ШАРДЕН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Шарден
, Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж. В 1724 был принят в Академию Св. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр). К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. С этой поры Шарден обращается к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам в "голландском" духе, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности (Ребенок с волчком, 1738; Молитва перед обедом, 1740; Утренний туалет, 1741, все — Париж, Лувр). Сохранилось ставшее знаменитым высказывание Шардена: "Кто вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством". В Салоне 1737, возобновившемся после 33-летнего перерыва (не считая экспозиции 1725), Шарден выставил 8 картин. С этого момента и до последнего года жизни Шарден — неизменный участник всех Салонов, а с 1759 в Салонах (критических обзорах выставок) работы художника становятся предметом вдумчивой и почти всегда восторженной критики Дидро: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!.. Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, — они равно совершенны… Это — сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета". В произведениях разных лет и разных жанров, таких как Гувернантка (1739, Оттава, Нац. галерея), Банка с оливками (1760, Париж, Лувр), или заказанных маркизом Мариньи трех декоративных десюдепортах Атрибуты музыки (два) и Атрибуты искусств (все — 1765, Париж, Лувр) Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником "тихой жизни", поэтом повседневности, его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Последние годы его жизни были омрачены отставкой в Академии, охлаждением публики и ослабевшим зрением. Он обращается к пастели как более легкой технике и создает несколько великолепных портретов (автопортреты, 1771, 1775; Портрет жены художника, 1775, все — Париж, Лувр), в которых проявляет присущую ему эмоциональную тонкость, но также ранее не проявлявшуюся способность к психологическому анализу.
Лит.: Немилова И. С. Шарден и его произведения в Эрмитаже. Л., 1961; Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974; Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981; Wildenstein V. Chardin. Zurich, 1963.
Н. Золотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ШАРДЕН
chardin) Жан-Батист Симеон (1699, Париж – 1779, там же), французский живописец и график эпохи Просвещения. Родился в семье краснодеревщика. На протяжении всей жизни практически не покидал свой родной квартал Сан-Жермен-де-Пре. Работал в мастерской П. Ж. Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, где начал писать с натуры. Наставником Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого он принимал участие в реставрации фресок 16 в. в Фонтенбло.
В 1728 г. Шарден организовал выставку на площади Дофин, которая оказалась успешной. Представленные на ней натюрморты («Скат», «Буфет»; обе – 1727–28) были исполнены в духе фламандских картин 17 в. Художник был принят в члены Королевской академии, как «живописец цветов, плодов и характерных сюжетов». В 1731 г. Шарден женился на Маргарите Сентар (она изображена в картине «Дама, запечатывающая письмо», 1733). С этого времени художник пишет сцены тихой и уютной семейной жизни («Молитва перед обедом», «Рисовальщик», «Мальчик с волчком», «Девочка с воланом»), варьируя одни и те же сюжеты. Его жанровые картины проникнуты лиризмом и созерцательным спокойствием.
Герои картин художника – представители мелкобуржуазного Парижа. Домохозяйки просто, но опрятно одеты, небогатые интерьеры чисто убраны, каждая вещь находится на своем месте. Близкие и теплые отношения связывают персонажей. Композиции натюрмортов обретают строгую выверенность. Художник пишет обыденные вещи, постоянно окружающие человека: простые сосуды, плоды и овощи, кухонную утварь, ограничиваясь одним («Медный бак», ок. 1733 г.) или двумя-тремя предметами («Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», ок. 1760 г.; «Натюрморт с трубкой», ок. 1737 г.). Живопись отличается единством серебристо-серого тона, богатством рефлексов и тончайших, едва уловимых оттенков.
В 1743 г. Шарден становится советником, в 1755 г. – казначеем академии. Ему поручается организация Салонов, на которых он сам успешно выставляется. Официальные отчеты об этих выставках писал знаменитый энциклопедист и философ Дени Дидро, который лучшие страницы своей художественной критики посвятил именно Шардену. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ, пишет несколько натюрмортов для замка Шуази и «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766) для императрицы Екатерины II.
Поздний период жизни Шардена был омрачен самоубийством сына и недоброжелательством нового начальства. В это время он в основном писал портреты («Автопортрет», 1771; «Портрет жены», 1775) и др. работы в технике пастели.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Владимир соловьёв, Пьер Тейяр де Шарден и современное информационное общество

Ерофеева К. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Два вестника будущего: Николай Фёдоров и Пьер Тейяр де Шарден

Семёнова Светлана Григорьевна
Статья посвящена сравнительному анализу философских и богословских идей Фёдорова и французского ученого, философа, богослова П. Тейяра де Шардена.
Читать PDF
0.00 байт

Владимир Соловьёв, Пьер Тейяр де Шарден и современное информационное общество

Ерофеева К. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Ценность жизни и эсхатология: Н. А. Бердяев и П. Тейяр де Шарден

Гусев Д. В.
В статье рассматриваются антропологические аспекты эсхатологии в диалоге идей Николая Бердяева и Пьера Тейяра де Шардена. Основанием для этого является методология экзистенциальной антропологии.
Читать PDF
0.00 байт

Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена

Цицилина Нина Ивановна
Автор обращается к идеям П. Тейяра де Шардена, разработавшего оригинальную концепцию эволюции, представляющую собой синтез научных и теологических идей.
Читать PDF
0.00 байт

Ноосферная проблематика в философии Тейяра де Шардена

Рубанова Елена Витальевна
Современная экологическая ситуация остается одной из актуальных. Она требует всестороннего, комплексного анализа, в том числе и философского осмысления. В XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема генезиса сознания в философии П. Т. Шардена

Бердий Т. С.
В статье анализируется концепция космического происхождения сознания фр.философа и ученого П. Шардена.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ЖАН-БАТИСТ ШАРДЕН

    1699–1779) Шарден был крупнейшим художником?реалистом своего времени. Рену в некрологе писал: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные наподобие призмы, чтобы различать различные цвета предме