Шазилиты

Найдено 1 определение
Шазилиты
последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена является Абу аль–Хасан Али ибн Абдулла ашШазили (593/1196–657/1258). Он был родом из тунисского селения Шазила в Северной Африке. На протяжении своей жизни он часто путешествовал, обучался различным наукам. Духовной практике суфизма он обучался у известных шейхов Абу аль–Фатха аль–Васити и Абд ас–Салама ибн Машиша. АшШазили умер в селении Хумайсра по пути в хадж. Там же он был похоронен. Шейх Абу аль–Хасан ашШазили призывал своих учеников к ежеминутному поминанию Аллаха посредством тихого зикрахафи. В то же время он не приветствовал практику затворничества (хальва) и коллективных собраний суфиев (сама), на которых читались громкие зикрыджахри, под звуки которых собравшиеся впадали в религиозный транс (ваджд). Он считал, что идеи и дух тариката, его последователи должны проявлять в своей личной и повседневной жизни. Последователи ордена шазилитов пользуются всеми дозволенными шариатом благами земного мира и не одобряют суровый ас–кетизм, уход от мира. Они считают, что поминание Аллаха и занятия духовной практикой не должны причинять ущерб повседневным обязанностям человека и его семье. Все это можно проводить и в свободное от работы и других занятий время. Любое дело и любая работа должна также выполняться с ощущением служения Аллаху и стремления заслужить Его милость. Шазилиты также не носят специальных одеяний, чтобы выделить себя из массы народа. Основы шазилитского учения состояли в следующих положениях: 1. Необходимости бояться Аллаха; 2. Полная приверженность Сунне в поступках и словах; 3. Упование только на Аллаха (а не на людей), как в счастье и довольстве, так и в случае несчастий, бед и трудностей; 4. Полное подчинение воле Аллаха; 5. Обращение за помощью только к Аллаху. В своем духовном пути к Аллаху, шазилиты предпочитают «трезвое» служение (сахв) и воздерживаются от состояний опьянения (сукр). В этом они являются последователями пути Джунайда аль–Багдади. Руководство орденом не передается по наследству, а является выборным. После смерти Абу аль–Хасана орден шазилитов возглавил Аббас аль–Мурси, а затем Тадж адДин ибн Атаулла аль–Искендерани, благодаря трудам которого шазилизм стал популярен в Магрибе. Шазилитом был также известный мусульманский историк и философ Ибн Халдун. В шазилизме существуют различные ветви аруситов, вафаитов, заррукитов, джазулитов, хабибитов и т.д. Несмотря на свои умеренные принципы, некоторые ветви шазилитов (например, исавиты) в своей духовной практике применяли методы религиозных экстазов. В ряде регионов Африки их учение сильно смешалось с местными традиционными воззрениями населения. По этой причине они постоянно подвергались нападкам ортодоксов. Шазилиты сыграли большую роль в деле исламизации многих народов Африки. Они также активно противодействовали колонизаторской политике европейских стран. Шазилизм распространен в основном в Египте, в странах Северной и Центральной Африки. В последнее время идеи шазилизма рас–пространяются и в Европе.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007