Съезд мусульманского духовенства 4-го Горно-Заводского р-на Уральской обл
Съезд мусульманского духовенства 4-го Горно-Заводского р-на Уральской обл.
прошел 5–7.09.1927 г. в соборной мечети г.Перми под председательством имам-мухтасиба З.А. Касимова. Целью с. было ознакомление мусульман р-на с результатами Всерос. мус. съезда, прошедшего в Уфе 25.10–4.11.1926 г., отчет о деятельности мухтасибата и избрание нового имам-мухтасиба. Касимов намеревался провести съезд еще в мае 1926 г., однако переписка с ВЦИК, Уральским областным администр. отделом, местными органами ОГПУ и др. госинстанциями с целью получения разрешения на проведение с. заняла полтора года. В итоге разрешение было выдано, но не на то время, о котором просил мухтасиб. В спешке ему пришлось оповещать делегатов. В мухтасибатское управление 4-го ГорноЗаводского р-на Уральской обл. входили 47 приходов Пермского, Верхне-Камского, Нижне-Тагильского и Свердловского округов. Из-за сжатых сроков и значительных расстояний из 80 чел., которые должны были присутствовать на с., смогло приехать лишь 27, из них 17 представителей духовенства, 10 – от приходских советов. Из доклада Касимова участникам с. следует, что под ведением управления мухтасиба находилось 29 мечетей, 11 официальных и 7 частных молитвенных домов. Из них Богословская и Луневская мечети из-за отъезда населения оказались закрытыми, Чермозский молитвенный дом был взят в руки местных органов власти. Духовных лиц в мухтасибате насчитывалось 54 чел., из них 37 мулл и 17 муэдзинов. Положение большей части духовенства, особенно сельского, было весьма бедственным. Постоянное жалованье в размере от 20 до 120 руб. получали муллы лишь в 13 приходах, в двух приходах они жили только на добровольные пожертвования, собираемые несколько раз в год. В остальных же 32 приходах не получали никакого жалованья, кроме редких и немногих добровольных пожертвований, и обеспечивались по большей части своим трудом. В р-не работало всего три приходские школы: при соборной мечети Перми, в с. Кояново и Канабеки. Констатировалось, что население боится открывать религиозные школы из-за трудностей при получении разрешения на открытие, из-за разрешения заниматься только раз в неделю и судебного преследования преподавателей органами власти. Финансовая проверка показала, что с ноября 1923 до сентября 1927 г. в Управлении мухтасиба собрано добровольных пожертвований всего 4295 руб. 41 коп., израсходовано в течение этого срока 4306 руб. 87 коп. (вкл. пожертвования в адрес ЦДУМ на ремонт его здания и на проездные расходы делегатов в Мекку и Уфу). На с. Касимов сложил с себя полномочия мухтасиба, заслужив благодарность делегатов за свою честную и безупречную работу. Вместо него большинством голосов имам-мухтасибом был избран Ш.С. Усманов. Материалы с. показывают, что, несмотря на видимую лояльность органам советской власти, духовенство Прикамья и Ср. Урала было обеспокоено наступлением гос-ва на религию в целом и на мус. общину в частности. Иносказательно констатируется, что госорганы стали все больше вмешиваться в дела верующих и их религиозных организаций, а экономическая политика гос-ва на селе приводила к обнищанию мус. духовенства и обеднению мус. общин Урала. Лит.: ГАСО, ф. Р-102, оп. 1, д. 363. А.С., Р.Б.