ШАГАЛ Марк (Мовша Хацкелев, Моисей) Захарович

Найдено 1 определение
ШАГАЛ Марк (Мовша Хацкелев, Моисей) Захарович
6.07(24.06). 1887 (Витебск) - 28.03.1985 (Сен-Поль-де-Ванс, Франция). Живописец, график. Старший из девяти детей приказчика рыбного склада. Детство провел в Витебске, в патриархальной еврейской среде. В 1900-05 учился в городском четырехклассном ремесленном училище. В 1906 три месяца занимался в Школе живописи и рисунка Ю. М. Пена; работал ретушером в фотоателье. В 1907 получил временное разрешение на въезд в Петербург. Не выдержал экзамен в ЦУТР, поступил в 3-й класс Рисовальной школы ОПХ. Жил в семье адвоката Гольдберга под видом слуги, чтобы иметь право на проживание в столице. Поступил учеником в мастерскую вывесок. В 1908 посещал рисовальные классы С. М. Зейден611 берга. В 1909 (три месяца) занимался в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, участвовал в выставке учеников школы в редакции журнала «Аполлон» (1910). Вернувшись в Витебск, исполнил первые картины: «Рождение», «Смерть», «Свадьба», «Свечи на темной улице». В 1910 вновь приехал в Петербург. Работы заинтересовали адвоката М. М. Винавера - одного из лидеров кадетской партии и члена Государственной Думы, который помог ему выехать для обучения за границу и назначил денежное содержание. В августе 1910 приехал в Париж и снял мастерскую в «La Ruche». Посещал академии Ла Палетт и Г ранд Шомьер. Познакомился с Г. Аполлинером, М. Жакобом, Ф. Леже, А. Сальмоном, Р. Делоне, Б. Сандраром. Писал лирикофантастические картины на тему Парижа, Витебска и еврейских местечек старой России, цветы, сцены из жизни цирка, часто обращался к теме влюбленных и библейским сюжетам: «Я и местечко» (1911), «Небесный извозчик» (1912), «Голгофа » (1912), «Скрипач» (1913). В 1912 участвовал в Осеннем салоне и салоне Независимых, в выставке «Мир искусства» в Петербурге, в 1913 - в выставке «Мишень » в Москве. В июне 1914 провел персональную выставку в галерее Der Sturm в Берлине. Летом 1914 вернулся в Витебск. Написал много картин на городские темы. Женился на Белле (Берте) Розенфельд из семьи богатых витебских ювелиров; в честь жены начал серию картин, посвященных влюбленным («Прогулка», 1917; ГРМ). В 1915 был призван в армию и направлен в Петроград; занимался канцелярской работой, все свободное время отдавал живописи. Участвовал в выставках: «Московский салон» (М., 1915), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), «Бубновый валет» (М., 1916), «Весенняя выставка современной русской живописи» (Пг., 1916), Еврейского общества поощрения художеств (М., апрель 1917). Работы воспроизводились в журналах «Аполлон» и «Солнце России». В 1917 оформил спектакли «Свадьба» и «Игроки» Н. В. Гоголя для Эрмитажного театра. В ноябре 1917 вернулся с женой и дочерью Идой в Витебск. В ашлсге 1918 был назначен комиссаром искусств губернского отдела народного образования. В январе 1919 организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, к преподаванию в которой привлек Ю. М. Пена, М. В. Добужинского, И. А. Пуни, К. Л. Богуславскую, Л. М. Лисицкого и К. С. Малевича. В июне 1920 из-за конфликта с Малевичем ушел из школы и вскоре переехал в Москву. В 1920-22 работал художником-декоратором в Государственном Еврейском камерном театре режиссера А. М. Грановского. Исполнил фреску, фриз и четыре панно с аллегориями искусств для интерьера театра, оформил первые спектакли по рассказам А. Шолом-Алейхема: «Агенты», «Мазл-тов» и «Поздравления». Сотрудничал с Е. Б. Вахтанговым в еврейском театре «Габима»; исполнил для 2-го МХТ декорации к пьесе Дж. Синга «Удалой молодец» (были отвергнуты как противоречащие реалистической концепции театра). Участвовал в Выставке современной живописи и рисунка (Пг., 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 1-й Государственной выставке картин местных и московских художников (Витебск, 1919) и выставке «Мир искусства» (М., 1922). Провел персональные выставки в Петрограде (Зимний дворец, 1919) и Москве (Еврейский камерный театр, 1921). Показал около сорока работ на совместной выставке с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом (М., 1922). Летом 1922 с помощью А. В. Луначарского выехал в Берлин - выяснить судьбу картин, оставленных до войны в галерее Der Sturm; начал многолетний судебный процесс по их возвращению. В Берлине освоил технику гравюры (офорт, сухая игла, ксилография, эстамп); по заказу издателя П. Кассирера исполнил эстампы и офорты к мемуарам «Моя жизнь» (альбом гравюр был издан в Берлине в 1923; мемуары, иллюстрированные ранними рисунками, вышли в Париже на французском языке в 1931). Дружил с поэтом Х.-Н. Бяликом, художниками М. Коганом, А. П. Архипенко, Д. Штеренбергом. Осенью 1923 поселился в Париже. В 1923-27 по заказу маршана А. Воллара исполнил офорты к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя (изданы в 1948; Гран-при на XXTV биеннале искусств в Венеции), в 1927-30 - офорты к «Басням» Лафонтена (изданы в 1952). В 1931 начал работу над иллюстрациями к Библии. Совершил путешествие по Ближнему Востоку, исполнил документальные зарисовки, которые использовал при создании цикла «Библейские послания» (гравюры, картины, керамика, витражи). Провел персональные выставки в парижских галереях: Barbazanges (1924, работы 1908-24), Quatre Chemins (1925), К. Granoff (1926) и в галерее Reinhardt в Нью-Йорке (1926). Участвовал в выставках русского искусства в Берлине (1922), Париже (М. Henry, 1925; L’lipoque, 1931; Zak, 1936), Уилмингтоне, США (1932), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1930-е персональные выставки состоялись в Париже, Берлине, Кельне, Амстердаме, Базеле, Праге, Лондоне, Брюсселе и Нью-Йорке. В конце 1930-х, под впечатлением от публичного сожжения его работ в Мангейме, исполнил ряд картин на тему Распятия. В 1937 принял французское гражданство. В начале II мировой войны уехал на юг Франции. В мае 1941 по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке выехал с семьей в США. В 1941-46 провел персональные выставки в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и Лос-Анджелесе. Оформил балеты «Апеко» П. И. Чайковского (балетм. Л. Ф. Мясин, 1942) и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (балетм. Дж. Баланчин, 1945) для труппы American Ballet Theatre. В 1944 пережил внезапную смерть жены. Посвятил ее памяти картины «Моей жене» (1944), «Свадебные свечи» (1945), «Душа города» (1945) и «Крыши» (1953); исполнил рисунки к ее автобиографии (1945—52). Его спутницей жизни стала Вирджиния Мак-Нейл; в 1946 родился сын Давид. В 1948 вернулся во Францию и поселился в Оржевале, под Парижем. С 1950 жил на собственной вилле La Colline в Вансе, близ Ниццы. В 1952 расстался с В. Мак-Нейл и женился на Валентине Бродской. В 1966 они переехали в Сен-Поль-де-Ванс. В послевоенные годы работал гуашью, исполнил гравюры к книгам «Жаркая жажда жить» П. Элюара (офорты, 1946), «Дафнис и Хлоя» Лонга (цветные литографии, 1960-62), «Тот, кто говорит нечто, ничего не говоря» Л. Арагона (офорты, 1976), «И на земле...» А. Мальро (рисунки, 1977), цикл офортов на тему «Цирк» (1967). Создал витражи для церкви в Асси (1957) и для синагоги медицинского центра Хадассах в Иерусалиме (1962), монументальные росписи в фойе театра Уотергейт в Лондоне (1949), мозаичное панно для фасада Метрополитен-Опера в Нью-Йорке (1966). По заказу министра культуры Франции А. Мальро расписал плафон парижской Гранд-Опера (1964). Занимался декоративной керамикой, шпалерами и скульптурой. В 1950-70-х персональные выставки прошли во многих городах Франции, Англии, Швейцарии, Германии, США, Японии и Израиля. Получил несколько престижных наград, стал почетным доктором ряда университетов, почетным членом Американской академии искусств и словесности (1959), был награжден Большим крестом Почетного легиона (1978). В 1977/78 в Лувре состоялась ретроспективная выставка в честь 90-летия со дня его рождения. В 1973 по приглашению Министерства культуры СССР побывал в Москве и Ленинграде в связи с выставкой литографий. В 1981 в Ленинграде прошла выставка эстампов, подаренных им Эрмитажу. В 1987, в связи со 100-летием со дня его рождения, мемориальная выставка состоялась в Москве. Похоронен в Сен-Поль-де-Вансе. Представлен в Музее современного искусства и музее Метрополитен в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне, в Лувре и Национальном музее современного искусства в Париже. Многие работы хранятся в Государственном музее Шагала в Ницце (открыт в 1973).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999