(25.02.1904 — 1975) — советский государственный деятель, Герой Социалистического труда, генерал-полковник инженерно-авиационной службы. В 1940—1946 гг. — нарком авиационной промышленности СССР. В марте 1946 года вместе с А. А. Новиковым незаконно репрессирован, реабилитирован в 1953. В 1953—1959 гг. — зам. министра авиационной промышленности СССР. Автор книги "Крылья победы".
Шахурин, Алексей Иванович
ШАХУРИН Алексей Иванович
(1904—75), советский государственный, партийный деятель, генерал-полковник-инженер (1944). Герой Социалистического Труда (1941), член КПСС с 1925. В Сов. Армии с 1934. Окончил Московский инженерно-экономический институт (1932). С 1933 работал в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, с 1938 парторг ЦК КПСС на заводе (с оставлением в кадрах Сов. Армии). С апреля 1938 первый секретарь Ярославского, затем Горьковского обкомов партии. В 1940—46 нарком авиационной промышленности СССР. Во время Вел. Отеч. войны провел большую работу по эвакуации предприятий в восточные районы и обеспечению выпуска новой авиационной техники для фронта. В 1953—59 зам. министра авиационной промышленности, зам. председателя Государственного комитета по внешнеэкономическим связям СССР. Член ЦК КПСС в 1939—46.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
ШАХУРИН Алексей Иванович
(12.2.1904–3.7.1975), гос. деятель, Герой Соц. Труда (8.9.1941), ген. – полк. инж. – авиац. службы (19.8.1944). Сын крестьянина. Окончил Моск. инж. – экон. ин?т (1932). С 1921 работал электромонтером и фрезеровщиком, а в 1925 переведен на комсомольскую работу. Позже работал в Наркомате торговли РСФСР. С 1925 чл. ВКП(б). С 1932 нач. отдела оргз?ции производства авиазавода. В 1933–38 работал в Воен. – возд. академии РККА им. Н.Е. Жуковского. В февр. – апр. 1938 парторг ЦК ВКП(б) на заводе № 1 «Авиахим». С 1938 1?й секр. Ярославского, с янв. 1939 Горьковского обкомов ВКП(б). С марта 1939 чл. ЦК ВКП(б). 10.1.1940 после самоубийства М.М. Кагановича назначен наркомом авиац. пром?сти СССР. Во время Вел. Отеч. войны провел работу по эвакуации предприятий отрасли за Урал, организовал резкое увеличение выпуска самолетов. В ходе погрома авиац. отрасли 5.1.1946 снят с поста, в марте 1946 выведен из состава ЦК и 4.4.1946 арестован. По одной из версий причиной снятия Ш. стали слова сына И.В. Сталина Василия, что он как летчик считает, что американские самолеты лучше советских. 11.5.1946 приговорен Воен. коллегией Верх. суда СССР к 7 годам лишения свободы за «злоупотребления и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах» и «выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». Сразу же после смерти Сталина в мае 1953 освобожден Л.П. Берией и вскоре назначен зам. мин. авиационной пром?сти СССР, в 1957–59 зам. пред. Государственного к?та СМ СССР по внешнеэкон. связям. В авг. 1959 вышел на пенсию.
Был женат на Софье Мироновне Лурье (1909–1977). Его сын – Владимир (1928–3.6.1943) – покончил с собой, предварительно застрелив свою возлюбленную – дочь К.А. Уманского Нину.
Был женат на Софье Мироновне Лурье (1909–1977). Его сын – Владимир (1928–3.6.1943) – покончил с собой, предварительно застрелив свою возлюбленную – дочь К.А. Уманского Нину.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013