механический музыкальный инструмент, тип небольшого переносного органа без клавишного механизма. Появилась в Европе у бродячих музыкантов в конце XVII в., в России распространилась с начала XIX в.
ШАРМАНКА
ШАРМАНКА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
«ШАРМАНКА»
год создания 1990, Санкт-Петербург) — уникальный театр, в котором играют не актеры, а кинематы. В данном случае это довольно большие по размеру фигуры с механическим секретом. Каждая из них работает по заданной мастером программе, иногда — самостоятельной, иногда — в сочетании с другими. Все кинематы сделаны из вещей, выброшенных на свалку, т. е. из останков бытовой культуры. Перемонтированные в кинематах знакомые нам вещи обретают фантасмагорический смысл. Например, стоят стоптанные ботинки подле обшарпанного стула, выкрашенного белой краской; на стуле — гармонь, а рядом — пудовая гиря, подвешенная на толстой цепи. Когда кинемат начинает работать, гиря с грохотом перемещается вниз — вверх, вниз — вверх; гармошка издает наивные музыкальные звуки, а ботинки азартно приплясывают в такт. Каждый из подобных фрагментов имеет собственную мини-программу, которая, в свою очередь, является частью программы, общей для всего кинемата. Действия всех кинематов, участвующих в спектакле, тоже логически согласованы друг с другом. По такому принципу организованы все спектакли, идущие в «Ш.». Кинемат с ботинками, стулом, гармонью, гирей участвует среди прочих в спектакле «Пролетарский привет Жану Тэнгели от мастера Э. Берсудского из колыбели трех революций», посвященном конкретным событиям истории России. Первый спектакль возник в «Ш.» в 1990 г., назывался он «Колесо», процесс жизни осмыслялся здесь на философском уровне. Кинематы, участвовавшие в «Колесе», представляли собой деревянные двух-, трехметровые сооружения, украшенные скульптурами. В одном из них, например, были вмонтированы вращающиеся на круге фигурки: каждая — этап жизни (от младенца на руках матери до «костлявой» с косой). Эта композиция так и называлась — «Жизнь». Все спектакли «Ш.» имеют программное музыкальное сопровождение. А создают и демонстрируют публике кинематы «Шарманки» всего два человека: Эдуард Берсудский — мастер, изготавливающий кинематы, и Татьяна Жаковская — сценарист, режиссер, завлит, директор. С самого начала они объявили себя «историческими скептиками» — из этой мировоззренческой позиции проистекала мрачноватая тональность всех их спектаклей. В Петербурге «Ш.» просуществовала с 1990 по 1993 г. Это было время туристического бума в России, когда многие иностранцы желали своими глазами посмотреть, как протекает в России процесс перестройки. «Ш.» имела у иностранцев потрясающий успех, несмотря на то что театр ютился в небольшом помещении бывшего детского сада. C 1993 г. началось триумфальное шествие «Ш.» по театральным фестивалям Европы. С 1994 г. питерская «Ш.» прочно обосновалась в городе Глазго (Шотлан-дия), получив от мэрии помещение, которое используется и для демонстрации театральных программ, и как постоянно действующая экспозиция отдельных кинематов. (Е. М.) Лит.: Маркова Е. Приключения ШАРМАНКИ // Московский наблюдатель. 1997. № 3–4. С. 71–74; Markova E. Off Nevsky Prospekt (St/Petersburg’s studios in the 1980s and 1990s / What we have don’t treasure, when we lose it we cry. P. 107–103).
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010