг. пути между Белым ("Северным") и Каспийским морями. Работы по устройству шлюзов С.-Е.к. и расчистке русла рр. начаты по указу Екатерины II под рук-вом ярослав. и вологод. ген.-губернатора А.П.Мельгунова в 1785 и велись с большими перерывами в теч. 36 лет: в 1785-1787 (прерваны в 1788 из-за дефицита средств в связи с рус.-турецкой войной 1787-1791), в 1803-1809, в т.ч. с 1805 под рук-вом перм. и вятского ген.-губернатора К.Ф.Модераха (прерваны в связи с наполеоновскими войнами) и в 1816-1822. Открытый в 1822 для плавания судов грузоподъемностью 6-8 тыс. пуд., С.-Е.к. в осн. приобрел местное значение, обеспечивая товарообмен между Усть-Сысольским у. Вологод. губ. и Чердынским и Соликамским уу. Перм. губ. Официально закрыт в 1838 в связи с утратой экономич. значения (по причине относительного упадка роли Архангельска в экспортно-импортных операциях и хлебном вывозе России) и технич. изношенностью. Недостатки в технич. оснащении и эксплуатации С.-Е.к. связывались спец-тами (Н.Н.Попов) с несовершенством гидротехнич. проекта (отсутствие шлюзования всего течения рр. Сев. и Юж.Кельтма, а также искусств. питания канала). В 1885 по заданию Чердынского уезд. земства заброшенная трасса С.-Е.к. была обследована статистиком-лесоводом Калашниковым в связи с проектами устройства водного торг. пути между Сибирью и Европ. Севером, альтернативного сухопутному Сибиряковскому тракту. По рез-там обследования восстановление канала было признано затратным и не оправданным "насущными интересами государства". К аналогичному мнению пришел в 1890, после экспедиции на трассу С.-Е.к., изв. рус. географ Ю.М.Шокальский. Эпизодически С.-Е.к. эксплуатировался вплоть до нач. XX в. в весенний и осенний периоды зырянскими торговцами для перевозки на мелкосидящих судах (дощаники грузоподъемностью до 200 пуд.) муки, соли, мануфактуры. В 1910-х вопрос о восстановлении и переустройстве С.-Е.к. для вывоза сибир. хлеба через Архангельск изучался М-вом путей сообщения России и рассматривался в связи с возможностью прокладки сев. ответвления проектируемой через Ср.Урал Волжско-Сибирской водной магистрали. В это же время С.-Е.к. рассматривался и как возможный маршрут транспортировки ухтинской нефти в Прикамье. Восстановление С.-Е.к. предусматривалось Управлением внутр. водных путей и шоссейных дорог М-ва путей сообщения России в плане работ на 1918-1924 (опубл. в февр. 1917) в связи с проектами стр. Каспийско-Балтийско-Беломорской магистрали. Лит.: Чупин Н.К. Географический статистический словарь Пермской губернии. Т. I. Пермь, 1873. С. 410-418; Известия Императорского Русского Географического Общества. Т. XXVII. 1891. Вып. IV. С.Пб., 1891. С. 318-319; Герасимов Н. Проект трансуральского (Кама-Тобольского) пути // Русское судоходство. 1911. № 11. С. 20-35; Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии... Пермь, 1914. С. 334-335, 702-704; Беляков А.А. Внутренние водные пути России в правительственной политике конца XIX-начала XX века // Отечественная история. 1995. № 2. С. 154-165. Зубков К.И.