, Никола (Chanterene, Nicolas) ? — 1550 (?). Выходец из Франции, уроженец Лангедока. Португальский скульптор. Шантерен обогатил язык местных пластических форм мотивами ренессансной скульптуры. Его творчество связано с развитием в Португалии декоративного национального стиля мануэлино. Одно из первых известных произведений мастера — эффектный западный портал церкви Санта Мария де Белен в Лиссабоне (1517). Сохраняя пластический рисунок мануэлино, Шантерен обращается к бургундскому наследию, варьируя в изображении коленопреклоненной четы — короля Мануэла I и королевы Марии — композицию Клауса Слютера в портале монастыря Шанмоль в Дижоне. Подчиняя изобразительные формы идеальным стереотипам, мастер вместе с тем стремится к убедительной трактовке образов. Работая до 1529 в основном в Коимбре и часто в содружестве с другими скульпторами, Шантерен обращался к разным жанрам — монументальному (т. н. Порта Эспешиоза — северный портал романского собора; огромные резные композиции в высоких плоских нишах — надгробия первых португальских королей в главной капелле церкви Санта Круш, многофигурный полихромный алтарь капеллы Сан Маркуш) и камерному (проникнутая мягким лиризмом Коленопреклоненная Мария из группы Благовещение, Коимбра, Музей Машаду де Каштру). Шантерену приписывается резная каменная кафедра проповедника (ок. 1522—1523) в церкви Санта Круш. Единственный в своем роде для Португалии тип памятника декоративной скульптуры наделен гармоничными пропорциями и при обилии мотивов — ясной композицией. В основании кафедры — изваяние шестикрылого дракона. Фигурки летящих путти, статуи пророков и сивилл, львиные маски, головки херувимов, медальоны соседствуют с готическими формами и королевской эмблематикой. При преобладающем ренессансном характере коимбрской кафедры в ней проявляется типичное для португальского искусства первых десятилетий XVI в. смешанность форм и ощущение произведения искусства как драгоценного изделия. Коимбрский период творчества Шантерена не укладывается в четкие стилевые рамки. Многое здесь еще не определилось, мастер ищет новое, но не всегда приходит к удачным результатам. Так, в созданном для дворцовой капеллы монастыря Пена в Синтре алтаре из алебастра и черного мрамора при всем торжественном великолепии этого памятника Шантерену не удалось объединить дробную композицию, подчиненную беспокойному пространственному и линейному ритму. Но уже для дворца Синтры он создал из розового мрамора камин с атлантами и красивыми рельефами чисто ренессансного стиля. С 1533 по 1540 Никола Шантерен жил в Эворе, исполняя заказы и для других португальских городов. Работая при дворе в Эворе, в тесном общении с гуманистами в атмосфере преклонения перед культурой Италии, он окончательно сформировался как ренессансный мастер. К числу известных произведений данного периода следует отнести надгробия знатных сановников и эрудитов-гуманистов из окружения Жоана III. Творчество Шантерена концентрируется на поисках четкой тектоники, соразмерности и строгой гармонии архитектурно-декоративного образа. Пристенные гробницы-кенотафы, отражающие влияние классицизирующей скульптуры итальянского и французского Возрождения, представляют собой фронтонные композиции с плоскими нишами античного профиля и тщательно разработанными ордерными элементами. Изображение усопшего обычно помещено в медальоне (надгробие архиепископа Альфонса Португальского, 1537, Эвора, Областной музей).
Лит.: Dos Santos R. Historia del arte portugues. Barcelona, 1960.
Т. Каптерева