Род. 1887, ум. 1966. Композитор. Среди произведений — "На поле Куликовом" (симфония-кантата, 1939), "Сказание о битве за русскую землю" (оратория, 1944), "Декабристы" (опера, 1953) и др. Трижды лауреат Государственной премии СССР (1941, 1946, 1952). Народный артист СССР (1954).
ШАПОРИН Юрий (Георгий) Александрович
ШАПОРИН Юрий (Георгий) Александрович
(8 XI 1887, Глухов, ныне Сумской обл. - 9 XII 1966, Москва)
Творчество и личность Ю. Шапорина - явление значительное в советском музыкальном искусстве. Носитель и продолжатель культурных традиций подлинной русской интеллигенции, человек с разносторонним университетским образованием, впитавший с детства все многообразие русского искусства, глубоко знающий и чувствующий русскую историю, литературу, поэзию, живопись, архитектуру - Шапорин принял и приветствовал перемены, принесенные Великой Октябрьской социалистической революцией и сразу активно включился в строительство новой культуры.
Он родился в семье русских интеллигентов. Отец был одаренным художником, мать - выпускницей Московской консерватории, ученицей Н. Рубинштейна и Н. Зверева. Искусство в различных его проявлениях окружало будущего композитора буквально с колыбели. Связь с русской культурой выразилась и в таком небезынтересном факте: брат деда композитора с материнской стороны поэт В. Туманский был приятелем А. Пушкина, о нем Пушкин упоминает на страницах «Евгения Онегина». Интересно, что даже география жизни Юрия Александровича выявляет его связи с истоками русской истории, культуры, музыки: это Глухов - обладатель ценных архитектурных памятников, Киев (там Шапорин учился на историко-филологическом факультете университета), Петербург-Ленинград (где будущий композитор учился на юридическом факультете университета, в консерватории и жил в 1921-34 гг.), Детское село, Клин (с 1934) и, наконец, Москва. Всю жизнь композитора сопровождало общение с крупнейшими представителями современной русской и советской культуры - композиторами А. Глазуновым, С. Танеевым, А. Лядовым, Н. Лысенко, Н. Черепниным, М. Штейнбергом, поэтами и писателями М. Горьким, А. Толстым, А. Блоком, Вс. Рождественским, художниками А. Бенуа, М. Добужинским, Б. Кустодиевым, режиссером Н. Акимовым и др.
Любительская музыкальная деятельность Шапорина, начавшись еще в Глухове, продолжалась в Киеве и Петрограде. Будущий композитор любил петь в ансамбле, в хоре, пробовал силы в сочинении. В 1912 г. по совету А. Глазунова и С. Танеева он поступил в класс композиции Петербургской консерватории, которую он в связи с призывом на военную службу закончил лишь в 1918 г. Это были годы, когда начинало формироваться советское искусство. В это время Шапорин начинает работать на одном из важнейших его участков - деятельность композитора долгие годы связана с зарождением и формированием молодого советского театра. Он работал в Большом драматическом театре Петрограда, в драматическом театре Петрозаводска, в Ленинградоком театре драмы, позднее ему пришлось сотрудничать с театрами Москвы (им. Е. Вахтангова, Центральный детский, МХАТ, Малый). Ему приходилось заведовать музыкальной частью, дирижировать и, конечно, писать музыку к спектаклям (20), в числе которых были «Король Лир, Много шума из ничего» и «Комедия ошибок» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Борис Годунов» Пушкина, «Аристократы» Н. Погодина и др. Впоследствии опыт работы этих лет пригодился Шапорину при создании музыки к кинофильмам («Три песни о Ленине, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов» и др.). Из музыки к пьесе «Блоха» (по Н. Лескову) в 1928 г. была создана «Шутейная сюита» для необычного исполнительского состава (духовые, домры, баяны, рояль и ударные инструменты) - «стилизация так называемого народного лубка», по словам самого композитора.
В 20-х гг. Шапорин сочиняет также 2 сонаты для фортепиано, Симфонию для оркестра и хора, романсы на стихи Ф. Тютчева, произведения для голоса с оркестром, хоры для армейского ансамбля. Показательна тематика музыкальный материал Симфонии. Это масштабное, монументальное полотно, посвященное теме революции, позиции художника в эпоху исторических катаклизмов. Сочетая песенные темы современности («Яблочко, Марш Буденного») с музыкальным языком, близким по стилю русской классике, Шапорин в первом своем крупном произведении ставит проблему соотношения и преемственности идей, образов, музыкального языка.
Плодотворными для композитора оказались 30-е гг., когда были написаны его лучшие романсы, начата работа над оперой «Декабристы». Высокое мастерство, свойственное Шапорину слияние эпического и лирического начал проявились в одном из лучших его произведений - симфонии-кантате «На поле Куликовом» (на ст. А. Блока, 1939). Композитор избирает темой своего сочинения поворотный момент русской истории, его героическое прошлое и предпосылает кантате 2 эпиграфа из трудов историка В. Ключевского: «Русские, остановив нашествие монголов, спасли европейскую цивилизацию. Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле». Музыка кантаты насыщена жизнью, движением, разнообразием запечатленных человеческих чувств. Симфонические принципы сочетаются здесь с принципами оперной драматургии.
Историко-революционной теме посвящена и единственная опера композитора «Декабристы» (либр. Вс. Рождественского по мотивам А. Н. Толстого, 1953) - произведение крупного масштаба, широкого дыхания, драм эпически яркое. Первые сцены будущей оперы появились уже в 1925 г., - тогда Шапорин представлял себе оперу как произведение лирическое, посвященное судьбе декабриста Анненкова и его возлюбленной Полины Гебль. В результате длительной и напряженной работы над либретто, неоднократных обсуждений его историками и музыкантами лирическая тема была отодвинута на второй план, и основными стали героико-драматические и народно-патриотические мотивы.
На протяжении всего творчества Шапорин писал камерно-вокальную музыку. Его романсы входят в золотой фонд советской музыки. Непосредственность лирического высказывания, красота большого человеческого чувства, подлинный драматизм, своеобразие и естественность ритмического прочтения стиха, пластичность мелодии, разнообразие и богатство фортепианной фактуры, законченность и цельность формы отличают лучшие романсы композитора, среди которых романсы на стихи Ф. Тютчева («О чем ты воешь, ветр ночной, Поэзия», цикл «Память сердца»), Восемь элегий на стихи русских поэтов, Пять романсов на стихи А. Пушкина (в их числе самый популярный романс композитора «Заклинание»), цикл «Далекая юность» на стихи А. Блока.
В продолжение всей жизни Шапорин много занимался общественной работой, музыкально-просветительской деятельностью; выступал в печати как критик. С 1939 г. и до последних дней жизни он вел класс композиции и инструментовки в Москозской консерватории. Великолепное мастерство, мудрость и тактичность педагога позволили ему воспитать столь разных композиторов, как Р. Щедрин, Е. Светланов, Н. Сидельников, А. Флярковский. Г. Жубанова, Я. Яхин и др.
Искусство Шапорина, художника истинно русского, всегда этически значимо и эстетически полноценно. Он сумел в XX в., в сложный период развития музыкального искусства, когда рушились старые традиции, создавались бесчисленные модернистские течения, сказать о новых социальных сдвигах на языке понятном и общезначимом. Он явился носителем богатых и жизнеспособных традиций русского музыкального искусства и сумел найти свою собственную интонацию, свою, «шапоринскую ноту», которая делает его музыку узнаваемой и любимой слушателями. /В. Базарнова/
Творчество и личность Ю. Шапорина - явление значительное в советском музыкальном искусстве. Носитель и продолжатель культурных традиций подлинной русской интеллигенции, человек с разносторонним университетским образованием, впитавший с детства все многообразие русского искусства, глубоко знающий и чувствующий русскую историю, литературу, поэзию, живопись, архитектуру - Шапорин принял и приветствовал перемены, принесенные Великой Октябрьской социалистической революцией и сразу активно включился в строительство новой культуры.
Он родился в семье русских интеллигентов. Отец был одаренным художником, мать - выпускницей Московской консерватории, ученицей Н. Рубинштейна и Н. Зверева. Искусство в различных его проявлениях окружало будущего композитора буквально с колыбели. Связь с русской культурой выразилась и в таком небезынтересном факте: брат деда композитора с материнской стороны поэт В. Туманский был приятелем А. Пушкина, о нем Пушкин упоминает на страницах «Евгения Онегина». Интересно, что даже география жизни Юрия Александровича выявляет его связи с истоками русской истории, культуры, музыки: это Глухов - обладатель ценных архитектурных памятников, Киев (там Шапорин учился на историко-филологическом факультете университета), Петербург-Ленинград (где будущий композитор учился на юридическом факультете университета, в консерватории и жил в 1921-34 гг.), Детское село, Клин (с 1934) и, наконец, Москва. Всю жизнь композитора сопровождало общение с крупнейшими представителями современной русской и советской культуры - композиторами А. Глазуновым, С. Танеевым, А. Лядовым, Н. Лысенко, Н. Черепниным, М. Штейнбергом, поэтами и писателями М. Горьким, А. Толстым, А. Блоком, Вс. Рождественским, художниками А. Бенуа, М. Добужинским, Б. Кустодиевым, режиссером Н. Акимовым и др.
Любительская музыкальная деятельность Шапорина, начавшись еще в Глухове, продолжалась в Киеве и Петрограде. Будущий композитор любил петь в ансамбле, в хоре, пробовал силы в сочинении. В 1912 г. по совету А. Глазунова и С. Танеева он поступил в класс композиции Петербургской консерватории, которую он в связи с призывом на военную службу закончил лишь в 1918 г. Это были годы, когда начинало формироваться советское искусство. В это время Шапорин начинает работать на одном из важнейших его участков - деятельность композитора долгие годы связана с зарождением и формированием молодого советского театра. Он работал в Большом драматическом театре Петрограда, в драматическом театре Петрозаводска, в Ленинградоком театре драмы, позднее ему пришлось сотрудничать с театрами Москвы (им. Е. Вахтангова, Центральный детский, МХАТ, Малый). Ему приходилось заведовать музыкальной частью, дирижировать и, конечно, писать музыку к спектаклям (20), в числе которых были «Король Лир, Много шума из ничего» и «Комедия ошибок» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Борис Годунов» Пушкина, «Аристократы» Н. Погодина и др. Впоследствии опыт работы этих лет пригодился Шапорину при создании музыки к кинофильмам («Три песни о Ленине, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов» и др.). Из музыки к пьесе «Блоха» (по Н. Лескову) в 1928 г. была создана «Шутейная сюита» для необычного исполнительского состава (духовые, домры, баяны, рояль и ударные инструменты) - «стилизация так называемого народного лубка», по словам самого композитора.
В 20-х гг. Шапорин сочиняет также 2 сонаты для фортепиано, Симфонию для оркестра и хора, романсы на стихи Ф. Тютчева, произведения для голоса с оркестром, хоры для армейского ансамбля. Показательна тематика музыкальный материал Симфонии. Это масштабное, монументальное полотно, посвященное теме революции, позиции художника в эпоху исторических катаклизмов. Сочетая песенные темы современности («Яблочко, Марш Буденного») с музыкальным языком, близким по стилю русской классике, Шапорин в первом своем крупном произведении ставит проблему соотношения и преемственности идей, образов, музыкального языка.
Плодотворными для композитора оказались 30-е гг., когда были написаны его лучшие романсы, начата работа над оперой «Декабристы». Высокое мастерство, свойственное Шапорину слияние эпического и лирического начал проявились в одном из лучших его произведений - симфонии-кантате «На поле Куликовом» (на ст. А. Блока, 1939). Композитор избирает темой своего сочинения поворотный момент русской истории, его героическое прошлое и предпосылает кантате 2 эпиграфа из трудов историка В. Ключевского: «Русские, остановив нашествие монголов, спасли европейскую цивилизацию. Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле». Музыка кантаты насыщена жизнью, движением, разнообразием запечатленных человеческих чувств. Симфонические принципы сочетаются здесь с принципами оперной драматургии.
Историко-революционной теме посвящена и единственная опера композитора «Декабристы» (либр. Вс. Рождественского по мотивам А. Н. Толстого, 1953) - произведение крупного масштаба, широкого дыхания, драм эпически яркое. Первые сцены будущей оперы появились уже в 1925 г., - тогда Шапорин представлял себе оперу как произведение лирическое, посвященное судьбе декабриста Анненкова и его возлюбленной Полины Гебль. В результате длительной и напряженной работы над либретто, неоднократных обсуждений его историками и музыкантами лирическая тема была отодвинута на второй план, и основными стали героико-драматические и народно-патриотические мотивы.
На протяжении всего творчества Шапорин писал камерно-вокальную музыку. Его романсы входят в золотой фонд советской музыки. Непосредственность лирического высказывания, красота большого человеческого чувства, подлинный драматизм, своеобразие и естественность ритмического прочтения стиха, пластичность мелодии, разнообразие и богатство фортепианной фактуры, законченность и цельность формы отличают лучшие романсы композитора, среди которых романсы на стихи Ф. Тютчева («О чем ты воешь, ветр ночной, Поэзия», цикл «Память сердца»), Восемь элегий на стихи русских поэтов, Пять романсов на стихи А. Пушкина (в их числе самый популярный романс композитора «Заклинание»), цикл «Далекая юность» на стихи А. Блока.
В продолжение всей жизни Шапорин много занимался общественной работой, музыкально-просветительской деятельностью; выступал в печати как критик. С 1939 г. и до последних дней жизни он вел класс композиции и инструментовки в Москозской консерватории. Великолепное мастерство, мудрость и тактичность педагога позволили ему воспитать столь разных композиторов, как Р. Щедрин, Е. Светланов, Н. Сидельников, А. Флярковский. Г. Жубанова, Я. Яхин и др.
Искусство Шапорина, художника истинно русского, всегда этически значимо и эстетически полноценно. Он сумел в XX в., в сложный период развития музыкального искусства, когда рушились старые традиции, создавались бесчисленные модернистские течения, сказать о новых социальных сдвигах на языке понятном и общезначимом. Он явился носителем богатых и жизнеспособных традиций русского музыкального искусства и сумел найти свою собственную интонацию, свою, «шапоринскую ноту», которая делает его музыку узнаваемой и любимой слушателями. /В. Базарнова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.