(Прокофьев, 07.06.1894 — 1974) — морской летчик, авиаконструктор, капитан 2 ранга. Участник 1-й мировой войны. Воевал на Балтике. После ранения лишился правой ноги. Вернулся в строй. Сбил 13 самолетов противника. В 1918 г. эмигрировал в США, где основал авиастроительную фирму. Разработал самолеты AP-1, EP-1, P-35, Sev-1, -2, -3, -7 и др.
Северский, Александр Николаевич
СЕВЕРСКИЙ Александр Николаевич
(1894, Тифлис - 24 авг. 1974, Нью-Йорк) — лётчик, авиаконструктор, изобретатель, военно-воздушный теоретик, старший лейтенант рус. военно-мор. службы, майор ВВС США. Отец С. —один из первых рус. лётчиков, владевший в 1909 двумя самолётами. В 1909 самостоятельно построил две модели аэропланов, которые хорошо летали после ряда изобретённых им усовершенствований. Поступил в Морской корпус. Свободные часы проводил на аэродроме, где И.И. Сикорский испытывал свои аэропланы. Оконч. Морской корпус (6 нояб. 1914) с производством в мичманы и назначен на миноносец. Весной 1915 добился разрешения на поступление в военную авиационную школу в Севастополе. По оконч. назначен в военную эскадрилью в Ревеле на Балтийском море. Во время боевых действий в 1916 лишился ноги. С. запретили летать, но он нарушил запрет и подвергся аресту. Император Николай II отменил наказание и разрешил С. вернуться в боевую авиацию. В воздушных боях сбил 13 нем. самолётов. За боевые отличия награждён орденом св. Георгия IV ст. и получил золотой кортик из рук императора. Старший лейтенант за боевые отличия (1917). Одновременно с полётами занимался изобретениями. Создал прицел для бомб, сбрасываемых с самолётов, сконструировал лыжи для самолётов-амфибий, разработал способ охоты за подводными лодками противника и первым предложил заправлять самолёты горючим на лету. После Октябрьского переворота 1917 семья С. в 1918 нашла убежище в Америке. Занимал должность военного атташе при рус. посольстве, не признавшем большевиков. Амер. военные обратили внимание на метод, предложенный С. при бомбардировке мор. судов. Патент на созданный им усовершенствованный прицел при бомбометании был приобретён амер. армией. С., ещё не будучи гражданином США, получил назначение на должность советника ВВС. Гражданин США, майор запаса ВВС США (1927). Основал собственную компанию и занялся конструкцией скоростных самолётов для тренировки лётчиков на большой высоте. Самолёт конструкции С. ВТ-8 достиг в 1938 скорости 340 миль в час и высоты 17 тыс. футов. Завод С. находился в Лонг-Айленде (шт. Нью-Йорк), на котором одновременно разрабатывались 85 секретных проектов и работали 1,5 тыс. человек. Самолёт-истребитель С. Р-35 успешно использовался во время Второй мировой войны. Участвовал в разработке проектов сверхзвуковых самолётов. За свои заслуги перед США награждён «Медалью за заслуги» — высшей амер. наградой для гражданских лиц за заслуги в военное время. Президент Ф. Рузвельт выдал С. грамоту, в которой отметил, что его изобретения и конструкции обеспечили господство амер. авиации в воздухе и способствовали победе во Второй мировой войне. Президент Г. Трумен также отмечал достижения С. в обл. создания военных самолётов. За исключительные заслуги перед ВВС США в 1918-69 получил в Пентагоне наградную грамоту (Exceptional Service Award). В конце карьеры занимался вопросами защиты от атомного оружия, в частности разрабатывал оборудование для очистки воздуха от радиоактивной пыли. Родственники: вдова (урожд. Олифант) Эвелин; брат Георгий.
Ист. АМРЦ. Морозова О.А. Биографии, сборник — черновая рукопись: М-73 (MS 268). С. 8.18.; М-73-8, 2.4-150-151, 155; Archives of Assn. of Rus.-American Engineers in USA; De Seversky Alexander P. Curriculum vitae.
Лит. Истомин А. (E.A. Александров). Рус. конструкторы самолётов и лётчики в США // РА. 1995. №20. С. 151-160; Мартиролог рус. военно-мор. эм. С. 172; Некролог// Часовой (Брюссель). 1974. Нояб. №581. С. 19; Durkota А., Darcey Т andKulikov V. The Imperial Russian Air Force. Famous Pilots and Aircraft of World War I. Mountain View, CA and Stratford, 1995; RaymondB., Jones D. De Seversky Alexander//The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 186-187; Who is who. 1974-75.
Ист. АМРЦ. Морозова О.А. Биографии, сборник — черновая рукопись: М-73 (MS 268). С. 8.18.; М-73-8, 2.4-150-151, 155; Archives of Assn. of Rus.-American Engineers in USA; De Seversky Alexander P. Curriculum vitae.
Лит. Истомин А. (E.A. Александров). Рус. конструкторы самолётов и лётчики в США // РА. 1995. №20. С. 151-160; Мартиролог рус. военно-мор. эм. С. 172; Некролог// Часовой (Брюссель). 1974. Нояб. №581. С. 19; Durkota А., Darcey Т andKulikov V. The Imperial Russian Air Force. Famous Pilots and Aircraft of World War I. Mountain View, CA and Stratford, 1995; RaymondB., Jones D. De Seversky Alexander//The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 186-187; Who is who. 1974-75.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.