(р. 03.07.1948) — спец. в обл. методол. соц.-гуманит. познания; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1976), асп. (1979). Работает на кафедре филос. гуманит. ф-тов МГУ, в наст. вр. — проф. Канд. дисс. — "Историческая реконструкция и ее познавательная роль" (1980). Докт. дисс. — "Социальная истина и творческая сущность человека" (1993). Обл. науч. иссл.: методол. соц. познания и творч.; анализ культурно-ист. процесса в России; комплексное изучение росс. цивилизации. Ш. развивает моноплюралистическую концепцию соц. истины, в рамках к-рой стремится определить границы применимости принципа практики и деятельностного подхода к филос. анализу познания; разрабатывает понятие творч. жизни человека с учетом отрицательных уроков соц. "титанизма". В работах Ш. подвергается критике установка на радикальную переделку бытия, на "безостаточную" рационализацию человека и об-ва; наука рассматривается как выполняющая функцию рационализации смыслов культуры, а соц. истина — как общезначимый смысл или общий интегратив-ный (сверхсуммативный) итог индивидуально-личностных смыслов. Ш. подчеркивает необходимость теор. и организационного оформления россиеведения ("комплексного изучения росс. цивилизации") в качестве самостоятельной науч. и учебной дисциплины. Характеризует свои взгляды как экзист. персонализм и либеральный (умеренный) консерватизм, рассматривает их в тесной зависимости от ист. традиций рус. культуры и религ. филос. Смысл филос. знания усматривает в возвышении достоинства личности, в сохранении и оберегании непреходящих ценностей истины, добра и красоты. Особое значение придает герменевтической проблематике как средству установления взаимопонимания между людьми разл. убеждений, наций и классов. Подготовлена к изд. монография "Российская современная цивилизация".
Соч.
: Творчество и отражение в историческом познании. [В соавт.]. М., 1985; Российская история и герменевтическое непонимание // Свободная мысль. 1992. № 10; Творчество, борьба, духовное одиночество // В. МГУ. Сер. "Философия". 1992. № 6; Социальная истина и творческая сущность человека. (Депонир.). М., 1993; Категории культурно-исторического процесса в России // Свободная мысль. 1993. № 6; Консерватизм и некоторые черты современной политической ситуации // Социологические исследования. 1993. № 4; О перспективах консервативной политики в России // Актуальная политика. 1993. № 2—6; "Восстание масс" по-российски // Свободная мысль. 1993. № 12; С.Булгаков как социолог // Социологические исследования. 1993. № 10; Социальная истина и плюрализм мнений // В. МГУ. Сер. "Философия". 1993. № 6; О специфике гуманитарного знания // ОНС. 1994. № 1; Человеческая внерационалъностъ и свобода личности // Свободная мысль. 1994. № 1; Россиеведение как комплексная научная дисциплина // Общественные науки и современность. 1994. № 2; Между хаосом и тиранией. (Контуры органического подхода к российскому обществу) // В. МГУ. 1994. № 6; Философско-исторические взгляды Вл.Соловьева // Философия и общество. 1997. № 4; Как понять Россию или этюды о российской экзотичности // ОНС. 1998. № 1; Основы философии. От классики к современности. Уч. пос. для вузов. М., 1998, 1999, 2000; Основы философии современности. М., 1998; "Анархизм", "Античная философия", "Всеединство", "Неотомизм", "Русская идея", "Соборность", "София", "Флоренский П.А.", "Башляр Г.", "Тойнби А.Д." и др. // Краткий философский словарь. М., 1998; (2-е изд. — 2001); А.С.Пушкин — наш современник // Сущий. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. М., 1999; Россиеведение. Уч. пос. для вузов. М., 2001.