Шагинян, Мариэтта Сергеевна
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
В 1980 М.С. Шагинян писала о И.В. Сталине:
«Грузию и грузинский народ я уважаю и люблю еще за то, что в г. Гори, в бедном домике простого рабочего, труженика, родился Иосиф Виссарионович Сталин, могучая историческая личность, сумевшая после смерти Ленина десятки лет выполнять и выполнить огромную задачу, легшую на его плечи: сохранить первое в мире и много лет бывшее единственным социалистическое государство рабочих, крестьян и народной интеллигенции в страшном противодействовавшем ему безбрежном мире капитализма; и наконец, отстоять его в Отечественной войне 1941 – 45 гг. Нельзя этого забыть, нельзя не быть благодарным Сталину за сохранность нашего социалистического Отечества. Народ любил Сталина… Это время останется в мировой истории как эпоха великого Сталина».
(р. 1888) — писательница. По национальности армянка, из дореволюционной мелкобуржуазной интеллигенции. Ее отец был приват-доцентом Московского ун-та. Училась на философском факультете Московских высших женских курсов. Изучала минералогию, кристаллографию, прядильно-ткацкое дело и уже после революции энергетику в Плановой академии Госплана Союза ССР.. Окончила высшую школу в 1913, для продолжения образования уехала в Германию, откуда вернулась во время войны. На развитие Ш. большое влияние оказало творчество Гете ("Путешествие в Веймар", 1914).
Ш. начала печататься в 1903. Первые сб. стихов вышли в 1909 ("Первые встречи") и в 1913 ("Ориенталиа"). Первые произведения Ш., выражая идеологию мелкобуржуазной интеллигенции эпохи реакции, носили религиозно-мистический характер, окрашиваясь иногда в экзотическо-эротические тона. Хотя в творчестве Ш. дореволюционного периода и заметна тема критики капитализма ("Каприз миллионера", "Золушка"), но разрабатывалась она на базе идеалистическо-религиозного мировоззрения.
В 1916 Ш. написала роман "Своя судьба", весьма важный для изучения эволюции писательницы. Роман посвящен критике дореволюционной русской интеллигенции, ее мелкого индивидуализма, безличности, безволия, ее неумения сочетать слово и дело. Но пути оздоровления жизни Ш. все еще видела в проповеди религии и христианской любви. Однако Ш. была одной из первых среди писателей, повернувших в сторону пролетариата и начавших поддерживать революцию своим художественным творчеством. Выражением этого поворота Ш. является роман "Перемена", посвященный революционным событиям на Дону. Поворот в сторону пролетарской революции дал Ш. возможность развернуть творчество в полном объеме. Ш. пишет очень много, проявляя умение пользоваться разнообразными жанрами от публицистической статьи и очерка до авантюрного романа ("Месс-Менд") или очень своеобразного киноромана ("Кик").
Творчество Ш. характеризуется политической целеустремленностью, связью с практикой жизни, знанием процессов социалистического строительства, неутомимой теоретической и практической учебой. В 1919 Шагинян организует первую на Дону прядильно-ткацкую школу (очерк "Как я была инструктором ткацкого дела"), участвует в 1-м с.-х. съезде Армении (кн. "Советская Армения", 1922). В 1925 в итоге изучения текстильных ленинградских фабрик Ш. печатает очерки "Невская нитка", "Фабрика Торнтон", позднее дает серию статей о соцстроительстве в "Известиях" и "Правде" (собранные в кн. "Советское Закавказье", 1931). Из сочетания практической работы по социалистическому строительству с творческими художественными поисками возник роман "Гидроцентраль", посвященный постройке гидростанции в Армении. "Гидроцентраль" — произведение, написанное уже в стиле социалистического реализма. Ш. выступала с теоретическим обоснованием стиля социалистического реализма, указывая, что лишь полное согласие писателя с ведущими тенденциями развития советской действительности приводит его к пользованию "прямыми", т. е. реалистическими образами. В 1932 Ш. постановлением ЦИК Армении награждена орденом Трудового красного знамени.
Основные произведения Ш.: Первые встречи, Москва, 1909; Orientalia, Москва, 1913; Узкие врата, П., [1916]; Семь разговоров, Петроград, 1916; Каприз миллионера, Москва, 1916; Путешествие в Веймар, П., 1923; Своя судьба, П., 1923; Литературный дневник, П., 1922; Перемена, Л., 1924; Советская Армения, вып. 1. — Армения сельскохозяйственная, М. — П., 1923; Невская нитка (очерк), Москва, 1926; Фабрика Торнтон (очерк, с письмом Н. К. Крупской), Москва, 1927; Приключения дамы из общества, Собр. соч., т. III, Ленинград, 1929; Избранные рассказы, Л., 1927; Нагорный Карабах (Путевые очерки), М., 1930; Зангезурская медь, М.—Л., 1927; Прогулки по Армении, М.—Л., 1927; Месс Менд, вып. 1—10, М., 1924; Лори Лен, металлист, Л., 1927; Кик, [Л.], 1929; Советское Закавказье (Очерки 1922—30), М.—Л., 1931; Гидроцентраль, Д., 1931; Как я работала над "Гидроцентралью"
(Мой творческий опыт — рабочему автору). М., 1933; Дневники 1917—31, Ленинград, 1932.
В. Кирпотин.
Шагинян, Мариэтта Сергеевна
(1888-1982).
Видная рус. сов. писательница, ученый-литературовед и общественный деятель, более известная произв. др. жанров. Род. в Москве, окончила филос. ф-т Высших женских курсов в Москве, продолжила образование в Германии, откуда вернулась после нач. первой мировой войны; в 1930-х гг. окончила Плановую академию Госплана (изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику), работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистиком, историографом на ленингр. фабриках, годы Великой Отечественной войны провела на Урале корр. газ. "Правда". Д-р филол. наук, чл.-корр. АН Арм. ССР. Лауреат Гос. (1951) и Ленинской премии (1972). Герой Социалистического Труда. Печататься начала с 1903 г. Чл. СП.
К фантаст. мотивам Ш. обращалась еще в дореволюционные годы, опубликовав р-зы - "Последний милитарист", "Голова медузы" (оба - 1916) и др.; ряд их объединен в сб. - "Странные рассказы". Но наиб. известность писательнице принес авантюрный фант. роман, написанный в духе т.н. "красного Пинкертона", - "Месс Менд, или Янки в Петрограде" (1924 - под псевд. Джим Доллар; испр. 1956 - "Месс-Менд, или Янки в Петрограде", под своим именем); экранизирован в 1926 г. как "Мисс Менд"; продолжения - "Лори Лэн, металлист" (1925) и "Дорога на Багдад" (1935); последний роман впервые изд. в одном томе с предыдущим - "Лори Лэн, металлист. Дорога на Багдад" (1935). Сюжет этой легкой и во мн. пародийной трилогии включает обязательную для подобных произв. "борьбу мирового пролетариата" (использующего - особенно в первом романе - разл. фантаст. изобретения и открытия) против деградирующих (в т.ч. и буквально - биологически) "империалистов-заговорщиков" (см. Политика, Социализм, Эволюция, Экономика).
И. Х.
Лит.:
"Творчество Мариэтты Шагинян" (1980).
Шагинян,
Мариэтта СергеевнаРод. 1888, ум. 1982. Писательница. Произведения: "Месс-Менд" (повесть, 1923—25), "Гидроцентраль" (роман, 1930—31), "Семья Ульяновых" (роман, 1938, 2-я ред. 1957), "Первая Всероссийская" (роман, 1965), очерки, воспоминания и др. Лауреат Государственной премии СССР (1951), лауреат Ленинской премии (1972). Чл.-корр. АН Армении (1950). Герой Социалистического Труда (1976).