ШАРШУН Сергей Иванович
ШАРШУН Сергей Иванович
16(4).08.1888 (Бугуруслан, ныне Оренбургская обл.) - 24.11.1975 (Вильнев-Сен-Жорж, под Парижем). Живописец, график и литератор. Старший из четверых детей купца Ивана Михайловича Шаршуна, католика, родом из Словакии. Мать - Матрена Ивановна Саламатина, из купеческой семьи. Детство провел в Бугуруслане. До 1907 учился в Симбирском коммерческом училище. Безуспешно пытался поступить в Казанское художественное училище. В октябре 1909 приехал в Москву, занимался в частных студиях И. И. Машкова и К. Ф. Юона. Познакомился с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, поэтом А. Е. Крученых. Осенью 1910 был призван в армию. В 1912 дезертировал. Через Польшу и Берлин приехал в Париж; занялся живописью. Посещал Русскую академию и академию Ла Палетт, учился у А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и Д. де Сегонзака. В 1913-14 показал первые кубистские опыты («Эластические композиции») в салоне Независимых. Сблизился со скульптором Еленой Грюнхов, ученицей А. Бурделя и А. П. Архипенко, с началом I мировой войны уехал с ней в Барселону. Увлекся испано-мавританской майоликой, под влиянием которой разработал свою версию «орнаментального кубизма». В 1916 и 1917 провел персональные выставки в галерее Dalmau в Барселоне (первая - совместно с Грюнхов). Создал два рисованных фильма. После Февральской революции 1917 решил вернуться на родину и записался в Русский экспедиционный корпус во Франции. На фронте заболел гриппом, в 1919 демобилизовался и вернулся в Париж. Познакомился с Ф. Пикабия, Т. Тцара, Г. Арпом, М. Эрнстом, М. Дюшаном, примкнул к группе «Дада». Провел выставку в книжном магазине А. Форни. В 1921 участвовал в салоне Независимых, в групповой выставке дадаистов в галерее Montaigne и Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне. Написал и проиллюстрировал дадаистскую поэму на французском языке «Foule immobile» («Неподвижная толпа»), 21 декабря 1921 в кафе «Camcleon» прошел его вечер, организованный дадаистами и литературно-художественным объединением «Палата поэтов». В 1922 приехал в Берлин, рассчитывая оттуда вернуться в Россию, но после бес еде побывавшей в России Айседорой Дункан отказался от своего намерения. Общался с поэтами Андреем Белым, А. Кусиковым, Б. Поплавским, В. Парнахом и Б. Божневым, с художниками И. А. Пуни и М Ф. Андреенко. Провел выставки в галерее Der Sturm (совместно с Е. Грюнхов, 1922) и магазине русского издательства «Заря» (1923). Сотрудничал в дадаистских журналах «391», «Манометр» и «Мекано». Выпустил брошюру «Дадаизм» и начал издавать газету-листовку на русском языке «Перевоз Дада» (издание продолжалось в Париже до 1949; вышло 13 номеров). В 1923 расстался с Е. Грюнхов и вернулся в Париж. Посещал кружок «Зеленая лампа» у Мережковских и «Кочевье» у М. Слонима, собрания «Палаты поэтов» и Союза молодых писателей и поэтов, «воскресенья» у Ф. Пикабия и «четверги» у А. Озанфана, был членом группы «Через» и Союза русских художников во Франции. Интересовался взглядами Рудольфа Штайнера, бывал на собраниях антропософского кружка под председательством Н. А. Тургеневой. Был автором стихов, афоризмов и прозы. Написал и издал малыми тиражами (50200 экз.) поэмы в прозе «Долголиков» (1934) и «Небесный колокол» (1939), роман «Праведный путь» (1934), лирическую повесть «Заячье сердце» (1937). Печатался в журналах «Числа» (Париж, 1930-34), «Меч» (Варшава, 1934-39), «Полярная звезда» (Париж; Брюссель, 1935) и «Круг» (Париж, 1936-38). Продолжал издавать серию двухтрехстраничных газет-листовок под разными названиями («Памятник», «Клапан», «Вьюшка», «Свечечка»), в которых выступал как художник, писатель и философ. Участвовал в русских выставках в кафе «La Rotonde» (1925), в галерее L’Epoque (1931, группа журнала «Числа»), в Уилмингтоне, США (1932), и Праге (1935), в групповых выставках в Париже, Амстердаме, Страсбурге, Барселоне, Стокгольме, Брюсселе и Нью-Йорке. Провел персональные выставки в парижских галереях: J. Bucher (1926), Aubier (1927), Percier (1929), Bonaparte (1930) и Quatre Chemins (1939). Предисловия к каталогам писали А. Сальмон, В. Жорж и А. Озанфан. В годы экономического кризиса (1929-33) получал пособие для интеллектуальных безработных; писал для продажи полу абстрактные пейзажи и натюрморты. В 1942 обосновался в мастерской «Cite Falguiere». В середине 1940-х перешел к абстрактной живописи. Орнаментальный кубизм сменился абстрактно-геометриче619 скими формами, затем натюрмортами в духе пуризма и монохроматическими композициями со сложной рельефной фактурой. Чаше всего обращался к теме воды (с которой считал себя связанным через карму) и музыки: циклы «Морская стихия» (1948-49), «Венеция» (1952), «Пастораль Бетховена № 2» (1954), «Концерт Баха» (1958), «Шопен. Сильфиды» (1965), «Скрябин. Соната № 6» (1972). В 1944 заключил первый контракт с парижской галереей R. Creuse, провел в ней семь выставок (1944-56), которые значительно улучшили материальное положение. Выставлялся в галереях J. С. de Chaudun (1957), Dina Viemy (1957), M. Warren (1958/59), в Монреале (1956/57, галерея L’Actuelle, ретроспектива) и Копенгагене (1959); участвовал в выставке «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов (1946), и других групповых выставках. В 1960, после разрушения старых мастерских «Сие Falguiere», переехал в Ванв. Продолжал писать абстрактные картины. Иллюстрировал и оформил малотиражные книги П. Лекуира: «Общая панорама» (1963), «Книга балетов» (1964), «Абракадабра. Серж Шаршун, поэма-портрет» (1971). Проводил персональные выставки в Париже, Нью-Йорке (1960), Милане (1962, 1969, 1974), Дюссельдорфе (1963), Сент-Этьенне (1964), Женеве (1967, 1971), Люксембурге (1967, 1970/71), Реймсе (1971), Каннах (1974); участвовал в выставках: «Русские живописцы Парижской школы» (Сен-Дени, 1960; Париж, Дом французской мысли, 1961), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Еще русские» (Париж, 1975), в крупных выставках абстрактного искусства. В 1971 состоялась ретроспектива в Национальном музее современного искусства в Париже, после которой большинство картин было приобретено коллекционерами и музеями. Добившись известности и материальной обеспеченности, продолжал вести скромный образ жизни, помогал друзьям, в том числе жившим в России. Переиздал свои литературные произведения 1930-х годов (издательство «La Question»), выпустил автобиографическую прозу и книгу «Афоризмы шепотом» (1969). В 1973 отправился в туристическую поездку на Галапагосские острова, после которой наступило резкое ухудшение здоровья. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. В 1976 мемориальные выставки прошли в галереях С. Ratie и de Seine, в Национальном музее современного искусства в Париже. Представлен в крупнейших музеях современного искусства Европы и США, в том числе в П Т .
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
ШАРШУН Сергей Иванович
4.8.1888, Бугуруслан, Самарской губ. - 24.11.1975, Париж) - живописец, график, литератор. Родился в купеческой семье (отец торговал тканями). Рано потеряв мать, Сергей, будучи старшим из четырех детей, вынужден был искать заработок. В 1905-7 учился в коммерческом училище Симбирска, одновременно занимаясь живописью и готовясь к поступлению в Казанскую художественную школу. В 1908, оставив училище, уехал в Москву.
Занимался в частной мастерской К.Юона, отличавшейся свободными художественно-педагогическими установками и привлекавшей многих провинциалов, готовящихся к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве познакомился с Н.Гончаровой, М.Ларионовым, А.Крученных, О.Розановой и др. представителями художественного авангарда.
В 1910 призван на службу в армию, откуда дезертировал незадолго до демобилизации в 1912. Через Польшу и Берлин перебрался в Париж.
Поступил учиться в Русскую Свободную академию Марии Васильевой, затем в знаменитую кубистскую Академию «La Pallette», в которой преподавал К.Метценже, Д.де Сегонзак и А.Ле Фоконье. Последний оказал на Ш.
наибольшее влияние, в его произведениях Ш. находил, по собственному признанию, «все то, чего ждал от французского кубизма - формальную четкость линий, строгий анализ темы, глубокий пантеизм, пропитанный символикой». Впрочем, в этот период в неменьшей степени его поразила и классическая французская живопись, в частности, «экспрессионизм» Э.Делакруа, которого он открыл для себя в Лувре. Позднее Ш.
признавался: «Что касается современной живописи, Париж не был для меня откровением, зато Лувр меня восхитил».
В 1913 и 1914 выставлял свои кубистические произведения в Салоне независимых, наряду с другими русскими художниками, работавшими в те годы в Париже. В 1913 познакомился с Еленой Грюнгоф, молодым скульптором, которая впоследствии на протяжении 10 лет была его компаньоном и участником совместных выставок. В 1914 с началом 1 -и мировой войны уехал в Испанию. За время трехлетнего пребывания в Барселоне близко соприкасался с древним испано-мавританским искусством, особенно прикладным (изделия из фаянса), которое подтолкнуло его к новым поискам. Позднее писал в автобиографии: «Крашенные фаянсовые квадраты изменили мою живописную концепцию, дав волю моей исконно славянской натуре - мои картины стали красочными и орнаментальными». Так рождалась у Ш. оригинальная и самостоятельная версия «орнаментального кубизма». Отказавшись от глубины, он в своих композициях испанского периода уподоблял плоскость холста декоративной эмалевой поверхности, разбитой на геометрические фрагменты ярких цветовых кусков. Магия мозарабского орнамента спровоцировала художника на активное развитие творчества в сторону беспредметности. Орнаментализм, как считал Ш., приносил ему необходимое очищение в жизни и в творчестве; мастер стремился возвратить орнаменту его глубинный духовный смысл, способность воплощать представления человека о мироздании.
В 1916-17 Ш. устраивал свои выставки в барселонской галерее Дальмо (в 1916- совместно с Грюнгоф, в 1917 - персональную), на которых демонстрировал работы, созданные в Испании. Выставки заинтересовали дадаистов А.Кравана и Ф.Пикабия, с которыми Ш. близко познакомился уже по возвращению в Париж в 1919. В Барселоне Ш. создал также два рисованных цветных фильма: «Гитара», навеянный цыганской песней, и другой - посвященный русской теме, В 1919 по рекомендации Ф.Пикабия устроил персональную выставку в Париже в книжной лавке А.Форни.
Сближение с дадаизмом отмечено участием Ш. в 1921 в Салоне Дада в галерее Монтэнь в Париже вместе с Г.Арпом, М.Эрнстом, Т.Тзара и др.
где он показал программную дадаистскую работу «Сальпенжатная Дева Мария». Глава парижских дадаистов М.Дюшан отнесся к Ш. очень доброжелательно. Одновременно с Салоном Дада работы Ш. были представлены на выставке Салона независимых. В 1920-21 Ш. - активный участник всех манифестаций дадаистов в Париже. В то же время он сблизился с «Русским Монпарнасом» - русской литературно-художественной богемой, составлявшей значительную часть русской эмиграции в Париже. В 1921 Ш. вошел в литературно-художественное объединение «Палата поэтов», созданное ДКнутом (21.12.1921 там состоялся вечер Ш. «Дада Лир Кап»), а также в Союз русских художников (21.10.1921 Ш. провел с секретарем общества И.Зданевичем дадаистский вечер в духе цюрихского кабаре «Вольтер»). В 192324 участвовал в деятельности группы «Через», руководимой С.Ромовым и объединявшей русских художников и литераторов. Издал на французском языке свою поэму «Неподвижная толпа» с шестью авторскими иллюстрациями (1921, переизд. на франц. яз. в 1966 и 1968).
В 1922 Ш. приехал в Берлин с намерением получить советскую визу и вернуться на родину. Там он встречался с поэтами В.Маяковским, С.Есениным, Б.Пастернаком, Б.Поплавским, А.Белым, художниками - И.Пуни, Э.Лисицким, М.Андреенко и др. деятелями русской культуры, как эмигрантами, так и теми, кто приехал в Берлин по делам, в частности, для организации Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димена (1922). Ш. тоже участвовал в этой большой экспозиции современного русского искусства. Он показал свои работы в стиле «орнаментального кубизма» и на выставках в галерее «Штурм» (сначала на совместной немецких и русских мастеров, затем на совместной с Грюнгоф - обе в 1922). Затем состоялась его персональная выставка в книжном магазине «Заря» (1923). В Берлине Ш. продолжал участвовать в дадаистском движении: сотрудничал в журналах «391», «Манометр», «Мерц», «Мекано» совместно с К.Швиттерсом, Т.Тзара и Г.Арпом, издавал свои собственные сочинения - брошюру «Дадаизм», журнал-листовку «Перевоз Дада» (в Берлине вышло 3 номера, издание было продолжено в Париже, где в период с 1924 по 1949 вышло еще 10 номеров). Ш. начал издание дадаистических листовок, выходивших крохотным тиражом, нерегулярно, иногда с большими интервалами с 1922 по 1975; они представляли собой 2-3-страничные журналы с различными названиями: «Памятник» (1948-57, 3 номера), «Клапан» (1958-68, 20 номеров), «Вьюшка и Вьюшка» (1969-71, 4 номера), «Свечечка» (1972-73, 2 номера). Листовки были большей частью написаны на русском языке, в них предельно кратко, афористично Ш. представлен как художник, писатель и философ.
После 14 месяцев, проведенных в Германии, Ш. окончательно отказался от мысли вернуться в Россию и выехал в Париж, где принял участие в юбилейной выставке Салона независимых. Он отошел от дадаизма, сближение с которым было для него временным. Еще в Германии Ш.
заинтересовался философскими взглядами Р.Штайнера - теорией антропософии, которая, по словам Ш., и наложила отпечаток на все его последующее литературное и живописное творчество. Художник направил свои усилия на поиски некоего абсолюта. По свидетельству Р.Герра, Ш.
любил говорить, что он беспрерывно умирает и возрождается в своем творческом процессе и что в час творения он весь вливается в то, что творит. В 1926 Ш. выставлял произведения в духе «орнаментального кубизма» в галерее Ж.Бушше в Париже. Благодаря поддержке критиков А.Сальмона и В.Жоржа выставка имела успех и большая часть полотен была приобретена в частные собрания. В следующем, 1927, Ш.
познакомился через Н.Ходасевич-Леже с А.0занфаном и некоторое время испытывал воздействие цветопластических идей пуризма. Работы подобного рода парижская публика увидела на персональных выставках Ш.
в галерее Обье (1927) и галерее Персье (1929).
В конце 1920-х - начале 1930-х из-за разразившегося экономического кризиса Ш. оказался в тяжелом материальном положении. Не имея достаточных средств для покупки холста и красок, Ш. ограничивался созданием небольшого размера полуабстрактных пейзажей «домов-деревьев» или натюрмортов с неприхотливыми предметами из одинокой комнаты художника - кружками, кувшинами, бутылками, трубками, фруктами. В это трудное время литературное творчество Ш.
опережало живописное. Он активно сотрудничал с журналом «Числа» (1930-34), в котором выступал как писатель и поэт, принимал участие в работе литературного объединения «Кочевье», руководимого М.Слонимом, посещал вечера «Зеленой лампы», проводимые Д.Мережковским и З.Гаппиус на их парижской квартире. В 1930-е были завершены и изданы маленьким тиражом: поэмы в прозе «Долголиков» (1918-34, изд. в Париже, 1934: тираж 100 экз.) и «Небесный колокол» (1919-29, изд. в Париже, 1938: тираж 200 экз.); лирическая повесть «Заячье сердце» (1933-37, изд. в Париже, 1937, тираж 200 экз.) и др. произведения, переизданные издательством Ля Кестьон в 1960-е. Литературные опыты Ш. были замечены критикой, особенно поэма в прозе «Долголиков» - история одиночества творческой личности; поэма, по словам М.Осоргина, выявила «зрелое искусство и значительный вкус художественной души».
Своеобразной пластической метафорой душевного состояния героя поэмы - Долголикова и самого художника можно назвать картину Ш. «Маленькая читательница» (1932), в которой современник и друг художника Я.Горбов увидел образ одиночества - «глухого, непроницаемого, какого-то дрожащего: оно не только не пугает, оно притягивает, гипнотизирует».
В конце 1940-х в живописи Ш. наблюдалось отчетливое движение к абстракции, особенно в его сериях, интерпретирующих тему воды, моря как некой первоначальной материи, из которой все родилось. От декоративного орнаментализма, буйства красок художник шел к спокойной, умиротворяющей, почти монохромной живописи, превращающей, по наблюдению Р.Герра, водную стихию в «тихие и легкотекущие, чистые и небесные в их сущности и в их отражениях» шаршуновские воды (цикл живописных композиций «Морская стихия», 194849; цикл «Венеция», 1952; серия картин «Метаморфозы», созданная под впечатлением произведений Ф.Кафки).
С 1942 по 1960 Ш. снимал ателье «Сите Фальгер» в Париже. Начиная с 1944 на протяжении 12 лет регулярно выставлялся в галерее Р.Креза в Париже. С середины 1950-х все чаще обращался к теме музыки в своей живописи, сначала облекая в полуабстрактные формы пластические воплощения водной стихии и подчиняя их сложному музыкальному ритму, а затем вдохновляясь конкретными музыкальными произведениями (Бетховен.
Вариации, 1954: Стравинский. Симфония псалмов, 1957; Бетховен.
Концерт для фортепиано № 4, 1960; Бетховен. Кариолан, 1962: Шуберт.
Симфония № 9, 1963; Брамс. Вальс, 1969 и др.). В произведениях 1960-х появляется особого рода монументальность, рождаемая строгой симметрией форм, осязаемой материальностью простых геометрических форм.
Лишь в самом конце жизни после большой ретроспективной выставки в Национальном музее современного искусства в Париже в 1971 художник получил мировое признание. Почти все картины были моментально раскуплены, к мастеру пришло наконец и материальное благополучие. Но Ш. продолжал вести скромный, почти аскетичный образ жизни, довольствуясь малым и раздавая имеющиеся деньги первым встречным русским людям.
Почти в 90-летнем возрасте, в 1973-74, художник совершил свое последнее путешествие на «край света», на остров Галопагос, где написал один из лучших своих автопортретов, в котором, по словам Г.Адамовича, «сквозь белую маску лица обнажает всю суть человека, в котором уцелел русский сектант-подвижник из заволжских степей, готовый за свою веру взойти на костер».
В 1950-70-е много иллюстрировал и оформлял книги, среди которых: произведения П.Лекьюра - «Письма Жана Борэ» (Париж, 1957, тираж 5 экз.); «Общая панорама» (Париж, 1963, тираж 66 экз.); «Книга балетов» (Париж, 1964, тираж 210 экз.): «Абракадабра, СержШаршун, поэма-портрет» (Париж, 1971, тираж 76 экз.): «Мой Фауст» П.Валери (Братислава, 1970); «Поэмы» М.Гагарина (Париж, 1969, тираж 60 экз.) и др.
При жизни персональные выставки Ш. прошли также в Монреале в 1956-57; в Паричке в 1957, 1958-59, 1960, 1961, 1966, 1967, 1970, 1974; в Копенгагене в 1959; в Гейдельберге в 1960; в Нью-Йорке в 1960; в Милане в 1962, 1969, 1974; в Женеве в 1967, 1971: в Люксембурге в 1967, 1970-71 и в др. городах Европы.
Ш. похоронен, согласно желанию, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Произведения Ш. хранятся в Третьяковской галерее и крупнейших музеях мира.
Занимался в частной мастерской К.Юона, отличавшейся свободными художественно-педагогическими установками и привлекавшей многих провинциалов, готовящихся к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве познакомился с Н.Гончаровой, М.Ларионовым, А.Крученных, О.Розановой и др. представителями художественного авангарда.
В 1910 призван на службу в армию, откуда дезертировал незадолго до демобилизации в 1912. Через Польшу и Берлин перебрался в Париж.
Поступил учиться в Русскую Свободную академию Марии Васильевой, затем в знаменитую кубистскую Академию «La Pallette», в которой преподавал К.Метценже, Д.де Сегонзак и А.Ле Фоконье. Последний оказал на Ш.
наибольшее влияние, в его произведениях Ш. находил, по собственному признанию, «все то, чего ждал от французского кубизма - формальную четкость линий, строгий анализ темы, глубокий пантеизм, пропитанный символикой». Впрочем, в этот период в неменьшей степени его поразила и классическая французская живопись, в частности, «экспрессионизм» Э.Делакруа, которого он открыл для себя в Лувре. Позднее Ш.
признавался: «Что касается современной живописи, Париж не был для меня откровением, зато Лувр меня восхитил».
В 1913 и 1914 выставлял свои кубистические произведения в Салоне независимых, наряду с другими русскими художниками, работавшими в те годы в Париже. В 1913 познакомился с Еленой Грюнгоф, молодым скульптором, которая впоследствии на протяжении 10 лет была его компаньоном и участником совместных выставок. В 1914 с началом 1 -и мировой войны уехал в Испанию. За время трехлетнего пребывания в Барселоне близко соприкасался с древним испано-мавританским искусством, особенно прикладным (изделия из фаянса), которое подтолкнуло его к новым поискам. Позднее писал в автобиографии: «Крашенные фаянсовые квадраты изменили мою живописную концепцию, дав волю моей исконно славянской натуре - мои картины стали красочными и орнаментальными». Так рождалась у Ш. оригинальная и самостоятельная версия «орнаментального кубизма». Отказавшись от глубины, он в своих композициях испанского периода уподоблял плоскость холста декоративной эмалевой поверхности, разбитой на геометрические фрагменты ярких цветовых кусков. Магия мозарабского орнамента спровоцировала художника на активное развитие творчества в сторону беспредметности. Орнаментализм, как считал Ш., приносил ему необходимое очищение в жизни и в творчестве; мастер стремился возвратить орнаменту его глубинный духовный смысл, способность воплощать представления человека о мироздании.
В 1916-17 Ш. устраивал свои выставки в барселонской галерее Дальмо (в 1916- совместно с Грюнгоф, в 1917 - персональную), на которых демонстрировал работы, созданные в Испании. Выставки заинтересовали дадаистов А.Кравана и Ф.Пикабия, с которыми Ш. близко познакомился уже по возвращению в Париж в 1919. В Барселоне Ш. создал также два рисованных цветных фильма: «Гитара», навеянный цыганской песней, и другой - посвященный русской теме, В 1919 по рекомендации Ф.Пикабия устроил персональную выставку в Париже в книжной лавке А.Форни.
Сближение с дадаизмом отмечено участием Ш. в 1921 в Салоне Дада в галерее Монтэнь в Париже вместе с Г.Арпом, М.Эрнстом, Т.Тзара и др.
где он показал программную дадаистскую работу «Сальпенжатная Дева Мария». Глава парижских дадаистов М.Дюшан отнесся к Ш. очень доброжелательно. Одновременно с Салоном Дада работы Ш. были представлены на выставке Салона независимых. В 1920-21 Ш. - активный участник всех манифестаций дадаистов в Париже. В то же время он сблизился с «Русским Монпарнасом» - русской литературно-художественной богемой, составлявшей значительную часть русской эмиграции в Париже. В 1921 Ш. вошел в литературно-художественное объединение «Палата поэтов», созданное ДКнутом (21.12.1921 там состоялся вечер Ш. «Дада Лир Кап»), а также в Союз русских художников (21.10.1921 Ш. провел с секретарем общества И.Зданевичем дадаистский вечер в духе цюрихского кабаре «Вольтер»). В 192324 участвовал в деятельности группы «Через», руководимой С.Ромовым и объединявшей русских художников и литераторов. Издал на французском языке свою поэму «Неподвижная толпа» с шестью авторскими иллюстрациями (1921, переизд. на франц. яз. в 1966 и 1968).
В 1922 Ш. приехал в Берлин с намерением получить советскую визу и вернуться на родину. Там он встречался с поэтами В.Маяковским, С.Есениным, Б.Пастернаком, Б.Поплавским, А.Белым, художниками - И.Пуни, Э.Лисицким, М.Андреенко и др. деятелями русской культуры, как эмигрантами, так и теми, кто приехал в Берлин по делам, в частности, для организации Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димена (1922). Ш. тоже участвовал в этой большой экспозиции современного русского искусства. Он показал свои работы в стиле «орнаментального кубизма» и на выставках в галерее «Штурм» (сначала на совместной немецких и русских мастеров, затем на совместной с Грюнгоф - обе в 1922). Затем состоялась его персональная выставка в книжном магазине «Заря» (1923). В Берлине Ш. продолжал участвовать в дадаистском движении: сотрудничал в журналах «391», «Манометр», «Мерц», «Мекано» совместно с К.Швиттерсом, Т.Тзара и Г.Арпом, издавал свои собственные сочинения - брошюру «Дадаизм», журнал-листовку «Перевоз Дада» (в Берлине вышло 3 номера, издание было продолжено в Париже, где в период с 1924 по 1949 вышло еще 10 номеров). Ш. начал издание дадаистических листовок, выходивших крохотным тиражом, нерегулярно, иногда с большими интервалами с 1922 по 1975; они представляли собой 2-3-страничные журналы с различными названиями: «Памятник» (1948-57, 3 номера), «Клапан» (1958-68, 20 номеров), «Вьюшка и Вьюшка» (1969-71, 4 номера), «Свечечка» (1972-73, 2 номера). Листовки были большей частью написаны на русском языке, в них предельно кратко, афористично Ш. представлен как художник, писатель и философ.
После 14 месяцев, проведенных в Германии, Ш. окончательно отказался от мысли вернуться в Россию и выехал в Париж, где принял участие в юбилейной выставке Салона независимых. Он отошел от дадаизма, сближение с которым было для него временным. Еще в Германии Ш.
заинтересовался философскими взглядами Р.Штайнера - теорией антропософии, которая, по словам Ш., и наложила отпечаток на все его последующее литературное и живописное творчество. Художник направил свои усилия на поиски некоего абсолюта. По свидетельству Р.Герра, Ш.
любил говорить, что он беспрерывно умирает и возрождается в своем творческом процессе и что в час творения он весь вливается в то, что творит. В 1926 Ш. выставлял произведения в духе «орнаментального кубизма» в галерее Ж.Бушше в Париже. Благодаря поддержке критиков А.Сальмона и В.Жоржа выставка имела успех и большая часть полотен была приобретена в частные собрания. В следующем, 1927, Ш.
познакомился через Н.Ходасевич-Леже с А.0занфаном и некоторое время испытывал воздействие цветопластических идей пуризма. Работы подобного рода парижская публика увидела на персональных выставках Ш.
в галерее Обье (1927) и галерее Персье (1929).
В конце 1920-х - начале 1930-х из-за разразившегося экономического кризиса Ш. оказался в тяжелом материальном положении. Не имея достаточных средств для покупки холста и красок, Ш. ограничивался созданием небольшого размера полуабстрактных пейзажей «домов-деревьев» или натюрмортов с неприхотливыми предметами из одинокой комнаты художника - кружками, кувшинами, бутылками, трубками, фруктами. В это трудное время литературное творчество Ш.
опережало живописное. Он активно сотрудничал с журналом «Числа» (1930-34), в котором выступал как писатель и поэт, принимал участие в работе литературного объединения «Кочевье», руководимого М.Слонимом, посещал вечера «Зеленой лампы», проводимые Д.Мережковским и З.Гаппиус на их парижской квартире. В 1930-е были завершены и изданы маленьким тиражом: поэмы в прозе «Долголиков» (1918-34, изд. в Париже, 1934: тираж 100 экз.) и «Небесный колокол» (1919-29, изд. в Париже, 1938: тираж 200 экз.); лирическая повесть «Заячье сердце» (1933-37, изд. в Париже, 1937, тираж 200 экз.) и др. произведения, переизданные издательством Ля Кестьон в 1960-е. Литературные опыты Ш. были замечены критикой, особенно поэма в прозе «Долголиков» - история одиночества творческой личности; поэма, по словам М.Осоргина, выявила «зрелое искусство и значительный вкус художественной души».
Своеобразной пластической метафорой душевного состояния героя поэмы - Долголикова и самого художника можно назвать картину Ш. «Маленькая читательница» (1932), в которой современник и друг художника Я.Горбов увидел образ одиночества - «глухого, непроницаемого, какого-то дрожащего: оно не только не пугает, оно притягивает, гипнотизирует».
В конце 1940-х в живописи Ш. наблюдалось отчетливое движение к абстракции, особенно в его сериях, интерпретирующих тему воды, моря как некой первоначальной материи, из которой все родилось. От декоративного орнаментализма, буйства красок художник шел к спокойной, умиротворяющей, почти монохромной живописи, превращающей, по наблюдению Р.Герра, водную стихию в «тихие и легкотекущие, чистые и небесные в их сущности и в их отражениях» шаршуновские воды (цикл живописных композиций «Морская стихия», 194849; цикл «Венеция», 1952; серия картин «Метаморфозы», созданная под впечатлением произведений Ф.Кафки).
С 1942 по 1960 Ш. снимал ателье «Сите Фальгер» в Париже. Начиная с 1944 на протяжении 12 лет регулярно выставлялся в галерее Р.Креза в Париже. С середины 1950-х все чаще обращался к теме музыки в своей живописи, сначала облекая в полуабстрактные формы пластические воплощения водной стихии и подчиняя их сложному музыкальному ритму, а затем вдохновляясь конкретными музыкальными произведениями (Бетховен.
Вариации, 1954: Стравинский. Симфония псалмов, 1957; Бетховен.
Концерт для фортепиано № 4, 1960; Бетховен. Кариолан, 1962: Шуберт.
Симфония № 9, 1963; Брамс. Вальс, 1969 и др.). В произведениях 1960-х появляется особого рода монументальность, рождаемая строгой симметрией форм, осязаемой материальностью простых геометрических форм.
Лишь в самом конце жизни после большой ретроспективной выставки в Национальном музее современного искусства в Париже в 1971 художник получил мировое признание. Почти все картины были моментально раскуплены, к мастеру пришло наконец и материальное благополучие. Но Ш. продолжал вести скромный, почти аскетичный образ жизни, довольствуясь малым и раздавая имеющиеся деньги первым встречным русским людям.
Почти в 90-летнем возрасте, в 1973-74, художник совершил свое последнее путешествие на «край света», на остров Галопагос, где написал один из лучших своих автопортретов, в котором, по словам Г.Адамовича, «сквозь белую маску лица обнажает всю суть человека, в котором уцелел русский сектант-подвижник из заволжских степей, готовый за свою веру взойти на костер».
В 1950-70-е много иллюстрировал и оформлял книги, среди которых: произведения П.Лекьюра - «Письма Жана Борэ» (Париж, 1957, тираж 5 экз.); «Общая панорама» (Париж, 1963, тираж 66 экз.); «Книга балетов» (Париж, 1964, тираж 210 экз.): «Абракадабра, СержШаршун, поэма-портрет» (Париж, 1971, тираж 76 экз.): «Мой Фауст» П.Валери (Братислава, 1970); «Поэмы» М.Гагарина (Париж, 1969, тираж 60 экз.) и др.
При жизни персональные выставки Ш. прошли также в Монреале в 1956-57; в Паричке в 1957, 1958-59, 1960, 1961, 1966, 1967, 1970, 1974; в Копенгагене в 1959; в Гейдельберге в 1960; в Нью-Йорке в 1960; в Милане в 1962, 1969, 1974; в Женеве в 1967, 1971: в Люксембурге в 1967, 1970-71 и в др. городах Европы.
Ш. похоронен, согласно желанию, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Произведения Ш. хранятся в Третьяковской галерее и крупнейших музеях мира.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции