— "мастер" церковного пения, новгородский уроженец, живший во второй половине XVI в. Биографических сведений о нем совершенно не сохранилось, и только по некоторым данным можно заключить, что главная его деятельность относится к 1560—1580 гг. У современников Шайдуров пользовался большим уважением: "сей Иоанн Иоакимов, ему же просто наречение Шайдуров, — пишет один из них, — многим прилежанием и великим тщанием изобрете знаменного пения изящное доброгласие. Ему откры Бог подлинник пометам". Шайдуров известен, как усовершенствователь нотации знаменного пения. Он облегчил изучение безлинейных нот знаменного распева, сделав их понятными и доступными для большинства. Трудность при изучении знаменного пения заключалась в том, что знаменные ноты в начертании своем совмещали указания не только на продолжительность, но и на высоту звука. Для обозначения перемены в степени звука еще учителя Шайдурова поставляли при знаменах "подметные слова" или "пометы", но они не вошли в общее употребление, так как каждый мастер, обозначая высоту звуков по своему, не хотел принять систему "помет" другого, и "того ради велие несогласие у мастеров бываше". Такие пометы, которые, удовлетворяя всем предъявляемым к ним требованиям, могли быть приняты всеми и удалось составить Шайдурову. Он придумал ставить при каждой ноте киноварные буквы (киноварные пометы), условным образом обозначавшие высоту звука, выражаемого черной нотой. Таких помет было семь, и все они были выбраны не произвольно, а содержали ясный и определенный смысл, обозначая начальную букву слова, указывающего высоту звука, напр. н низко, м — мрачно и т. п. Эти же пометы, кроме высоты звука в знамени (степенные или согласные пометы) указывали еще на видоизменения его при исполнении (пометы указательные) и на гласовую мелодию знаменного распева (пометы осмогласные).
Значение этих помет, равно как и вся реформа Шайдурова, подробно объяснены в сочинении неизвестного автора ХVI века — "Сказание о подметках, еже пишутся в пении над знаменем". Это "сказание" вместе с "грамматикой Шайдурова" и еще некоторыми статьями служили самым важным руководством к изучению помет при столповых знаменах до вторичной реформы знаменной нотации, произведенной во втор. пол. ХVII в. старцем Александром Мезенцем.
И. Сахаров, "О русском церковном песнопении", "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1849 г., т. 61, стр. 152—157; Дм. Разумовский, "Церковное пение в России", стр. 69, 151―153, 159―164; ΐр. фон Доммер, "Руководство к изучению истории музыки", стр. 216—218; В. Металлов, "Опыт истории прав. церк. пения в России", М., 1900 г., стр. 58—64.
А. Ш—в.
{Половцов}