Cesar), наст. имя Бальдаччини, Сезар (Baldaccini, Cesar) 1921, Марсель — 1998, Париж. Французский скульптор. Родился в семье бочара и виноторговца. В 1935—1943 учился в художественной школе Марселя, намереваясь стать скульптором. В 1943 поступил в парижскую Школу изящных искусств, где обучался с вынужденными перерывами до 1954. В 1953 при посещении заводского цеха открыл для себя способ сварки отходов производства автогеном. Скульптуры, выполненные этим приемом, отличаются разнообразием форм и фактур, проистекающим из свойств металлических обрезков. Сваренные стержни, трубы, мелкие бруски и пластины образуют многослойные решетчатые структуры, плотные объемы с глубокими рельефами, массивы, разреженные сквозными отверстиями, ячеистые панели (Летучая мышь, 1954, Париж, Нац. музей современного искусства; Скорпион, 1955, Париж, Гор. музей современного искусства; Дьявол, 1956, Париж, Нац. музей современного искусства; Памяти Николя де Сталя, 1958, частное собрание; Торс, 1959—1965, Брюссель, Музей изящных искусств). Такие работы, где свойства металлолома не маскируются, а претворяются в изобразительную форму, получили одобрение Джакометти и Пикассо. Будучи показанными на нескольких выставках, они принесли известность начинающему художнику. С 1959 Сезар перешел к методу "компрессий", сдавливания металлолома мощным гидравлическим прессом, применявшимся для утилизации старых машин. Медные ленты, стальные сетки и каркасы, обрезки толя, кузова автомобилей расплющивались в мятую плоскость или сжимались в прямоугольные "столбы" с утопленными в них разноцветными рельефами (Фасад № 1, 1961, Париж, Нац. музей современного искусства; Желтый Бьюик, 1961, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Памяти Луи, 1965, Марсель, Музей Кантини). Позднее, стремясь к цветовому и фактурному разнообразию, Сезар перешел к прессовке других материалов — пластика, картонных коробок, упаковочных ящиков, джутовых мешков, синтетических волокон (Компрессия, 1975; Настенная компрессия, 1976, обе — собрание музеев Марселя). Использование промышленных технологий в созданиях Сезара вызывает представление о сверхчеловеческой силе, которая сдавливает, скручивает, сминает в складки твердые тела. В 1960 Сезар включился в объединение "Новый реализм", созданное теоретиком Пьером Рестани. Художников этой группы (в нее входили также Жан Тенгели, Ив Клейн, Арман, Марсиал Рейс, Эн, Виллегле, Дюфрен, Кристо) объединяло стремление к прямому диалогу с современной урбанистической реальностью, к вовлечению в сферу искусства индустриальных технологий, материальных свойств и знаков городской среды. Продвигаясь в этом направлении, скульптор открывает пластические свойства полиуретана — быстро твердеющего жидкого материала. Серия Экспансий создавалась им путем выливания из ведра предварительно взбитого полиуретана. В зависимости от темпа и направления разливов возникали разнообразные формы — бегущие крупными и мелкими волнами, завихряющиеся в кратерах и воронках, вздымающиеся вверх и бессильно опадающие (Экспансия № 3: Лунная, 1969; Экспансия № 8: Близнецы, 1970, обе — собрание музеев Марселя; Экспансия № 14, 1970, Париж, Нац. музей современного искусства). Публичное исполнение Экспансий (в выставочных и музейных залах, на улицах) протекало в форме хэппенинга. Работа мастеров, увеличивающих скульптурные модели посредством пантографа, натолкнула Сезара на идею копирования в больших размерах пальца человеческой руки, своего рода объемного фотоувеличения. Муляж собственного большого пальца переводился им в разные материалы (бронзы, пластмассы, стали, мрамора и никеля). Монументальный палец в комплексе Дефанс подобен крупному плану, соскочившему с гигантского экрана стереокино. В 1980-е скульптор соединяет "компрессии" с ассамблажем в серии автопортретов в овальных и прямоугольных рамах, с отражениями в зеркале и стекле. Серия Памяти Моранди (кон. 1980 — нач. 1990-х) выполнена приемом прессовки выстроенных в ряд эмалированных сосудов. Отлетевшие при раздавливании эмалевые крошки усеивают плоскость разноцветными точками, создавая эффект живописных валеров и форм, тающих в атмосфере.
Лит.: Бусев М. А. Творчество скульптора Сезара (1921—1998) // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. М., 2000; Cesar par Cesar. Presente par Pierre Cabanne. Paris, 1971; Restany P. Cesar. Monte Carlo, 1975; Hachet J.-Ch. Cesar ou les Metamorphoses d’un grand art. Paris, 1989; Cesar: Catalogue de l’exposition. Paris, Galerie nationale du Jeu de Paume, 1997.
В. Крючкова
0.00 байт
Николай Иванович Салтыков и Фредерик Сезар де Лагарп
Статья посвящена сложным взаимоотношениям Н. И. Салтыкова, главного воспитателя старших внуков Екатерины II, и любимого учителя будущего императора Александра I Ф. С. Лагарпа. Автор анализирует различные источники (письма Ф. С.