Шаховской (Семен Иванович, князь) - духовный писатель. Состоял на царской службе то в звании воеводы, то в других должностях, с 1614 по 1646 гг. Главный отдел сочинений Ш. составляют послания и между ними, прежде всего, обращают на себя внимание те, которые отчасти знакомят нас с судьбой самого автора. В послании к другу, неизвестному по имени, Ш. выражает свою скорбь, что отлучен от церкви, лишен лицезрения царского, заключен в темницу и благодарит друга за его утешительные письма. В другом послании он благодарит друга за посещение его в темнице и обещание ежедневно помогать ему в его скорбях. В послании к патриарху Филарету Никитичу Ш. сам указывает свою вину, говоря, что, по смерти трех своих жен, он, будучи еще юным, вступил в четвертый брак с девицей, жил с ней два года и имел от нее детей, а теперь лишен супружества и детей. Сознавая свое беззаконие, Ш. просил у патриарха помилования и уврачевания, чтобы от уныния не впасть в отчаяние. В послании к архиепископу сибирскому и тобольскому Киприану Ш. просил его ходатайствовать перед патриархом о дозволении ему, Ш., жить со своей четвертой женой, выражаясь, что страждет уже третий год. Кроме четвертого брака, Ш. обвинялся еще в каком-то государственном преступлении. Можно думать, что в 1625 г. Ш. был помилован и даже пользовался некоторой благосклонностью патриарха; последний поручил ему составить благодарственное послание персидскому шаху Аббасу за присланную им святыню - ризу Господню. В своих посланиях Ш. касался то истин веры, то правил церкви, то ее обрядов и богослужебных книг. Таковы послания: а) к некоему любомудрецу, бессмысленно говорившему, что Господь наш Иисус Христос, вместо человеческой души, принял Духа Святого; б) к князю Ивану Хворостинину , препиравшемуся о VI Вселенском соборе, будто он не обретается в книге священных правил; в) к некоим препиравшимся о браках и говорившим, что брак крепок, каким бы образом ни сочетался, и законен, если даже вступают в брак без соизволения родителей, самовластием жениха или невесты, и т. п.; г) к вопросившему о четвертом браке, каким законоположением святых отцов он воспрещается; д) к некоему другу, вопросившему, от чего повелось инокам не есть мяса; е) к митрополиту крутицкому Киприану; ж) к боярину, князю Ивану Борисовичу Черкасскому и з) к старцу Варлааму, бывшему архимандриту суздальского Богоявленского монастыря. В трех последних посланиях автор решал недоумения, считать ли те или другие места во вновь напечатанных книгах описками или подлинными словами текста, и высказывал желание, чтобы при печатании книг "прилежно проницали в книги и благолепно исправляли ошибки, сделанные в простоте неведения". К сочинениям Ш. с характером историческим относятся: а) слово о пожаре московском (бывшем 3 мая 1626 г.); б) повесть преславная о принесении ризы Господней в царствующий город Москву; в) повесть о убиении царевича Димитрия ; г.) повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведного царевича Димитрия; д) слово похвальное трем московским святителям: Петру, Алексию и Ионе и е) слово похвальное Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, устюжским чудотворцам. Третий и последний отдел сочинений Ш. - составленные им церковные службы, молитвы и песнопения. Известна еще "Копия со списка князя Семена Ш. записки" - краткий журнал его с 1601 по 1649 гг. См. митрополит московский Макарий "История русской церкви" (том XI, Санкт-Петербург, 1882, стр. 227 - 231).
ШАХОВСКОЙ Семен Иванович
ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ
ум. не ранее сер XVII в ) — князь, автор многочисленных посланий, похвальных “слов” святым, автобиографического труда, известного в науке под названием “Домашних записок князя Семена Шаховского”, и двух повестей о Смуте. Жизнь Ш была богата событиями: в период Смуты он служит Василию Шуйскому, после “отбегает” к Лжедмитрию II в Тушино, потом отправляется к осаждающему Смоленск Сигизмунду, затем оказывается в Новгороде, наконец, присоединяется к Второму ополчению После Смуты Ш служит стольником, участвует в переговорах с Польшей 1634—1637 гг., отправляется воеводой в различные города Будучи воеводой в Енисейске, составил роспись прилегающих к нему земель Неоднократно подвергался опалам и ссылкам. Ш. являлся авторитетом для современников в богословских вопросах. Основные сочинения Ш собраны в двух сборниках, составленных, видимо, самим автором, но писанных не его рукой Наибольшую ценность представляют две повести Ш о Смуте: “Повесть известно сказуема на память великомученика благовернаго царевича Дмитрия, о убиении его и о преславном обретении телеси, и о язве людстей” и “Повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведнаго царевича Димитрия” Источником для этих сочинении явилась так называемая “Летописная книга”, фрагменты которой и вошли с небольшими изменениями в произведения Ш. Но если “Летописная книга” дает целостный обзор событий Смуты, то Ш. в своих повестях (отметим, что вторая повесть является продолжением первой и в сюжетном и в философском плане на это указывает в тексте и сам автор) компонует материал таким образом, чтобы он подтвердил православный постулат о неизбежности возмездия за грех. Иллюстрацией этой мысли является описанное Ш. как божественное наказание низложение Бориса Годунова и Лжедмитрия I. В то же время, по утверждению автора, смирение и терпение не остаются без вознаграждения, примером того у Ш. служит обретение нетленных мощей царевича Дмитрия. Текст повестей Ш. изобилует риторическими отступлениями, ссылками на Священное писание. В своих повестях Ш. преследовал и сугубо личные цели. Так, начиная рассказ о царевиче Дмитрии, автор останавливается на его “многобрачном рожестве” (Дмитрий был сыном Ивана Грозного от седьмой жены, в то время как церковь допускала лишь три брака), но, ссылаясь на Писание, Ш утверждает законность его рождения. Этот мотив тесно связан с судьбой самого Ш., подвергшегося опале за незаконный, по мнению церкви, четвертый брак. Ряд исследователей приписывает перу Ш. и “Летописную книгу” (атрибутировавшуюся также князю И Катыреву-Ростовскому), под именем Ш. ее издала в 1987 г Е. И Дергачева-Скоп. Однако тщательное сопоставление текстов памятников — “Летописной книги” и повестей, написанных Ш.,— не дает оснований для таких выводов. Вопрос об авторстве “Летописной книги” остается открытым. Изд.: Повести князя Семена Ивановича Шаховского//РИБ — СПб 1909— Т 13— Стб 837—876, Послание князя С И Шаховского князю Д М Пожарскому // Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв — Л., 1970— С 43—55 Лит.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник—СПб. 1888— С 231—246, Семенова Е. П. Об источниках “Повести преславной” С. И. Шаховского // ТОДРЛ—М., Л., 1986—Т 39-С 335—341, Она же Русская общественная мысль первой половины XVII в (творчество С И Шаховского и И А Хворостинина) // Автореф дисс . канд. ист. наук — Л , 1982, Серова И. Ю. К вопросу о влиянии “Летописной книги” на Повести о Смуте С И Шаховского // ТОДРЛ — Л , 1990—Т 43— С 338—346 И. Ю. Серова
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996