ШАН
Шан
(самоназвание – тхай нью) – народ группы таи на северо-востоке Мьянмы (2,85 млн. чел.), в Таиланде и Лаосе. Общая численность 2,93 млн. чел. (1987). Верующие – буддисты. См. Лао, Мьямна, Таи, Таиландцы.
ШАН (...)
Композитор, гитарист, который процветал в первой половине XIX века. В "Справочнике" Уистлинга упоминаются следующие произведения Шана: "1 соната", "3 дивертисмента", опус 4 "Прелюды", опус 6 "Вариации" для сольной гитары.
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998
ШАН
Инь — др.-кит. госуд. До недавнего времени существование госуд. Ш. датировалось 18 — 12 вв. до н. э. В настоящее время, опираясь на сопоставление данных «Чжу шу цзи нянь» («Бамбуковые анналы» — хронологич. записи, составл. в Др. Китае в период Чжаньго, 5 — 3 вв. до н.э.) и сведений, содержащ. в иньских надписях, нек-рые исследователи пришли к заключению, что правильными датами существования госуд. Ш. явл. 16 — 11 вв. до н.э.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Шань
шаны (самоназвание – тхай нью), народность в Бирме, главным образом на Шанском нагорье. Численность 2,1 млн. чел. (1975). Язык относится к тайским языкам. По религии – буддисты; для народных верований характерно почитание тигра. Начало расселения шань в пределах Бирмы относится приблизительно к рубежу н.э. С 7 в. известно государство Шань с центром в Муанмау. В 14 – 15 в.в. в зависимости от Шань находилась вся Северная и Центральная Бирма. С середины 16 в. шань были подвластны бирманским королям. Основное занятие – поливное земледелие с выращиванием риса; из ремесел развиты кузнечное и ювелирное дело, лаковое производство, ткачество, плетение циновок. См. Бирманцы.
Шан
Шан (Shang) (ок. 16-11 вв. до н.э.), первая достоверно установленная кит. династия. Подлинность данных о ней была подтверждена в 1920-х гг. найденными рядом с г. Аньяном гадальными костями ("драконовые кости"). Ведя войны, занимаясь охотой, цари Ш. всегда следовали предсказаниям прорицателей. Обнаруженные на гадальных костях насечки оказались записями оракулов, самой ранней формой кит. письменности. По надписям установлены имена и последовательность смены царей династии, постепенно распространившей свое господство на долину р. Хуанхе (Желтой реки). В период правления династии Ш. начало развиваться с. х., появились искусные ремесленники, особенно литейщики бронзы.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ШАНЬ
шан (самоназв. - тхай-ньо), - народность в Бирме. Живут главным образом на Шанском плато, на С.-В. Бирмы. Числ. - 1,8 млн. чел. (1970, оценка). Язык Ш. относится к тайской ветви тибето-бирманской семьи языков. По религии Ш. - буддисты. В пределах Бирмы предки Ш. появились на рубеже нашей эры. В 7 в. н. э. известно крупное гос. образование Ш. с центром в г. Муанмау. В 14-15 вв. в зависимости от Ш. находились вся Верхняя Бирма и ряд соседних терр. С сер. 16 в. Ш. подчинялись бирманским королям. В 19 в. - 1947 Ш., как и др. народы Бирмы, были подчинены англ. колонизаторам. В 1948 Бирма стала независимой. Осн. занятие Ш. - поливное плужное земледелие (в основном рис). Совр. материальная культура и обычаи Ш. близки бирманским, отличаясь лишь нек-рыми деталями. Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966; Milne L., Cochrane W. W., Shans at home, L., 1910.
ШАН
Китайская императорская династия, правившая в 1766-1122 гг. до Р. Х.
Династия Шан (или Инь, как ее принято именовать в позднейшей китайской историографии) считается первой исторической династией Китая, существование которой подтверждено современными ей материальными и письменными источниками. Свое происхождение род Шан вел от Сюань-сяо - сына легендарного Хуан-ди. По свидетельству Сыма Цяня, один из его потомков, Се, в правление Юя, первого императора династии Ся, получил во владение область Шан на левом берегу Хуанхэ. Наследником Се в тринадцатом поколении был Тан (или Чэн-тан), родоначальник династии Шан. Столицей княжества в то время был город Бо. Современник Тана сяский император Цзе-гуй правил с большой жестокостью и погряз в распутстве. Тан выступил против него и в Минь-тао разгромил армию Ся. Цзе-гуй бежал и вскоре умер, а все владетельные князья покорились новому императору.
Наследники Тана в большинстве своем известны нам только по их именам. Сыма Цянь пишет, что со времен императора Чжун-дина (XVI в. до Р. Х.) нарушилось законное наследование, и трон стал передаваться не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Это послужило причиной смут и ослабления центральной власти. Владетельные князья перестали тогда являться ко двору и правили в своих землях как независимые государи. Так продолжалось в течение трех веков. Несколько поправилось положение только при императоре У-дине. Взойдя на престол, он задумал возродить былое величие Шан, но не мог найти себе достойных помощников. Тогда У-дин принял обет молчания и три года не говорил ни слова. Все дела в государстве решал его главный министр, поскольку император лишь наблюдал за нравами подданных. В конце концов Небо снизошло к его мольбам, и однажды ночью У-дин во сне увидел лик мудреца, которого звали Юэ. Проснувшись, император велел повсюду разыскивать этого человека. После многих поисков чиновники нашли сходного обликом колодника, работавшего на строительстве в провинции Фусяни, и привели его к императору. Переговорив с ним и убедившись, что Юэ действительно мудрый человек, У-дин сделал его своим первым советником. С тех пор Шанское государство стало хорошо управляться, и империя вновь расцвела. Впрочем, этот подъем продолжался не более столетия. Правнук У-дина, император У-и, был, по словам Сыма Цяня, лишен всяких добродетелей. Он приказал сделать фигурку человека, которую называл "духом Неба", и играл с ней в азартные игры (кости за "духа" должны были бросать придворные). Когда противник проигрывал, император поносил и оскорблял его. Он приказал также сделать кожаные торбы, наполнил их кровью и стрелял по ним, называя это "стрельбой по Небу". В конце концов святотатца постигла заслуженная кара - во время охоты он был убит молнией. При его преемниках государство пришло в еще больший упадок и в 1122 г. до Р. Х. было завоевано царством Чжоу.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Древний Восток. 2001