Северы
СЕВЕРЫ
Римская императорская династия, правившая в 193-235 гг. Основана Септимием Севером.
Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999
Северы
династия римских императоров в 193- 235 гг. Наиболее значительны: Септимий Север, Каракалла, Александр Север. Политика Северов носила в основном антисенатский характер. Опирались на армию и административный аппарат (чиновников). При Северах наметилась тенденция к неограниченной власти императоров.
Источник: Исторический словарь
СЕВЕРЫ
династия рим. императоров (193 — 235). Ее представители: Септимий Север (апр. 193 — 4 февр. 211); Каракалла (сын Септимия Севера) (198 — 211 — соправитель Септимия Севера, 4 февр. 211 — 26 февр. 212 — правил с братом Гетой, 26 февр. 212 — 8 апр. 217 — единолич. правитель); Гета (209 — 4 февр. 211 — соправитель Септимия Севера, 4 февр. 211 — 26 февр. 212 — соправитель Каракаллы); Элагабал (Гелиогабал) (8 июня 218 — 11 марта 222); Александр Север (11 марта 222 — 18 марта 235).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СЕВЕРЫ
1. слав. племя, расселение С. см. на карте к ст. Славяне. 2. (Severi) - династия рим. императоров (193-235). Ее представители: Септимий Север (апрель 193 -4 февр. 211); Каракалла (сын Септимия Севера) (198-211 - соправитель Септимия Севера, 4 февр. 211 - 26 февр. 212 - правил с братом Гетой, 26 февр. 212 - 8 апр. 217 - единоличный правитель); Гета (209 - 4 февр. 211 - соправитель Септимия Севера, 4 февр. 211 - 26 февр. 212 - соправитель Каракаллы); Элагабал (Гелиогабал) (8 июня 218 - 11 марта 222); Александр Север (11 марта 222 - 18 (или 19) марта 235). В правление С. наметилась тенденция к абсолютизму с обоснованием божественного характера императорской власти. С. открыли ряд т. н. "солдатских императоров" и создали военно-бюрократич. монархию, защитившую на время интересы широких кругов рабовладельцев. Их политика, исключая Александра Севера, носила антисенатский характер. Опорой С. были армия и чиновничество, верхушка к-рых составила слой новой аристократии. Лит.: Macchioro V., L´Impero romano nell´et? dei Severi, "Rivista di storia antica", 1905-1906, v. 10, p. 201; 1906-1907, v. 11, p. 285, 341.
СЕВЕРЫ
общее название Славян, проживавших в начале новой эры на Сев. Кавказе. Географы двух первых веков по Р. Хр., Плиний Старший и Птоломей, помещают их среди Меотов, т.е. в Приазовье. При этом первый пишет их имя - Сервии, а второй -Савары. Через пять веков аноним Равенский называет реку Дон "родиной Суаров". Чешский профессор Л. Нидерле считает, что все эти имена потом слились в одном более позднем - Северяне. Он думает, что "именно они основали все славянские колонии, которые уже в шестом веке упоминаются на Донце и на Дону, а в арабских источниках IX и X веков на Дону, Волге и Северном Кавказе". В примечаниях он добавляет: "Северяне упоминаются не только в X веке Константином Багрянородным под именем Северии и в письме Иосифа Хазарского под именем Савар, Север, но, очевидно, еще раньше географом Баварским (Sebbirozi), затем анонимом Равенским (patria Suaricum на Дону) и Птоломеем, Savaroi, которого ближе всего к ним подходят" (Л. Нидерле. Славянские древности, М. 1956).
Все эти изменяющиеся в веках названия в основе своей, вероятно, имеют римское separare (так же как английское sever) со значением "отделять", "отделяться". Тот же смысл придает им в VI в. Прокопий Кесарийский, уже при греческом звучании - "Споры" со значением "рассеянные" и это роднит их со славянским - "бродячий", "бродяги". Очевидно Кавказские и Подонские Славяне приобрели общее прозвище Северы от Римлян во время их господства на Сев. Кавказе (I-III вв. поР. Хр.).
В конце четвертого века Гунны прихватили с собой и часть Кавказских Славян, которые принесли свое имя С. и на Дунай. Большая же их часть осталась на старых местах и оказалась в границах возникшего там государства Казара. В X в. о них, как о Славянах, вспоминают Арабы Масуди и Ал Бекри, но и до этого времени их можно узнать в Сакалибах других арабских авторов. Масуди говорил, что многочисленные славянские племена издревле заселяли берега Дона. Его слова подтверждаются более ранним свидетельством другого Ара-ба-Ибн Хор-дабе, который еще в средине IX века называл Волгу и Дон славянскими реками. Л. Нидерле ссылается на анонимный источник X в., по которому и Азовское море называлось славянским. Вероятно, на основании этих свидетельств, пополненных греческими данными, в Российских Четьи Минеях говорится, что "Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами, называли, был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Меотического озера" (Ригельман). Гребенские Казаки помнили еще в XVIII столетии, что их раньше называли Казаровцами (у него же в Летописном повествовании о Малой России).
Оставаясь в Подонье и в Приазовье под властью казарского хакана, степные Славяне прошли многовековые процессы смешивания и метисации с другими народами. При этом они не только сохранили свой древний славянский язык, но и распространили его и на соседей. Ал Бекри писал, что Казары, смешавшись со Славянами, стали говорить на их языке "наравне с другими народами севера".
После гибели Казарского царства (965), остатки его славянского населения вошли в состав державы Томаторканской и в дальнейшем упоминаются в русских летописях и актах, как Бродники, Пятигорцы, Черкасы, Козары, Сара Азманы, а иногда и как Северюки (в актах XVI в.). Известно, что все эти прозвища принадлежали казачьим предкам.
Все эти изменяющиеся в веках названия в основе своей, вероятно, имеют римское separare (так же как английское sever) со значением "отделять", "отделяться". Тот же смысл придает им в VI в. Прокопий Кесарийский, уже при греческом звучании - "Споры" со значением "рассеянные" и это роднит их со славянским - "бродячий", "бродяги". Очевидно Кавказские и Подонские Славяне приобрели общее прозвище Северы от Римлян во время их господства на Сев. Кавказе (I-III вв. поР. Хр.).
В конце четвертого века Гунны прихватили с собой и часть Кавказских Славян, которые принесли свое имя С. и на Дунай. Большая же их часть осталась на старых местах и оказалась в границах возникшего там государства Казара. В X в. о них, как о Славянах, вспоминают Арабы Масуди и Ал Бекри, но и до этого времени их можно узнать в Сакалибах других арабских авторов. Масуди говорил, что многочисленные славянские племена издревле заселяли берега Дона. Его слова подтверждаются более ранним свидетельством другого Ара-ба-Ибн Хор-дабе, который еще в средине IX века называл Волгу и Дон славянскими реками. Л. Нидерле ссылается на анонимный источник X в., по которому и Азовское море называлось славянским. Вероятно, на основании этих свидетельств, пополненных греческими данными, в Российских Четьи Минеях говорится, что "Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами, называли, был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Меотического озера" (Ригельман). Гребенские Казаки помнили еще в XVIII столетии, что их раньше называли Казаровцами (у него же в Летописном повествовании о Малой России).
Оставаясь в Подонье и в Приазовье под властью казарского хакана, степные Славяне прошли многовековые процессы смешивания и метисации с другими народами. При этом они не только сохранили свой древний славянский язык, но и распространили его и на соседей. Ал Бекри писал, что Казары, смешавшись со Славянами, стали говорить на их языке "наравне с другими народами севера".
После гибели Казарского царства (965), остатки его славянского населения вошли в состав державы Томаторканской и в дальнейшем упоминаются в русских летописях и актах, как Бродники, Пятигорцы, Черкасы, Козары, Сара Азманы, а иногда и как Северюки (в актах XVI в.). Известно, что все эти прозвища принадлежали казачьим предкам.
СЕВЕРЫ
• Sev?ri,
1. Corn. Sev., друг Овидия, который адресовал ему несколько писем с Понта, и эпический поэт, по Квинтилиану (10, 1, 89), versificator quam po?ta melior, написал bellum Siculum (войну против С. Помпея в 38 слл. гг. до Р. X.). Мы имеем от этого стихотворения один отрывок, где рассказывается о смерти Цицерона (Sen. suas. 7); приписываемое ему описание извержения вулкана Везувия (Sen. ер. 79), по-видимому, представляет эпизодическую часть того же самого стихотворения;
2. Iulius Sev., при Адриане был начальником в войне против возмутившихся иудеев, а впоследствии управлял с большим умением провинцией Вифинией;
3. L. Septimius Sev., император в 193-211 гг. от Р. X., происходил из всаднической фамилии, жившей в Африке; отправился в Рим, чтобы завершить там свое образование, вступил в сенат с помощью Марка Аврелия, затем управлял поочередно Галлией, Паннонией и Сицилией и от Коммода получил главное начальство в Германии. Dio Cass. 73, 4. Затем он был провозглашен солдатами императором в Карнунте в Верхней Паннонии как мститель за убитого Пертинакса; утвержденный сенатом, он победил своего соперника Песцения Нигра на Востоке, взял Византию после отчаянной обороны, затем разбил второго соперника — Клодия Албина (197 г.) при Лугдуне в Галлии, после своего возвращения очистил сенат, окружил себя новыми телохранителями и положил основание истинному господству солдат (Spart. Sev. 5. Her. Od. 3, 1 слл. Dio Cass. 74, 6 слл. 75, 7). После этого он разбил в 195 г. парфян и завоевал их главный город Ктезифонт. После своего возвращения он долгое время пробыл в Риме и здесь в 204 г. казнил своего любимца Плавтиана, гнусные дела и бесстыдство которого превзошли всякую меру. Он украсил Рим прекрасными зданиями, издал превосходные законы, чем отчасти загладил свое прежнее жестокое поведение и старался уничтожить нерасположение к себе. В 208 г. он отправился со своими сыновьями Каракаллой и Гетой в Британнию, победил каледонян, удержал их от новых вторжений постройкой большой стены и умер в 211 г. в Эбораке (Йорк), может быть, от яда, который поднес ему старший сын Каракалла. Eutr. 8, 19. Spart. Sev. 18 сл. Принятием в свою гвардию многочисленных варваров он дал ближайший повод к падению римской дисциплины. ср.: Hoefner; Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers L. Septimius Severus (1872 слл.);
4. Alexader Sev., из Финикии, сын Юлии Маммеи, племянник Септимия Севера, родился в 205 г. от Р. X., был провозглашен цезарем своим двоюродным братом Гелиогабалом, однако вскоре навлек на себя ненависть и недоверие тирана, потому что был очень любим солдатами. Многие попытки безумного Гелиобала убить Александра не удались и окончились его собственной насильственной смертью, в 222 г. от Р. X., после чего сенат, народ и войско с большим торжеством объявили Александра императором. Lampr. Al. Sev. 1. Dio Cass. 78, 30. Тщательно воспитанный и одаренный от природы умом, он отдал себя в распоряжение своей умной бабки, матери и образованных мужей, среди которых находился знаменитый юрист Улпиан. Между тем как Александр посвящал большую часть дня государственным делам, в свободные часы он читал сочинения великих философов и поэтов, особенно Цицерона и Горация. Кроме того, он прекратил развращающее сирийское богослужение, которое ввели его предшественники, но почитал, наряду со своими отечественными богами, также Авраама и Христа как героев. Он старался поддерживать более строгую дисциплину; возмущенные этим преторианцы умертвили на его глазах его министра Ульпиана. Lampr. Al. Sev. 29. Herod. 6. 1. В 232-234 гг. он вел войну против новоперсов; затем в 235 г. выступил в Германию для защиты границ, но здесь был убит вместе со своей матерью солдатами, недовольными его строгой дисциплиной;
5. Flavius Valerius Sev., иллириец, назначенный в 305 г. Галерием в цезари, в 306 г. он отправился в поход против Максенция, но был оставлен своими солдатами и в 307 г. убит в Равенне;
6. Sulpicius Sev. (около 400 г. от Р. X.), христианин, написал священную историю (historia sacra) от начала мира до своего времени, которая обнаруживает в авторе историческое чувство и изложена литературным языком, подражающим лучшим образцам.
1. Corn. Sev., друг Овидия, который адресовал ему несколько писем с Понта, и эпический поэт, по Квинтилиану (10, 1, 89), versificator quam po?ta melior, написал bellum Siculum (войну против С. Помпея в 38 слл. гг. до Р. X.). Мы имеем от этого стихотворения один отрывок, где рассказывается о смерти Цицерона (Sen. suas. 7); приписываемое ему описание извержения вулкана Везувия (Sen. ер. 79), по-видимому, представляет эпизодическую часть того же самого стихотворения;
2. Iulius Sev., при Адриане был начальником в войне против возмутившихся иудеев, а впоследствии управлял с большим умением провинцией Вифинией;
3. L. Septimius Sev., император в 193-211 гг. от Р. X., происходил из всаднической фамилии, жившей в Африке; отправился в Рим, чтобы завершить там свое образование, вступил в сенат с помощью Марка Аврелия, затем управлял поочередно Галлией, Паннонией и Сицилией и от Коммода получил главное начальство в Германии. Dio Cass. 73, 4. Затем он был провозглашен солдатами императором в Карнунте в Верхней Паннонии как мститель за убитого Пертинакса; утвержденный сенатом, он победил своего соперника Песцения Нигра на Востоке, взял Византию после отчаянной обороны, затем разбил второго соперника — Клодия Албина (197 г.) при Лугдуне в Галлии, после своего возвращения очистил сенат, окружил себя новыми телохранителями и положил основание истинному господству солдат (Spart. Sev. 5. Her. Od. 3, 1 слл. Dio Cass. 74, 6 слл. 75, 7). После этого он разбил в 195 г. парфян и завоевал их главный город Ктезифонт. После своего возвращения он долгое время пробыл в Риме и здесь в 204 г. казнил своего любимца Плавтиана, гнусные дела и бесстыдство которого превзошли всякую меру. Он украсил Рим прекрасными зданиями, издал превосходные законы, чем отчасти загладил свое прежнее жестокое поведение и старался уничтожить нерасположение к себе. В 208 г. он отправился со своими сыновьями Каракаллой и Гетой в Британнию, победил каледонян, удержал их от новых вторжений постройкой большой стены и умер в 211 г. в Эбораке (Йорк), может быть, от яда, который поднес ему старший сын Каракалла. Eutr. 8, 19. Spart. Sev. 18 сл. Принятием в свою гвардию многочисленных варваров он дал ближайший повод к падению римской дисциплины. ср.: Hoefner; Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers L. Septimius Severus (1872 слл.);
4. Alexader Sev., из Финикии, сын Юлии Маммеи, племянник Септимия Севера, родился в 205 г. от Р. X., был провозглашен цезарем своим двоюродным братом Гелиогабалом, однако вскоре навлек на себя ненависть и недоверие тирана, потому что был очень любим солдатами. Многие попытки безумного Гелиобала убить Александра не удались и окончились его собственной насильственной смертью, в 222 г. от Р. X., после чего сенат, народ и войско с большим торжеством объявили Александра императором. Lampr. Al. Sev. 1. Dio Cass. 78, 30. Тщательно воспитанный и одаренный от природы умом, он отдал себя в распоряжение своей умной бабки, матери и образованных мужей, среди которых находился знаменитый юрист Улпиан. Между тем как Александр посвящал большую часть дня государственным делам, в свободные часы он читал сочинения великих философов и поэтов, особенно Цицерона и Горация. Кроме того, он прекратил развращающее сирийское богослужение, которое ввели его предшественники, но почитал, наряду со своими отечественными богами, также Авраама и Христа как героев. Он старался поддерживать более строгую дисциплину; возмущенные этим преторианцы умертвили на его глазах его министра Ульпиана. Lampr. Al. Sev. 29. Herod. 6. 1. В 232-234 гг. он вел войну против новоперсов; затем в 235 г. выступил в Германию для защиты границ, но здесь был убит вместе со своей матерью солдатами, недовольными его строгой дисциплиной;
5. Flavius Valerius Sev., иллириец, назначенный в 305 г. Галерием в цезари, в 306 г. он отправился в поход против Максенция, но был оставлен своими солдатами и в 307 г. убит в Равенне;
6. Sulpicius Sev. (около 400 г. от Р. X.), христианин, написал священную историю (historia sacra) от начала мира до своего времени, которая обнаруживает в авторе историческое чувство и изложена литературным языком, подражающим лучшим образцам.