ШАЙТАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШАЙТАН
в исламской мифологии злойдух, сатана, черт.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Шайтан
сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Малун, Мазум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид. В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: «[Вспомни, Мухаммад,] как Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18: 50). Согласно аятам Корана 15: 28–42, когда Аллах создал первого человека (Адама), он приказал всем ангелам и джиннам поклониться ему. Все они выполнили Его приказ. Однако среди них был джинн по имени Иблис (сатана, дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления. Причиной этого была гордыня сатаны, который посчитал себя выше Адама по причине того, что он был сотворен из огня, а человек из глины. В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но сатана попросил у него отсрочку до дня Страшного суда и получил ее. Затем Аллах поселил Адама и его жену в раю. Они могли наслаждаться там всеми прелестями рая, но им было запрещено есть плоды одного дерева: «И Мы сказали: "О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных» (2: 35). Однако шайтан обманным путем побудил первых людей съесть плод этого запретного дерева. Он сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7: 20). Тогда Адам и его жена съели запретный плод и "явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…" (Коран 7: 22). Аллах разгневался на них за это: «Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан–ваш явный враг?"» (Коран, 7: 22). Но, Адама и его жена раскаялись в совершенном грехе и Аллах простил их: «Они ответили: "Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон"» (Коран, 7: 23). После этого Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощенными: «[Аллах] сказал: "Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (Коран, 20: 123). Хотя возможно, что Адам и его жена и на земле продолжали молить Аллаха о прощении. С этого момента шайтан стал врагом человечества: «Воистину, шайтан–ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (35: 6). Он сбивает с пути истинного всех людей, побуждает их к совершению грехов, идолопоклонству, бунту против Создателя. Однако, в то же время, шайтан не властен над людьми. Все греховные поступки люди совершают по своей воле. Против искренней веры в Аллаха, против сильной воли людей, шайтан и его воинство ничего не могут сделать. Шайтаны, во главе с Иблисом, пытались даже вселить сомнения в души посланников Аллаха, однако Аллах защитил их от дьявольских козней. Пророк Мухаммад говорил, что «при каждом человеке есть шайтан». Когда его спросили, а есть ли шайтан при нем, он ответил: «Да. Но Аллах дал мне силы справиться с ним и он подчинился мне» [Муслим («Мунафикун», 11), Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», VI, 115)]. Шайтанами называются также все неверные джинны (сущности созданные из огня) и люди, которые составляют воинство Иблиса. Проклятый Аллахом Иблис является руководителем сонма шайтанов. Все они являются неверными, искушают людей и способствуют распространению неверия и грехов. В конце концов, Иблис, вместе со всем своим воинством шайтанов, войдет в ад: «Ввергнуты будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Коран 26: 94–95). Основными причинами, по которым человек может попасть под влияние шайтана, являются такие духовные пороки, как чувство безнадежности, лень, извращенное понимание любви, стремление к наживе любой ценой, гордыня, гнев, нерешительность, невежество, обман, ложь и т. д. Излечиться от этих пороков можно только путем искренней веры, постоянного поминания Аллаха, ощущением Его близости. Тех людей, которые достигли этих качеств, шайтаны начинают побаиваться и сторонятся их. По этому поводу пророк Мухаммад сказал Омару ибн Хаттабу: «О Омар ибн Хаттаб! Шайтан избегает встречи с тобой. Когда ты идешь по одной дороге, он обязательно сворачивает на другую» [Бухари («ФадаилюльАсхаб», 6); Муслим («Фадаиль ас–Сахаба», 2); Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», I, 171, 182)]. Шайтана также называют «раджим», т.е. побитый камнями, лишенный милости Аллаха. Это название упоминается упоминается в кораническом аяте (38: 76–77).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Средневековые сыродутные горны Шайтанского археологического микрорайона

Водясов Евгений Вячеславович
Рассматриваются конструктивные особенности средневековых сыродутных горнов Шайтанского археологического микрорайона, в том числе на собственных полевых материалах автора.
Читать PDF
0.00 байт

Новые скальные святилища Шайтанского озера

Сериков Ю. Б.
Описываются материалы новых культовых памятников, расположенных на гранитных шиханах и островах в древних границах Шайтанского озера.
Читать PDF
0.00 байт

Чаши на скалах Шайтанского озера (среднее Зауралье)

Шимаковская К. В.
Читать PDF
0.00 байт

Колымские шайтаны: легенды и реальность

Васильев Валерий Егорович
На берегу оз. Омук-Кюель Среднеколымского улуса Якутии обнаружено уникальное захоронение «шайтана». Шайтанами, т.
Читать PDF
0.00 байт

Адвокаты шайтана

Глобачев Михаил
"Новое время", М., 2002 г., № 48, с. 3032
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ГЛАЗАМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДА И КРИТИКА Рецензия на книгу: Шайтанов И.

Гудкова С. П.
Читать PDF
0.00 байт

Новая книга о современной поэзии. Рецензия на: Шайтанов И. Дело вкуса: книга о современной поэзии /

Бойко Светлана Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу: Русские писатели, ХХ век: биографический словарь: а-я / сост. И. О. Шайтанов. М.

Бойко Светлана Сергеевна

Похожие термины:

  • Шайтан, Борис Ильич

    Ректор Российской академии менеджмента и агробизнеса; родился 19 июня 1933 г.; кандидат экономических наук, профессор; академик РАЕН (1994).
  • Шайтанов, Александр Михайлович

    — протоиерей; родился в семье священника Вельского уезда, Вологодской губернии в 1811 году и умер 4-го мая 1879 г. в Верховажье. Получил образование в Вологодской Духовной Семинарии, курс которой оконч
  • Шайтанов, Николай Федорович

    — действительный статский советник, доктор медицины Петербургской Медико-Хирургической Академии, врач-писатель. Родился в 1818 году. Медицинское образование получил в Московском Университете, отк
  • Шайтанов Николай Феодорович

    — врач-писатель; окончил курс в московском университете в 1841 г., был врачом в различных городах и учреждениях и, получив в спб. медико-хирургической академии степень доктора медицины за диссертаци