Шад Иоганн-Баптист

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Шад Иоганн Баптист
(1758–1834) - первый философ Харьк. университета. Учился в иезуитской гимназии в Бамберге. В 1778–1798 служил в монастыре в Банце, где прошел путь от простого монаха до профессора теологии и философии. Из-за своих антифранцузских взглядов и разногласий с руководством в религиозных вопросах покинул монастырь. Прибыв в Йену, стал читать лекции в университете; получил профессуру в 1802. В 1804, по рекомендации Гете, призван в Харьк. университет. В июне 1804 прибыл в Харьков, где развернул широкую деятельность. Помимо философии и истории римской литературы преподавал немецкий язык и латынь, был ученым секретарем университета и деканом моральноэтического факультета. Его знаменитые учебники по логике и естественному праву вызвали одобрение даже среди православных священников Москвы и Петербурга. В 1816 был внезапно отрешен от должности и выслан за пределы России, книги же его - «Instituriones juris naturae» и издание «De viris illustribus Pomae» Плутарха (в обработке Ломонда) - истреблены. Причиной его удаления из университета министром народного просвещения князем Голицыным были доносы профессора Дегурова, воспользовавшегося неприятностями, возникшими для Шада и всего Харьк. университета по обвинению докторантов Гриневича и Ковалевского в том, что они представили докторские диссертации, которые, при расследовании, оказались плагиатом из сочинений Шада. Удаление его из университета обстоятельно и документально изложено в работах Н.А. Лавровского («Чтения Московского Общества», 1873, кн. 2: «Эпизод из истории Харьк. университета»), Д.И. Багалея («Удаление профессора Шада из Харьк. университета», Х., 1899) и профессора Е. Боброва («Материалы для истории философии в России»). Его философия повторяет принципы сначала философии Фихте, а впоследствии Шеллинга. Профессор Э. Ф. Лейкфельд дал в «Истории Харьк. университета» (Т. I, с. 654) анализ логики Шада. В его логике заметно сильное влияние метафизики Фихте; профессор Лейкфельд полагает, что он не только комментатор доктрины Фихте, но и продолжатель ее. То же самое следует сказать и о его философии права: он восстает против механической теории государства, господствовавшей в его время. Государство не есть машина, управляемая только механическими законами, не мануфактура, не учреждение, созданное ради одной безопасности. Шад не считает возможным выводить право из договора и восстает против разрыва, произведенного искусственно между правом и нравственностью.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Шад Иоганн-Баптист

Шад (Иоганн-Баптист) - философ. Родился в 1758 г. около Бамберга; родители были весьма набожны и тщательно развили в нем религиозное чувство. Учился у иезуитов. В 1778 г. поступил в монастырь в Банце, из которого бежал в 1798 г., так как не вынес преследования, которому подвергся за свободомыслие. Прибыв в Иену, стал читать лекции в университете; получил профессуру в 1802 г.; в 1804 г., по рекомендации Гете, призван в Харьковский университет. В Харькове Ш. играл весьма выдающуюся роль; читал лекции по философии и истории римской литературы. В 1816 г. Ш. был внезапно отрешен от должности и выслан из пределов России, книги же его - "Instituriones juris naturae" и издание "De viris illustribus Pomae" Плутарха (в обработке Ломонда) - истреблены. Весьма интересная автобиография Ш. вышла в 1803 г., а вторым изданием в 1828 г. Удаление Ш. наделало много шуму. Причиной его удаления из университета министром народного просвещения князем Голицыным были доносы профессора Дегурова , воспользовавшегося неприятностями, возникшими для Ш. и всего Харьковского университета для обвинения докторантов Гриневича и Ковалевского в том, что они представили докторские диссертации, которые, по расследовании, оказались плагиатом из сочинений Ш. Удаление Ш. из Харьковского университета обстоятельно и документально обследовано в работах Н.А. Лавровского ("Чтения Московского Общества", 1873, книга 2: "Эпизод из истории Харьковского университета"), Д.И. Багалея ("Удаление профессора Ш. из Харьковского университета", Харьков, 1899) и профессора Е. Боброва ("Материалы для истории философии в России"). Философия Ш. в существенном повторяет основные принципы сначала Фихтеревой, а впоследствии Шеллинговой философии. Профессор Ф.А. Зеленогорский , в двух статьях, помещенных в 27 и 30-й книжках "Вопросов философии и психологии", рассмотрел латинские сочинения Ш., вышедшие во время его пребывания в Харькове: "Institutiones philosophiae universae tomus primus logicam complectens" и две речи в торжественных собраниях Харьковского университета. Профессор Э.Ф. Лейкфельд дал в "Истории Харьковского университета" (том I, стр. 654) анализ логики Ш. В логике Ш. заметно сильное влияние метафизики Фихте; профессор Лейкфельд полагает, что Ш. - не только комментатор доктрины Фихте, но и продолжатель ее. То же самое следует сказать и о философии права Ш.: он восстает против механической теории государства, господствовавшей в его время. Государство не есть машина, управляемая только механическими законами, не мануфактура, не учреждение, созданное ради одной безопасности. Ш. не считает возможным выводить право из договора и восстает против разрыва, произведенного искусственно между правом и нравственностью. Немецкие сочинения Ш.: "Gemeinfassliche Darstellung des Fichtischen Systems und der daraus hervorgehenden Religionstheorie" (1800); "Grundriss der Wissenchaftslehre" (Иена, 1800); "Neuer Grundriss der transcendentalen Logik und Metaphysik nach den Principien der Wissenschaftslehre" (Иене, 1801); "Absolute Harmonie des fichtischen Systems mit der Religion" (1802); "System d. Natur und Trabscendentaplhilosophie" (1803 - 1804). В последнем сочинении заметно также влияние Шеллинга. Э. Радлов.

Источник: Биографический словарь. 2008