ШЕКСПИР
Шекспир
Уильям (1564–1616), англ. драматург и поэт. Первые напечатанные произведения Ш. представляют собой стихотворные переложения античных и мифологич. сюжетов из ранней рим. истории: «Венера и Адонис» (по «Метаморфозам» Овидия) и «Похищение Лукреции» (по Ливию и Овидию). В своих драматич. произведениях Ш. также использует античные мотивы, творчески перерабатывая их, приближая к проблемам современности. При этом в ранних комедиях он обращается непосредственно к античным образцам: «Комедия ошибок» — переработка «Менехмов» Плавта. Остроумно и свободно Ш. претворяет мн. другие сюжеты: Тесей и царица амазонок Ипполита (Плутарх), Титания (Овидий, «Метаморфозы»), Пирам и Фисба (там же). Эти образы Ш. использовал в комедии «Сон в летнюю ночь». Сюжет «Троила и Крессиды» взят из истории Троянской войны, «Перикл, князь Тирский» — из поздней античности. Биографии, написанные Плутархом, стали источником таких драматич. произведений, как «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан» и «Тимон Афинский»; о последнем сообщает и Лукиан в своих «Беседах мертвецов».
Источник: Словарь античности. 1989
ШЕКСПИР
Уильям (1564–1616) — выдающийся английский драматург и поэт, который до настоящего времени считается величайшим драматургом Англии. Автор 37 пьес, многочисленных поэм и 154 сонетов. Свой путь в драматургии Шекспир начал с создания исторических хроник («Генрих VI», 1522; «Ричард III», 1593; «Король Джон», 1596; «Ричард II», 1595 и др.), решавших важный для каждой эпохи вопрос: почему у власти оказываются люди, не способные обеспечить прогресс нации. Основным содержанием веселых и жизнерадостных шекспировских комедий («Сон в лет-нюю ночь», 1596; «Укрощение строптивой», 1593; «Двенадцатая ночь», 1600; «Виндзорские кумушки» и др.) являются изобретательные проделки, состязания в остроумии, торжество любви, самоотверженной друж-бы. Шутовской план, переодевания, процессы увенчания-развенчания роднят их с народным карнавалом. Трагические герои Шекспира в пьесах «Гамлет» (1601), «Отелло (1604), «Король Лир» (1605) и др. — люди сильных страстей, благородства, высокого человеческо-го достоинства, стремятся осознать смысл происходящих событий, свою судьбу, свои взаимоотношения с окружающими. В столкновении с жестоким миром лжи, насилия, лицемерия, порока, преступления они погибают, но одерживают победу над злом. Самым
беспросветным произведением Шекспира, завершившимся нравственным падением личности, ее крушени-ем, является трагедия «Манфред», герой которой смета-ет границу между добром и злом, обрекает себя на одиночество и смерть. Последние пьесы великого драматурга — «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», пред-ставлявшие собой своеобразное соединение трагико-медии, пасторальной драмы и аллегории, прокладывали путь романтизму
XIX века. В них преобладают фантастические и сказочные мотивы, исключительные события, утопические ситуации, завершающи-еся счастливым концом. Общечеловеческие проблемы, к которым обращался Шекспир, высочайшее мастерство драматурга сделали его пьесы актуальными в лю-бую эпоху. Его произведения ставятся на всех сценах мира и экранизируются.
беспросветным произведением Шекспира, завершившимся нравственным падением личности, ее крушени-ем, является трагедия «Манфред», герой которой смета-ет границу между добром и злом, обрекает себя на одиночество и смерть. Последние пьесы великого драматурга — «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», пред-ставлявшие собой своеобразное соединение трагико-медии, пасторальной драмы и аллегории, прокладывали путь романтизму
XIX века. В них преобладают фантастические и сказочные мотивы, исключительные события, утопические ситуации, завершающи-еся счастливым концом. Общечеловеческие проблемы, к которым обращался Шекспир, высочайшее мастерство драматурга сделали его пьесы актуальными в лю-бую эпоху. Его произведения ставятся на всех сценах мира и экранизируются.
ШЕКСПИР
Shakespeare) Уильям (1564, Стратфорд-он-Эйвон – 1616, там же), английский писатель. Родился в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит (сын умер в десятилетнем возрасте, дочери не оставили наследников, так что род Шекспира прервался в 17 в.). В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актер королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актер труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь. Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображен Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актеров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актеры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля. Около 1612 г. Шекспир вернулся в Стратфорд, где похоронен под алтарем храма Св. Троицы.
По сей день остается открытым вопрос об авторстве шекспировских пьес, которые с середины 19 в. многие исследователи, в т. ч. отечественные, приписывают другим лицам: философу Ф. Бэкону, графу Ретленду, драматургам Б. Джонсону, К. Марло.
Среди ранних произведений Шекспира – поэмы о трагической любви «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594), написанные в духе поэзии Возрождения; они принесли автору популярность, однако мировое признание Шекспир обрел как драматург. Так называемый «шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие Шекспиру пьесы) включает 37 драм. В ранних пьесах преобладает светлое, жизнеутверждающее начало: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы» (обе – 1598), «Двенадцатая ночь» (1600). Гуманистический призыв к взаимной терпимости, надежда на разум и победу над губительными предрассудками звучат в трагедии «Ромео и Джульетта» (1595) о сломанных жизнях юных возлюбленных, ставших жертвами давней родовой вражды своих семей. С годами в творчестве Шекспира, опирающегося на огромный материал истории и культуры разных стран, усиливается осознание сложности и противоречивости бытия. В исторических хрониках «Ричард III» (1593), «Генрих IV» (2 ч., 1597–98), в трагедиях «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), в «римских» трагедиях «Юлий Цезарь» (1599), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607) поэт оценил нравственные, общественные и политические конфликты как вечные законы, по которым высшие человеческие ценности – доброта, самоотверженность, честь, справедливость – неизбежно терпят поражение.
Самая сложная и «загадочная» пьеса Шекспира – трагедия «Гамлет». Характер главного героя породил множество разных интерпретаций, каждое поколение открывает в нем что-то свое, каждый исследователь пытается объяснить его по-новому. Слабость воли и несоответствие героя той задаче, которая возложена на него, увидел в Гамлете И. В. Гете. В. Г. Белинский подчеркнул в нем разлад между мечтами и представлениями о жизни и самой жизнью. И. С. Тургенев считал его эгоистом и скептиком. Однако нельзя не восхищаться его жаждой справедливости, готовностью к самопожертвованию во имя правды, мужеству и остроте ума. А. С. Пушкин так писал об особенности шекспировских характеров вообще: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные характеры». В «Гамлете» Шекспир писал, что задача искусства – «держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси – ее же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Ощущение мирового хаоса, о котором говорится в «Гамлете», не покидает Шекспира, настроение тревоги и беспокойства, вызванные переломом в жизни общества на рубеже 16–17 вв., отразились в его позднем творчестве. Поиски примиряющего исхода драматических ситуаций привели к созданию поздних романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612), в которых драматург стремится преодолеть разлад и вернуть миру утраченную гармонию. В последних пьесах Шекспир простился с театральным зрителем, подобно герою «Бури» – волшебнику Просперо, либо разуверившись в магии искусства, либо просто исчерпав ее возможности.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделенные сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Вклад Шекспира в мировую художественную литературу состоял и в его «Сонетах» (1592–1600), 154 лирико-философских стихотворениях, повествующих о любви автора к некоей «смуглой даме», коварной и своевольной, и о его дружбе с неким молодым человеком («белокурым другом»), который стал ему соперником и ради которого он расстается со своей возлюбленной. Раскрыть тайну лирической героини «Сонетов» старались многие исследователи творчества Шекспира, но до сих пор никто точно не может сказать, кто она: «Сонеты», содержащие автобиографические мотивы, – не лирический дневник поэта, а прежде всего художественное произведение. Поэтическое мастерство, драматизм, накал страстей, вмещенный в малую стихотворную форму, напряженный психологизм ставят «Сонеты» в один ряд с драматическими шедеврами Шекспира. Одним из лучших переводчиков сонетов на русский язык был С. Я. Маршак.
В России Шекспир впервые был упомянут среди прославленных поэтов в 1748 г. А. П. Сумароковым. Шекспир прочно вошел в отечественную культуру с первой пол. 19 в. Споры о Шекспире на рубеже 19–20 вв., и в частности негативное отношение к его творчеству Л. Н. Толстого, не ослабили воздействия английского драматурга на духовную жизнь россиян. Шекспир стал неотъемлемой частью русской культуры во многом благодаря великолепным переводам. На русский язык его переводили А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, А. И. Кронеберг, В. Я. Брюсов, Н. А. Холодковский, Т. Л. Щепкина-Куперник, М. Л. Лозинский, Б. Л. Пастернак.
По сей день остается открытым вопрос об авторстве шекспировских пьес, которые с середины 19 в. многие исследователи, в т. ч. отечественные, приписывают другим лицам: философу Ф. Бэкону, графу Ретленду, драматургам Б. Джонсону, К. Марло.
Среди ранних произведений Шекспира – поэмы о трагической любви «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594), написанные в духе поэзии Возрождения; они принесли автору популярность, однако мировое признание Шекспир обрел как драматург. Так называемый «шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие Шекспиру пьесы) включает 37 драм. В ранних пьесах преобладает светлое, жизнеутверждающее начало: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы» (обе – 1598), «Двенадцатая ночь» (1600). Гуманистический призыв к взаимной терпимости, надежда на разум и победу над губительными предрассудками звучат в трагедии «Ромео и Джульетта» (1595) о сломанных жизнях юных возлюбленных, ставших жертвами давней родовой вражды своих семей. С годами в творчестве Шекспира, опирающегося на огромный материал истории и культуры разных стран, усиливается осознание сложности и противоречивости бытия. В исторических хрониках «Ричард III» (1593), «Генрих IV» (2 ч., 1597–98), в трагедиях «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), в «римских» трагедиях «Юлий Цезарь» (1599), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607) поэт оценил нравственные, общественные и политические конфликты как вечные законы, по которым высшие человеческие ценности – доброта, самоотверженность, честь, справедливость – неизбежно терпят поражение.
Самая сложная и «загадочная» пьеса Шекспира – трагедия «Гамлет». Характер главного героя породил множество разных интерпретаций, каждое поколение открывает в нем что-то свое, каждый исследователь пытается объяснить его по-новому. Слабость воли и несоответствие героя той задаче, которая возложена на него, увидел в Гамлете И. В. Гете. В. Г. Белинский подчеркнул в нем разлад между мечтами и представлениями о жизни и самой жизнью. И. С. Тургенев считал его эгоистом и скептиком. Однако нельзя не восхищаться его жаждой справедливости, готовностью к самопожертвованию во имя правды, мужеству и остроте ума. А. С. Пушкин так писал об особенности шекспировских характеров вообще: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные характеры». В «Гамлете» Шекспир писал, что задача искусства – «держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси – ее же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Ощущение мирового хаоса, о котором говорится в «Гамлете», не покидает Шекспира, настроение тревоги и беспокойства, вызванные переломом в жизни общества на рубеже 16–17 вв., отразились в его позднем творчестве. Поиски примиряющего исхода драматических ситуаций привели к созданию поздних романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612), в которых драматург стремится преодолеть разлад и вернуть миру утраченную гармонию. В последних пьесах Шекспир простился с театральным зрителем, подобно герою «Бури» – волшебнику Просперо, либо разуверившись в магии искусства, либо просто исчерпав ее возможности.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделенные сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Вклад Шекспира в мировую художественную литературу состоял и в его «Сонетах» (1592–1600), 154 лирико-философских стихотворениях, повествующих о любви автора к некоей «смуглой даме», коварной и своевольной, и о его дружбе с неким молодым человеком («белокурым другом»), который стал ему соперником и ради которого он расстается со своей возлюбленной. Раскрыть тайну лирической героини «Сонетов» старались многие исследователи творчества Шекспира, но до сих пор никто точно не может сказать, кто она: «Сонеты», содержащие автобиографические мотивы, – не лирический дневник поэта, а прежде всего художественное произведение. Поэтическое мастерство, драматизм, накал страстей, вмещенный в малую стихотворную форму, напряженный психологизм ставят «Сонеты» в один ряд с драматическими шедеврами Шекспира. Одним из лучших переводчиков сонетов на русский язык был С. Я. Маршак.
В России Шекспир впервые был упомянут среди прославленных поэтов в 1748 г. А. П. Сумароковым. Шекспир прочно вошел в отечественную культуру с первой пол. 19 в. Споры о Шекспире на рубеже 19–20 вв., и в частности негативное отношение к его творчеству Л. Н. Толстого, не ослабили воздействия английского драматурга на духовную жизнь россиян. Шекспир стал неотъемлемой частью русской культуры во многом благодаря великолепным переводам. На русский язык его переводили А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, А. И. Кронеберг, В. Я. Брюсов, Н. А. Холодковский, Т. Л. Щепкина-Куперник, М. Л. Лозинский, Б. Л. Пастернак.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ШЕКСПИР
Shakespeare), Уильям (23(?).IV.1564 - 23.IV.1616) - английский поэт и драматург эпохи Возрождения. Род. в г. Стратфордон-Эйвон (графство Уорикшир) в семье зажиточного ремесленника-торговца. Учился в местной грамматич. школе. В сер. 1580-х гг. переселился в Лондон. В нач. 90-х гг. вступил в театральную труппу Бербеджа. С 1599 - пайщик театра "Глобус", принадлежавшего этой труппе. Первые пьесы Ш. написаны в нач. 90-х гг. (самое раннее, хотя и косвенное упоминание о Ш.-драматурге в печати относится к 1592). Ок. 1612 Ш. отошел от драматургич. деятельности и возвратился в Стратфорд, где провел последние годы жизни. Похоронен в стратфордской церкви. Творчество Ш., тесно связанное с расцветом и кризисом англ. гуманизма, стало одним из высших культурных достижений эпохи Возрождения, практич. реализацией ее социально-ист. и культурного опыта и духовного потенциала. Его мировоззрение, в основе к-рого лежит глубокий интерес к человеку и его природе (воспринимаемой как основа, условие и мерило человеческой деятельности), вера в человеческий разум и опыт, развивалось в одном русле с идеями передовой философии 16-17 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Бруно и др.). В то же время в решении проблем социального характера Ш. нередко был более последователен и диалектичен, чем философы и политич. мыслители его времени. Творчество Ш. характеризуется приверженностью гуманистич. идеалам при одновременном осознании сложности и противоречивости ист. действительности, что может считаться одной из наиболее ярких черт зарождавшегося в его творчестве историзма, к-рый в свою очередь тесно связан с развитием реалистич. тенденций в литературе эпохи Возрождения. Историзм пронизывает все творчество Ш. - от цикла ист. хроник, проникнутых пафосом рождения нац. гос-ва эпохи Возрождения, через комедии, отразившие повседневный быт этой эпохи, к трагедиям, в к-рых нашел проявление процесс кризиса гуманистич. миросозерцания, и т. н. пьесам-фантазиям, или трагикомедиям, отмеченным верой в грядущее торжество гуманистических идеалов. Интерес к собственно ист. теме характерен для всего творческого пути Ш. Из 37 пьес, составляющих шекспировский канон, примерно две трети написаны на ист. сюжеты. Особое место среди них занимает цикл сценич. хроник, посвященных истории Англии,- "Король Иоанн", "Ричард II", "Генрих IV" (ч. 1-2), "Генрих V", "Генрих VI" (ч. 1-3), "Ричард III", "Генрих VIII". Если в большинстве др. пьес III. история выступает прежде всего как фон драматич. действия, то в хрониках она составляет его осн., самодовлеющее содержание. Охватывая 300-летний период англ. истории, хроники воссоздают сложный и противоречивый процесс превращения раздираемой феод. междоусобицами страны в единое гос-во с сильной королевской властью, способной противостоять как сепаратизму феод. знати, так и внешней опасности. В то же время хроники Ш. не сводимы к простой сценич. вариации на темы отечеств, истории. Они сами - следствие и конкретное проявление рождения нац. самосознания англ. народа. Ист. представления Ш. сформировались под непосредств. воздействием гуманистич., в первую очередь английской, политической мысли и историографии. Лит. источником хроник и др. пьес на сюжеты из англ. истории были "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии", составленные группой хронистов во главе с Р. Холиншедом (Holinshed R. (а. о.), The chronicles of England, Scotlande and Irelande, v. 1-3, L., 1577, 2 ed., L., 1587), а также хроника Э. Холла "Союз двух благородных и достойных домов Ланкастеров и Йорков" (Hall E., The union of the two noble and illustre families of Lancastre and York, L., 1548), в к-рой, в свою очередь, использованы материалы из "Истории Ричарда III" Т. Мора (More T h., History of King Richard the Third, L., 1513; рус. пер., M., 1973) и "Английской истории" Полидора Вергилия (Vergilius Polydore, Anglicae historiae libri XXVII, Basiliae, 1555). Сюжеты "античных" драм по большей части заимствованы Ш. из "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха в переводе Т. Норта (1579). Метод Ш. допускал совмещение в ист. хрониках и драмах двух временных пластов, один из к-рых с большей или меньшей адекватностью отражал ист. обстановку описываемого периода истории, а другой привносил в драматургич. ткань непосредств. картины современности. Отсюда наличие конкретных неточностей, смещения дат и последовательности событий, что само по себе не было исключением и для собственно ист. произведений кон. 16 - нач. 17 вв. В своем творчестве III. по существу отказался от теологич., провиденциалистских концепций истории и подошел к представлению, согласно к-рому движущей силой истории является социально-активная личность, действующая в согласии с требованиями "времени", понимаемого как некая объективная закономерность. Не ограничиваясь одним только осуждением сепаратистских заговоров феод. знати, Ш. показал их ист. обреченность и неизбежность победы абсолютизма. Ш. отдал дань общим для большинства гуманистов заблуждениям относительно прогрессивности абсолютизма, к-рую он на рубеже 16-17 вв. (применительно к Англии) в значит. мере уже утратил (идеалом монарха Ш. считал Генриха V). Однако достоинством позиции Ш. по отношению к королевской власти является распространение на монархов гуманистич. принципов общественной морали, вплоть до фактич. признания права на сопротивление королю-тирану, королю-узурпатору ("Ричард III"). Важнейшей чертой творчества Ш. является его глубоко демократам., народный характер, проявившийся в широком изображении социальной, в т. ч. крестьянско-плебейской, среды (по выражению Ф. Энгельса, "фальстафовского фона" - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 494). В англ. хрониках и драмах на сюжеты из античной истории нашла отражение растущая социальная активность нар. масс, свидетелем к-рой был сам Ш. Народ в произведениях Ш.- реальная сила, от к-рой во многом зависит судьба власти я всего гос-ва. Вскрывая "партийный" характер политич. борьбы, Ш. в соответствии с представлениями современной ему политич. мысли показал, что только "партия", сумевшая завоевать доверие простого народа, способна одержать победу в борьбе за власть. Одновременно народ нередко выступает у Ш. как сила необузданная и неорганизованная, попадающая в зависимость от демагогии героя-авантюриста, что также вполне соответствовало ист. реальности 16-17 вв. В трагедиях Ш. ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и др.) с наибольшей силой проявилось его представление о теснейшей взаимосвязи личности с окружающей средой, с прошлым, настоящим и будущим. Его трагедии - не только признание краха гуманистич. иллюзий, но и осознание жестокой ист. закономерности гибели тех, кто верил в их осуществимость в условиях повседневной практики общества, шедшего на смену феодальному. Трагедия гуманизма воспринималась Ш. и др. гуманистами как кризис всех социальных и общественных связей. Естествен поэтому интерес Ш. к анализу в ист. плане широкого круга политич., моральных и философских проблем общества, потрясаемого социальными и политич. конфликтами. Острая злободневность этих проблем, делавшая невозможным их обсуждение на англ. материале, была одной из причин обращения драматурга к сюжетам из истории др. гос-в, в первую очередь - из античной истории ("Юлий Цезарь", "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский" и др.). Глубина гуманистич. в своей основе историзма Ш. проявилась в том, что он не ограничился критикой ценностей феод. общества, но и объективно стал одним из первых критиков нового, буржуазного общества, основанного на культе корыстолюбия, наживы и всевластия денег. Вместе с тем осознание крушения гуманистич. идеалов сопровождалось у Ш. (в отличие от большинства гуманистов его времени) твердой верой в необходимость борьбы против сил, противостоящих этим идеалам, борьбы, способной в ист. перспективе, обращенной в будущее, обеспечить победу нового над старым. Сочувственно относясь к утопич. теориям современности, отзвуки к-рых ощутимо заметны в его последних пьесах ("Перикл", "Цимбелин", "Буря"), Ш. отверг миф о "золотом веке", якобы лежащем в далеком прошлом. Творчество Ш. сыграло большую роль в становлении и развитии европейской и мировой культуры нового времени. Соч.: The complete works, L.- Glasgow, 1964; в рус. пер.- Полн. собр. соч., т. 1-8, М., 1957-60. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т 1-20, 22-23, 26, ч. 1, т. 27-38, 41, 46, ч. 1-2, т. 49 (см. Указат. имен); Морозов М., Шекспир, 2 изд., М., 1956; Смирнов А., Шекспир, Л.-М., 1963; Аникст А., Шекспир. Ремесло драматурга, М., 1974; Самарин Р. М., Реализм Шекспира, М., 1964; его же, "...Этот честный метод...", М., 1974; Шведов Ю., Исторические хроники Шекспира, М., 1964; Шекспир и русская культура, М.-Л., 1965; Пинский Л. Е., Шекспир. Основные начала драматургии, М., 1971; Шекспир в меняющемся мире, пер. с англ., М., 1966; Мортон А. Л., От Мэлори до Элиота, пер. с англ., М., 1970; Chambers E. K William Shakespeare, v. 1-2, Oxf., 1930; Tillard E. M. W, Shakespeare´s history plays, L., 1964; Ribner I., The Englis history play in the age of Shakespeare, L., 1965; CharneyM. M, Shakespeare´s roman plays, Camb., 1961; Holinshed´s chronicle as used in Shakespeare´s plays, L., 1955; Shakespeare´s Plutarch, Harmondsworth, 1964; Левидова И. М. (сост.), Шекспир. Библиография русских переводов и критич. лит-ры на русском языке. 1748-1962, М., 1964; Jaggard W., Shakespeare bibliography, L., 1971. В. М. Карев. Москва.