Сфинкс
Сфинкс
гр. sphinx) – скульптурное изображение крылатого чудовища с туловищем льва, с головой и грудью женщины.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
СФИНКС
душительница — фантастическое существо с львиным телом и человеческой головой, заимствованное в Древней Греции из Древнего Египта. Греческий миф рассказывает о С., который обитал на скале близ Фив, задавал путникам загадку и убивал не сумевших ее разгадать.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СФИНКС
(англ. sphinx), статуя льва с человеческой или реже бараньей головой. Согласно поверьям египтян, С. представлял собой стража Ворот восхода, такие статуи часто устанавливались в большом количестве по сторонам дорог и храмов. Крупнейший и наиболее знаменитый С. находится в Гизе, высечен из природной скалы. Черты С. принадлежат фараону Хефрену IV династии (26 в. до н.э.). Статуя имеет 240 футов (73,2 м) в длину и 66 футов (18, м) в высоту.
Источник: Археологический словарь. 1990
Сфинкс
в мифах древних греков чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Сфинкс расположилась на горе близ города Фивы и задавала каждому проходившему загадку (Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала (вариант: пожирала). Разгадал загадку Эдип (Человек - в детстве, зрелости и старости), после чего Сфинкс бросилась со скалы.
Источник: Исторический словарь
СФИНКС
чудовище женского рода, имевшее крылатое туловище львицы, а голову и грудь женщины. Оно жило близ Фив на скале и убивало каждого, кто не мог разгадать задаваемой им загадки: «Что ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех». Эдипразгадал эту загадку, после чего чудовище в отчаянии бросилось со скалы. За избавление от сфинкса фиванцы сделали Эдипа своим царем. Греческий сфинкс заимствован из Египта, где сфинксы изображались без крыльев и ставились при входе в храмы.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Сфинкс
У др. египтян–существо с телом льва и головой человека, олицетворение царя или бога солнца. Имелись также С. женского пола и С. с головой барана. У египтян С. заимствовали греки (скульптурные изображения в Дельфах, 6 в. до н. э.). По греч. мифу, С. является дочерью Ехидны, чудовищем с головой и грудью женщины и крылатым телом льва. Неподалеку от Фив оно подкарауливало путников и пожирало всех, кто не мог отгадать его загадку: «Кто ходит сперва на четырех ногах, затем на двух, а потом на трех?» Когда Эдип ответил: «Человек», чудовище бросилось в пропасть. С. охотно изображали греч., рим. и послеантичные художники. Особенно популярен сюжет с Эдипом (картина Энгра, драма Гофмансталя, стихотворение О. Уайльда).
Источник: Словарь античности. 1989
Сфинкс
в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, Сфинкс расположилась на горе близ Фив и задавала каждому проходившему загадку (например, «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего разгадать Сфинкс убивала и так погубила множество знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасии тому, кто избавит Фивы от Сфинкс. Загадку разгадал Эдип — Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть. Образ Сфинкс отражен в драме Эсхила «Сфинкс».
СФИНКС
1) В греч. миф. — фантастич. существо с головой женщины, львиными лапами, крыльями птицы и туловищем наполов. женщины, наполов. животного. По преданию, С. обитал на скале близ Фив и убивал прохожих, к-рые не могли разгадать его загадку: «кто ходит утром на четырех ногах, днем — на двух, вечером — на трех?». Когда ее разгадал фиванский царь Эдип, ответивший, что это человек в детстве, в зрелом возрасте и в старости, С. бросился со скалы (по др. версии, был убит Эдипом). 2) В Др. Египте греки назыв. С. статуи с телом льва и головой человека или свящ. животного. По-егип. С. — шесеп, т.е. живая статуя. Обычно С. олицетв. фараона, выражая идею сверхестеств. мощи и божеств. сущности царя. С. с головами животных олицетв. божество (напр., в Фивах — аллея С. с головами баранов, свящ. животных бога Амона (15 в. до н.э.). Самый большой С. (высота 20 м, длина 57 м) высечен из цельной скалы около пирамиды Хефрена в Гизе (3-е тыс. до н.э.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СФИНКС
• Sphinx,
?????, ???, ?. е. душительница, чудовище, представляющее крылатое туловище львицы с головой и грудью девы (с хвостом змеи, собачьим телом и т. п.), которое обитало на скале возле Фив и причиняло большое несчастье городу. Оно задавало загадку: «Что имеет голос, утром о 4-х ногах, в полдень о 2-х, а вечером о 3-х?» (человек), и убивало каждого, кто не разгадывал ее. Фиванцы назначили в награду за разгадку владычество над городом и руку вдовствующей царицы Иокасты. Эдип разрешил эту загадку и этим принудил С. сброситься со скалы, см. Oedipus, Эдип. С. происходила от Химеры и Орфра (Hesiod. theog. 326) или от Тифона и Ехидны и, говорят, явилась из Эфиопии; она была послана гневавшейся на Лая Герой или Аресом за убийство Кадмом Аресова дракона. Первоначально она, кажется, обозначала губящую моровую язву, которая так часто постигала Фивскую страну. Египетская С., которая служила образцом для греческой, представляла львиное туловище без крыльев с верхними частями человека. Эти С., уставленные рядами, украшали вход в храмы.
?????, ???, ?. е. душительница, чудовище, представляющее крылатое туловище львицы с головой и грудью девы (с хвостом змеи, собачьим телом и т. п.), которое обитало на скале возле Фив и причиняло большое несчастье городу. Оно задавало загадку: «Что имеет голос, утром о 4-х ногах, в полдень о 2-х, а вечером о 3-х?» (человек), и убивало каждого, кто не разгадывал ее. Фиванцы назначили в награду за разгадку владычество над городом и руку вдовствующей царицы Иокасты. Эдип разрешил эту загадку и этим принудил С. сброситься со скалы, см. Oedipus, Эдип. С. происходила от Химеры и Орфра (Hesiod. theog. 326) или от Тифона и Ехидны и, говорят, явилась из Эфиопии; она была послана гневавшейся на Лая Герой или Аресом за убийство Кадмом Аресова дракона. Первоначально она, кажется, обозначала губящую моровую язву, которая так часто постигала Фивскую страну. Египетская С., которая служила образцом для греческой, представляла львиное туловище без крыльев с верхними частями человека. Эти С., уставленные рядами, украшали вход в храмы.
СФИНКС
греч. Spigx) - 1) В греч. мифологии - фантастическое существо с головой женщины, львиными лапами, крыльями птицы и туловищем наполовину женщины, наполовину животного. По преданию, С. обитал на скале близ Фив и убивал прохожих, к-рые не могли разгадать его загадку: "кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, вечером - на трех?" Когда ее разгадал фиванский царь Эдип, ответивший, что это человек в детстве, в зрелом возрасте и в старости, С. бросился со скалы (по другой версии, был убит Эдипом). 2) В Др. Египте греки называли С. статуи с телом льва и головой человека или священного животного. По-египетски С. - шесеп, т.е. живая статуя. Обычно С. олицетворял фараона, выражая идею сверхъестеств. мощи и божеств. сущности царя. С. с головами животных олицетворяли божество (напр., в Фивах - аллея С. с головами баранов, священных животных бога Амона (15 в. до н. э.)). Самый большой С. (высота - 20 м, длина - 57 м) высечен из цельной скалы около пирамиды Хефрена в Гизе (3-е тыс. до н. э.). Два С. 15 в. до н. э., изображающие Аменхотепа III, стоят на набережной р. Невы в Ленинграде (привезены в 1832). Известны С. у хеттов, изображавшиеся с лицом и бюстом женщины. Лит.: Струве В. В., Петербургские сфинксы, СПБ, 1912; Черезов Е. В., Надписи на ленинградских сфинксах, "ВДИ", 1949, No 1; Hassan Selim, The Sphinx. Its history in the light of recent excavations, Cairo, 1949; Schweitzer U., L?we und Sphinx im alten ?gypten, Gl?ckstadt, 1948. Р. И. Рубинштейн. Москва.
Сфинкс
греч. Sphinx)
в греческой мифологии крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. С. обитал на скале близ Фив и убивал путников, не умевших разгадать загадку о трех возрастах человека: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?». Загадку разгадал Эдип, после чего С. бросился со скалы и погиб.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(Сфинга)
В греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. В Грецию легенды о сфинксах пришли через Ближний Восток из Египта, где представляли собой полульва-получеловека. Сфинкс был наслан Герой на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Он задавал всем прохожим свою знаменитую загадку: "Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером - на трех?" - и тех, кто не мог дать правильный ответ, чудовище убивало. Таким образом погибло много знатных фиванцев. И только Эдип разгадал загадку: "Человек, который ползает в младенчестве на четвереньках, ходит на двух ногах в зрелом возрасте и опирается на палку в старости", - и тогда Сфинкс бросился в пропасть, а Эдипа за проявленную им мудрость фиванцы избрали своим царем.
Изображения сфинксов были очень популярны в античном искусстве, их помещали чаще всего на фризах дворцов, иногда с крыльями. Постепенно они утратили однозначно дурную славу, став таинственными роковыми существами с красивыми женскими лицами и женской грудью - как на полотнах Энгра или Моро. Неожиданную трактовку образа дал Тютчев, сравнив со Сфинксом природу:
Природа - Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
Это название может происходить от египетского словосочетания «шесеп анх» («живой образ»). Первой и самой знаменитой из подобных статуй является статуя Великого Сфинкса в Гизе, вырубленная из монолитной скалы и имеющая длину около 60 метров. Она имеет тело льва и человеческую голову, чей головной убор указывает на царское достоинство. Фигура сфинкса охраняет погребальный комплекс фараона Хафра. Нет никаких свидетельств, указывающих на то, что сам сфинкс был объектом поклонения, хотя вокруг него складывались всевозможные легенды и истории, включая греческий миф «Эдип и загадка Сфинкса».
(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)
в греческой мифологии крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. С. обитал на скале близ Фив и убивал путников, не умевших разгадать загадку о трех возрастах человека: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?». Загадку разгадал Эдип, после чего С. бросился со скалы и погиб.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(Сфинга)
В греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. В Грецию легенды о сфинксах пришли через Ближний Восток из Египта, где представляли собой полульва-получеловека. Сфинкс был наслан Герой на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Он задавал всем прохожим свою знаменитую загадку: "Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером - на трех?" - и тех, кто не мог дать правильный ответ, чудовище убивало. Таким образом погибло много знатных фиванцев. И только Эдип разгадал загадку: "Человек, который ползает в младенчестве на четвереньках, ходит на двух ногах в зрелом возрасте и опирается на палку в старости", - и тогда Сфинкс бросился в пропасть, а Эдипа за проявленную им мудрость фиванцы избрали своим царем.
Изображения сфинксов были очень популярны в античном искусстве, их помещали чаще всего на фризах дворцов, иногда с крыльями. Постепенно они утратили однозначно дурную славу, став таинственными роковыми существами с красивыми женскими лицами и женской грудью - как на полотнах Энгра или Моро. Неожиданную трактовку образа дал Тютчев, сравнив со Сфинксом природу:
Природа - Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
Это название может происходить от египетского словосочетания «шесеп анх» («живой образ»). Первой и самой знаменитой из подобных статуй является статуя Великого Сфинкса в Гизе, вырубленная из монолитной скалы и имеющая длину около 60 метров. Она имеет тело льва и человеческую голову, чей головной убор указывает на царское достоинство. Фигура сфинкса охраняет погребальный комплекс фараона Хафра. Нет никаких свидетельств, указывающих на то, что сам сфинкс был объектом поклонения, хотя вокруг него складывались всевозможные легенды и истории, включая греческий миф «Эдип и загадка Сфинкса».
(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)